«Поцелуй руки может доставить вам удовольствие, но браслет с бриллиантами и сапфирами прослужит вечно» – Лорелей Ли, «Джентльмены предпочитают блондинок».
В 1925 году популярный журнал мод «Harper's Bazaar» начал публиковать литературные миниатюры американской актрисы и писательницы Аниты Лус, рассказывающие о похождениях очаровательной блондинки Лорелей Ли.
Наивная провинциалка Лорелей, уверенная, что жизнь птиц является высшей формой цивилизации, пытается выйти замуж за богатого мужчину, чтобы обеспечить себе красивую и беззаботную жизнь.
По совету одного джентльмена, угощавшего девушку ужином в известном ресторане «Ритц», располагавшемся на 46-й улице Манхэттена, Лорелей начинает вести дневник, выдержки из которого, собственно, и становятся публикациями в журнале.
В один из дней знакомый Лорелей, «пуговичный король» Гас Эйсман, предлагает девушке отправиться на пароходе в Европу, обещая присоединиться к ней в Париже. В подкрепление своих слов он преподнес ей жемчужное ожерелье.
Убежденная, что бриллианты стоят дороже поцелуев, Лорелей тут же бросает своего возлюбленного писателя Джерри и, прихватив с собой подругу Дороти, отправляется в путешествие.
Брюнетка Дороти, в отличие от Лорелей, частенько «прогуливается с джентльменами, у которых за душой ничего нет», но зато она обладает неистощимым остроумием и способностью выпутываться из самых сложных жизненных ситуаций.
История появления на страницах журнала предприимчивых подружек весьма увлекательна.
В начале двадцатого века в Голливуде над сценариями для актрисы Констанс Талмадж, шурином которой был сам Джозеф Шнек (да, вы не ослышались, это тот самый еврей из Рыбинска Ярославской губернии), трудились два писателя: Анита Лус и продюсер Джон Эмерсон.
Дождавшись, когда Анита разведется с первым мужем, Джон в июне 1919 года, наконец, сделал ей предложение.
После шумной свадьбы, отпразднованной на вилле киномагната Шнека, пара переехала в Нью-Йорк, где арендовала дом в Грейт-Неке. Именно в этом районе города разворачиваются события, описанные в романе «Великий Гэтсби».
Переехав на новое место жительства, Джон заявил своей супруге, что «никогда не был и не мог быть верен ни одной женщине» и что ему как минимум один раз в неделю нужен перерыв в браке. Бедняжка Лус надеялась, что Джон разглядит за ее «скучной внешностью» умную и яркую личность, но, к сожалению, она ошиблась.
«Я нацелилась на умного человека, на которого могла равняться, но каким ужасным разочарованием было обнаружить, что я умнее его», – напишет она позже в своей автобиографической книге «Поцелуй Голливуд на прощание».
Джон начал встречаться с молодыми женщинами, в то время как Анита была вынуждена развлекать себя в компании сестер Талмадж, Мэрилин Миллер и других хористок, находящихся на содержании богатых мужчин.
Однажды Анита путешествовала на поезде в компании своего друга, журналиста и литературного критика Генри Менкена. Молодая женщина была не только его преданной поклонницей, но и безумно в него влюблена.
Каково же было ее разочарование, когда она узнала, что и Генри больше предпочитает разглядывать прелестные формы глупых блондинок, нежели любоваться ее умными глазами.
Всю дорогу ее спутник уделял внимание только этой девушке-флэпперу и вел себя как влюбленный простак.
Флэпперы – прозвище эмансипированных молодых девушек, олицетворяющих поколение «ревущих двадцатых». Они носили короткие юбки, ярко красились, слушали джаз, имели собственные автомобили и общались с мужчинами на равных.
Вернувшись домой, Анита взялась за перо и вскоре на свет появились короткие рассказы о практичной женщине легкого поведения Лорелей, а затем и сам комедийный роман «Джентльмены предпочитают блондинок».
Прототипом Лорелей послужили танцовщица Бродвея Лиллиана Лоррейн и актриса Мэй Кларк, а прототипом Дороти – сама Лус и ее подруга Констанс Талмадж.
Вначале Анита отнесла рукопись в одно из самых уважаемых американских издательств «Charles Scribner’s Sons», но там отказались публиковать ее книгу.
«Понимаете ли вы, милочка, – сказали в издательстве, – что вы первый американский писатель, рискнувший высмеять сэкс?».
Лус не стала с ними спорить и прямиком отправилась к их конкурентам – в издательство «Boni & Liveright», первым опубликовавшим книги Эрнеста Хемингуэя и Теодора Драйзера. Там труд писательницы оценили по достоинству и в ноябре месяце 1925 года книга «Джентльмены предпочитают блондинок» поступила в продажу.
