Найти в Дзене
Илья Duke

Танковая битва за Ханкалу - бой, который ничему не научил

Когда обсуждают боевые действия во время первой чеченской кампании, чаще всего вспоминают конечно же новогодний штурм Грозного с обязательным упоминанием гибели Майкопской бригады на железнодорожном вокзале, боев на площади Минутка и штурма президентского дворца. А вот бой, о котором пойдет речь в данной статье, как правило остается при этом в тени. О нем вообще вспоминают довольно редко. А зря. Ибо именно это событие стало во многом показательным, а выводов из произошедшего так и не было сделано. Впрочем, обо-всем по-порядку. События, о которых тут пойдет речь, произошли еще за несколько дней до штурма Грозного и вполне могли повлиять на ход событий в ходе этого штурма. Ханкала - восточный пригород Грозного, овладеть которым перед штурмом чеченской столицы было просто необходимо. Там же как раз находился и одноименный учебный военный аэродром, построенный еще в далеком 1942 году. Он и стал базой для чеченских ВВС, которые состояли из кустарно переделанных в легкие штурмовики учебных с

Когда обсуждают боевые действия во время первой чеченской кампании, чаще всего вспоминают конечно же новогодний штурм Грозного с обязательным упоминанием гибели Майкопской бригады на железнодорожном вокзале, боев на площади Минутка и штурма президентского дворца. А вот бой, о котором пойдет речь в данной статье, как правило остается при этом в тени. О нем вообще вспоминают довольно редко. А зря. Ибо именно это событие стало во многом показательным, а выводов из произошедшего так и не было сделано. Впрочем, обо-всем по-порядку.

События, о которых тут пойдет речь, произошли еще за несколько дней до штурма Грозного и вполне могли повлиять на ход событий в ходе этого штурма. Ханкала - восточный пригород Грозного, овладеть которым перед штурмом чеченской столицы было просто необходимо. Там же как раз находился и одноименный учебный военный аэродром, построенный еще в далеком 1942 году. Он и стал базой для чеченских ВВС, которые состояли из кустарно переделанных в легкие штурмовики учебных самолетов и некоторого количества вертолетов, оставленных там Российской армией в 1991 году.

-2

Чеченские самолеты, остававшиеся исправными на момент начала войны, как известно, сразу же были уничтожены российской авиацией. Однако было у дудаевцев и другое оружие, оставшееся от запасов времен СССР. В первую очередь это бронетехника учебной танковой части в Шали. Чеченцам достались 42 танка, 34 БМП и 74 БТР и МТЛБ.

-3

Вся техника естественно находилась в различной степени исправности, но ее тем не менее было достаточно, чтобы сепаратисты могли сформировать танковые и моторизованные подразделения. Людей отслуживших в советской армии и умеющих управлять всей этой техникой (в том числе обслуживать ее и ремонтировать) в Чечне оказалось вполне достаточно.

-4

При этом им ничего не мешало готовить и новые кадры. Ибо учебная часть в Шали со всей инфраструктурой и полигоном никуда собственно не делась. Чем сепаратисты успешно и занимались вплоть до начала войны. Основой танкового парка были танки Т-62 и Т-72А.

-5

Российская авиация накрыла танковый полк в Шали, уничтожив аж 21 танк, но на начало сухопутной операции сепаратисты по прежнему располагали исправной бронетехникой. Тем более что они захватили около 30 танков российских танкистов, сражавшихся на стороне антидудаевской оппозиции.

Вернемся же к Ханкале и событиям вокруг нее. Овладеть этим населенным пунктом было просто необходимо, поскольку через него проходило шоссе Аргун - Грозный и параллельная ему железная дорога. Задача овладеть Ханкалой была поставлена 129-му гвардейскому мотострелковому полку и 133-му отдельному гвардейскому танковому батальону. При общем развале Российской армии в начале 90-х это были не самые худшие части. К тому же подразделения 129-го полка несли службу как миротворцы в зоне грузинско-осетинского конфликта. При этом оба подразделения дислоцировались рядом - в поселке Каменка под Санкт Петербургом, командиры знали друг друга, что упрощало взаимодействие.

-6

25 декабря передовые группы обоих подразделений с ходу заняли Ханкалу практически не встретив сопротивления. После чего они получили задачу переместиться южнее, дабы контролировать шоссе ведущее в Грозный из Аргуна. Как только они это сделали, сепаратисты тут же вернули себе контроль над Ханкалой. Направлен туда был в том числе и дудаевский батальон спецназначения "Борз", создателем которого был Руслан Гилаев. Большинство бойцов как и сам Гилаев имели опыт войны в Абхазии.

Руслан Гилаев
Руслан Гилаев

Непосредственное командование группой выдвинувшейся в Ханкалу осуществлял Умалт Дашаев - друг и соратник Гилаева, также имевший боевой опыт. Численность группы была минимум 100 человек (т.е. полноценная рота). Ей было придано как минимум шесть танков и несколько БТР. Имел Дашаев и противотанковые ракетные комплексы "Метис", "Фагот" и "Конкурс". Артиллерийскую поддержку оказывало несколько минометов. 26 декабря занявшие уже Ханкалу дудаевцы попытались отбросить российских мотострелков от дороги. Однако российские войска при поддержке огня танков эту атаку отбили.