Роман оказался настоящим бестселлером: весь тираж был продан менее чем за одну неделю, а пресса назвала Аниту новым «Фицджеральдом». Второе издание тиражом шестьдесят тысяч экземпляров было распродано в течение следующих тридцати дней.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд – автор романа «Великий Гэтсби».
Аните стали поступать письма с благодарностями и любезностями от самых известных людей, а английский король Георг V через своего эмиссара передал ей, что королевская семья в восторге от «Джентльменов», добавив, что принц Уэльский уже раздал 19 экземпляров ее книги.
В последующие годы роман «Джентльмены предпочитают блондинок» выдержит восемьдесят пять изданий и будет переведен на четырнадцать языков, включая русский и китайский. В 1927 году Анита Лус закончила работу над продолжением романа – «Но джентльмены женятся на брюнетках», также оказавшимся успешным.
Спустя несколько десятилетий во время телевизионного интервью Лус спросили, собирается ли она написать третью книгу. В ответ Анита шутливо произнесла, что название и тема третьей книги будут «Джентльмены предпочитают джентльменов».
Муж Аниты, Джон Эмерсон, не смог пережить такого ошеломляющего успеха своей супруги и впал в ужасную мани@кальную депрессию, длившуюся более четверти века. К чести Аниты, она не оставила своего мужа в беде и на протяжении восемнадцати лет оплачивала все его медицинские счета.
В 1926 году по роману был поставлен спектакль, а в 1928 году состоялась премьера одноименного немого фильма, главную роль в котором исполнила Рут Элис Тейлор. Во время поиска актрисы на роль Лорелей фанаты отправили в «Paramount Pictures» четырнадцать тысяч писем, в каждом из которых предлагался свой кандидат.
В ответ всем им была отправлена фотография Рут Тейлор, после того как ее выбрали на роль амбициозной блондинки. Это стало крупнейшей рассылкой фотографий одного актера, когда-либо осуществленной из Голливуда. В настоящее время не сохранилось ни одной копии этой кинокартины, и фильм считается утерянным.
Через десять лет Анита совместно с Джозефом Филдсом написала сценарий для мюзикла «Джентльмены предпочитают блондинок». В нем, помимо главных героинь, были сохранены трансатлантический переход, Фрэнсис Бикман, Генри Споффорд и тиара леди Бикман.
Премьера спектакля состоялась в бродвейском театре Зигфельда восьмого декабря 1949 года.
Блондинку Лорелей сыграла двадцативосьмилетняя американская актриса Кэрол Элейн Ченнинг, исполнив джазовую песню «Бриллианты – лучшие друзья девушек».
Спустя два года кинокомпания «20th Century Fox», заплатив сто пятьдесят тысяч долларов, приобрела права на мюзикл, намереваясь снять в роли Лорелей свою кассовую блондинку Бетти Грейбл. Однако размер ее гонорара оказался слишком высоким, и продюсеры решили попробовать с Мэрилин Монро.
За съемки в кинофильме Мэрилин заплатили всего восемнадцать тысяч долларов, тогда как Джейн Рассел, сыгравшая Дороти и имевшая контракт с Говардом Хьюзом, заработала двести тысяч долларов.
Позже пресса пыталась сфабриковать конфликт между двумя кинозвездами, но на самом деле Рассел, победительница конкурса «Лучший бюст Америки» и строгая католичка, не страдала звездной болезнью и тепло приняла Монро.
Она поддерживала Мэрилин во время репетиций, вселяя в нее уверенность, и служила посредником между Монро и режиссером Хоуксом. Режиссера раздражала постоянно присутствующая на киносъемочной площадке властная Наташа Лайтесс.
О непростых отношениях Монро с драматическим педагогом Наташей Лайтесс я уже упоминал в главе «Мэрилин Монро и несчастная любовница».
«Эта очень раздражающая женщина управляла жизнью Мэрилин, вмешивалась буквально во все, – вспоминала позже Джейн Рассел. – Я уверена, что Мэрилин не нуждалась в ней, она бы прекрасно обошлась и без нее, если бы только верила в себя».
Примерно сорок процентов фильма занимали музыкальные номера, поэтому для постановки песен был нанят «отец театрального джазового танца» Джек Коул. Свою карьеру он начал с выступлений в ночных клубах во время Великой депрессии, а завершил ее в качестве преподавателя на Бродвее и Голливуде.
Именно он срежиссировал все запоминающиеся эпизоды в фильме.
Хотя Мэрилин не была танцовщицей, он работал с ней как с великой звездой, заставляя излучать сексуальность и женственность. Джек диктовал актрисе каждую деталь: какую позу занять, как повернуть голову или руку.
В эпизоде «Бриллианты – лучшие друзья девушек» он окружил Мэрилин, одетую в обтягивающее розовое атласное платье без бретелек, двадцатью танцорами в смокингах с белыми галстуками.
Этот удачный прием позже позаимствуют такие исполнители, как Мадонна и Кайли Миноуг.
Кроме того, на головы танцовщиц надели черные сетки, чтобы Мэрилин Монро в эпизоде оказалась единственной блондинкой. Несколько строчек в песне озвучивает профессиональная певица Марни Никсон, так как для этого требовалось оперное исполнение.
В финале фильма, когда Лорелей разговаривает с отцом своего жениха, Мэрилин произносит знаменитую фразу: «Я могу быть умной, когда это нужно, но мужчинам это не нравится».
Это высказывание придумала и предложила внести в сценарий сама Монро.
После окончания съемок двадцать шестого июня 1953 года Мэрилин Монро и Джейн Рассел оставили свои подписи и отпечатки рук возле Китайского театра Граумана в Голливуде.
Премьера кинокартины состоялась первого июля 1953 года в Атлантик-Сити, пятнадцатого июля фильм вышел в прокат в Нью-Йорке и тридцать первого июля – в Лос-Анджелесе.
Шестнадцатого июля 1953 года известный кинокритик и руководитель кинораздела «New York Times» Босли Кроутер опубликовал статью о новом мюзикла «Twentieth Century-Fox» с Джейн Рассел и Мэрилин Монро в главных ролях.
В ней он отметил, что «классическую сагу о двух умных дамах» (здесь подразумевается книга Аниты Лус) в фильме превратили в «глупую историю о двух глупых куклах».
Далее Кроутер пишет:
«Все, что было от Лорелей мисс Лус, блондинки, чьим хобби было искусство добывать деньги для завтрака, потеряно, или, возможно, украдено в глупых трюках, поставленных для мисс Монро. А шутки, придуманные для мисс Рассел, лишены характера или очарования.
За исключением одного шикарного номера постановки, в котором мисс Монро поет песню-заглавие золотоискателей «Бриллианты – лучшие друзья девушек», в этой картине ничего хорошего.
Весь юмор заключается в таких вещах, как мисс Монро с трудом, по анатомическим причинам, протискивается через иллюминатор, или в том, как она и мисс Рассел сговариваются стянуть штаны с друга-джентльмена.
И все же, есть что-то в мисс Рассел, а также в мисс Монро, что заставляет вас смотреть на них, даже когда им совсем нечего делать.
Называйте это врожденным магнетизмом. Называйте это роскошным кокетством.
Называйте это как хотите. Это то, что делает это жизнерадостным шоу».
Для Мэрилин Монро в эпизоде «Бриллианты – лучшие друзья девушек» было сшито два розовых платья, так как длительные съемки оставляли на платьях, длиной до пола, заметные следы загрязнений.
Единственное сохранившееся до наших дней розовое платье одиннадцатого июня 2010 года было выставлено на продажу аукционным домом «Profiles in History».
В комплект одежды входили пара перчаток и розовый атласный пояс с надписью «M. Monroe A-698 1-27-3-7953» на внутренней кожаной подкладке. Изначально лот оценили в сто пятьдесят тысяч долларов, но в итоге комплект был продан за триста девятнадцать тысяч долларов.
На следующий день после завершения аукциона таблоиды опубликовали информацию о том, что проданное платье не является оригинальным.
Во-первых, цвет пояса не совпадал с оттенком самого платья.
Во-вторых, как отметили представители «Тhe Travilla estate» к внутренней стороне оригинала был приклеен черный фетр, придававший ему необходимую жесткость для танцевального номера.
У платья, выставленного на аукцион, черного фетра не было, и оно, скорее всего, является просто копией того самого платья, в котором Мэрилин исполняла свою песню.
По данным еженедельного обзора «National Boxoffice Survey» газеты «Variety» от двеннадцатого января 1954 года при затратах в 2,3 миллиона долларов фильм собрал в мировом прокате 5,1 миллиона долларов, заняв девятое место в списке самых прибыльных фильмов 1953 года.
Первое место в том году занял фильм «Плащаница» киностудии «20th Century Fox», собравший около 30 миллионов долларов и рассказывающий о судьбе римского военного трибуна Марцелла Галлиона, выигравшего одежду Иисуса в кости.
Уважаемые читатели! Все главы очерка о Мэрилин Монро размещены в подборке "Мэрилин Монро: правда и вымысел".
Источники:
New York Times. Joel Sayre «Kiss Hollywood Good‐by». 18.08.1974.
New York Times. Bosley Crowther. Smashing Interviews. Carol Channing Interview: Queen of Broadway Fights for the Arts. 16.08.2010.
THE SCREEN IN REVIEW; Gentlemen Prefer Blondes' at Roxy, With Marilyn Monroe and Jane Russell. 16.07.1953.
© 27.04.2025г.