Днем 26 декабря к Ханкале подошел второй батальон 129 полка и оставшиеся танки 133 батальона. Наступление на Ханкалу решено было вести на следующий день сразу с двух направлений - со стороны шоссе и со стороны железной дороги и летного поля аэродрома. Дашаев же сосредоточил основные силы в районе шоссе, там находились и все шесть его танков. В 11.30 утра, как раз с этого направления российские войска пошли в атаку. Сразу же сказалась недостаточная выучка мехводов. Один из танков Т-80 свалился со склона карьера с высоты почти 15 метров:

-8

В результате падения никто не погиб, но от обстрела чеченцев один танкист был убит, остальные двое были ранены. Танк кстати потом был эвакуирован и после ремонта вернулся в строй.

Воспользовавшись тем, что российская колонная встала и занялась прикрытием и спасением танкистов, чеченцы пошли в контратаку, задействовав сразу все шесть своих танков, которые действовали вместе с бойцами "Борза" вооруженными гранатаметами

-9

Танковый бой шел на близкой дистанции - около 400 метров. Снарядом чеченского Т-72 был сразу поражен МТЛБ 129-го полка в котором погибло два человека. Также сразу же был подбит российский Т-80, но экипаж смог покинуть машину. Но на этом успехи чеченцев начали заканчиваться. Ответным выстрелом российского танка под командованием командира танковой роты капитана Качковского чеченский Т-72 был уничтожен.

Уничтоженный чеченский Т-72
Уничтоженный чеченский Т-72

Именно благодаря Качковскому возникшая было заминка из-за падения танка и неудачного начала танковой дуэли была преодолена. Танк Качковского при этом был аж три раза поражен чеченцами из РПГ, однако динамическая защита спасла танк и его экипаж и он продолжал бой. Почти сразу был поражен еще один чеченский Т-72.

Капитан Качковский
Капитан Качковский

Ситуация стала складываться не в пользу сепаратистов, они предпочли не продолжать бой и отошли. В это время со стороны летного поля пошла в атаку вторая группа российских войск. Танков у сепаратистов тут не было, зато были расчеты ПТРК и гранатометчики. Один российский танк сразу же был поражен из ПТРК. Командир танка сержант Горбунов погиб, остальные два члена экипажа получив ожоги смогли выбраться из подбитой машины.

-12

Попадание получил и еще один танк, но он остался в строю - опять спасла динамическая защита. Во взаимодействии с мотострелками танкисты в итоге подавили позиции ПТРК сепаратистов, после чего почти сразу же был убит их командир - Умалт Дашаев. Потерявшие командира и атакуемые сразу с двух сторон сепаратисты отступили в авиагородок Ханкалы, после чего, уже на следующий день, отошли в Грозный. Все шесть чеченских танков в ходе боев были либо подбиты либо брошены экипажами из-за поломок и невозможности их эвакуации.

Вот казалось бы и все. Российские войска победили понеся гораздо меньшие потери. Так видимо и подумало тогда российское командование. Однако выводы сделать все же стоило. Российским войскам противостояли вовсе не орды плохообученных и слабовооруженных бандитов, как тогда расписывали ситуацию российские СМИ. Если их послушать, дудаевцы должны были разбежаться едва российские колонны войдут в Грозный. Подобные иллюзии видимо были и у многих в российском руководстве. А ведь Дудаев еще с 1992 года ввел в Чечне всеобщую воинскую обязанность и на базе военной кафедры Нефтехимического института в Грозном проводилась постоянная военная подготовка новобранцев. Об этом было известно, но никто не обращал на это внимание.

Винят во всем обычно Грачева, но по факту на том самом печально известном совещании, когда было принято решение о начале операции в Чечне, как раз именно он запросил дополнительное время на подготовку, но в итоге сдался под напором Ельцина, Черномырдина, Барсукова, Коржакова и всей остальной "партии войны", настаивавшей на немедленном начале операции.

Казалось бы, после боя в Ханкале можно было уже понять, что российской армии противостоит не кучка плохо вооруженных боевиков, а такая же обученная армия, со своей структурой командования, бронетехникой и боевым опытом. Причем бронетехника у сепаратистов присутствовала вплоть до операции "Джихад" в 1996 году. Вот например на фото ниже чеченский танк с именем "Бамут" во время боев в Грозном в августе 1996 года.

-13

И, самое главное, на практике было показано, что чеченские подразделения могли вести бой даже с наиболее боеготовыми российскими частями, а вовсе не разбегались в разные стороны едва их завидев.

Но, выводов тогда сделано не было и во время новогоднего штурма Грозного произошла трагедия. Впрочем, эта традиция сохранилась и поныне. Солдат противника и сейчас часто называют "боевиками" и привычка недооценивать врага, считать его слабее себя просто по определению никуда не делась...

Еще мои статьи на тему чеченской войны: