Найти в Дзене
BARCA blog

Полки нового строя. Реформа ВС России, шаг № 14. Оценка солдата и допуск на передовую.

Потеряв на этой операции много знакомых и близких. Посчитав, сколько они пробыли времени на боевой подготовке и через сколько погибли, понял, что что-то с системой обучения надо менять. А если вспомнить, как меня учили, так всё понятно. В общем, не буду сыпать соль на раны и отвечу, исходя из своего консалтингового опыта, как, на мой взгляд, должна выглядеть система допуска в зону боевых действий каждого военнослужащего, от солдата до генерала. Текст опирается на принципы и является продолжением статьи. Читателям цикла, мы скоро продолжим про полки нового строя, но перед этим надо дать несколько новых вводных частей, перед тем как решим задачу механизированного наступления драгунами и кирасирами XXI века. В основу всей системы обучения предлагаю заложить базовый принцип, что мы настраиваем всю оценку с точки зрения готовности к реальному бою. Для этого нам надо ввести систему оценки как конкретного военнослужащего, так и объединения людей. В моей системе предлагается повзводно менять л
Оглавление
❝ Поверьте мне, у глупости свой особый запах. Даже если человек молчит. ❞ Жюль Ренар
❝ Поверьте мне, у глупости свой особый запах. Даже если человек молчит. ❞ Жюль Ренар

Потеряв на этой операции много знакомых и близких. Посчитав, сколько они пробыли времени на боевой подготовке и через сколько погибли, понял, что что-то с системой обучения надо менять. А если вспомнить, как меня учили, так всё понятно. В общем, не буду сыпать соль на раны и отвечу, исходя из своего консалтингового опыта, как, на мой взгляд, должна выглядеть система допуска в зону боевых действий каждого военнослужащего, от солдата до генерала.

Текст опирается на принципы и является продолжением статьи.

Читателям цикла, мы скоро продолжим про полки нового строя, но перед этим надо дать несколько новых вводных частей, перед тем как решим задачу механизированного наступления драгунами и кирасирами XXI века.

Оценка и обучение

В основу всей системы обучения предлагаю заложить базовый принцип, что мы настраиваем всю оценку с точки зрения готовности к реальному бою. Для этого нам надо ввести систему оценки как конкретного военнослужащего, так и объединения людей. В моей системе предлагается повзводно менять людей, так что слаженный взвод — это будет минимальный показатель.

Как я писал в части про 2-й эшелон полков нового строя, мы в красную зону боевых действий отправляем людей, которые прошли контроль. Основой этого контроля будет 2 аспекта.

Первый — достаточный личный уровень обученности военнослужащего. То есть актуальный балл по системе оценки (об этом ниже по тексту).

Второй — актуальный балл слаженности взвода, отделения, расчета, двойки, в рамках которой подразделение будет отправлять в красную зону.

На эти два аспекта накладывается оснащенность и запас материальных средств на их действия. Если нет кирпичей и цемента, даже лучшие каменщики не родят стену.

Boot Camp EPISODE 4 Forming
Boot Camp EPISODE 4 Forming

Система оценки в Армии нового строя

У нас есть понятие ВУС — военно-учетная специальность, неплохая система, но она немного устарела, если мы рассматриваем нашу нынешнюю систему. Я имею в виду устарела в плане статичности самого ВУСа и реальной жизни. На мой взгляд, его используют неправильно и линейно. Чтоб не было путаницы с имеющейся системой обучения, введу новое понятие «Роль», как в театре, системной инженерии и многих сферах.

Рассмотрим роль «Штурмовика». На мой взгляд, ВУС «Стрелок», который превратился в штурмовика, создал нам определенные проблемы в плане затыкания им самых опасных действий и превращения его в смертника. Ну ладно, вернемся к роли.

Роль в театре предполагает то, что человек ей соответствует. Например, молодую девушку желательно должна играть молодая девушка или та, которая выглядит так в данный момент. Она должна быть одета как молодая девушка (экипирована в соответствии с ролью) и, самое главное, вести себя в соответствии с ролью (обучена поведению роли). Давайте рассмотрим роль штурмовика с этой точки зрения.

Что должен уметь штурмовик в бою (тут кратко рассмотрим несколько функций, всю таблицу давать не буду). Эти умения должны перейти в навык (умение применять в реальной обстановке без посторонней подсказки и под стрессом).

Навыки Штурмовика:

  1. Выживать и передвигаться на заминированной и обстреливаемой территории. Тут я имею в виду, что человек должен понимать по звуку прилеты, уметь безопасно дойти до позиции. Понимать, как действуют разные инженерные боеприпасы, уметь их обходить. Тут можно много чего сказать, но отсутствие этого навыка, скорее всего, второй фактор после дронов в потерях.
  2. Навык маскировки и скрытного перемещения. Тут умение прятаться и минимизировать свою заметность.
  3. Владение АК-74, АК-12. Тут всё просто, без этого ты не боец, хотя за всю войну можешь ни разу воспользоваться.
  4. Физической умения поднимать необходимые грузы и сохранять работоспособность. Есть определенные базовые стандарты физической формы, ниже которых человек — обуза. У нас есть нормы ГТО, в США есть фитнес-тесты в разных подразделениях. Интересный момент: после прихода Трампа и отмены толерантности к женщинам сразу выкатили новый фитнес-тест рейнджера, который почти автоматом отсеивает большинство женщин и слабых мужчин. Физическая форма — одна из баз выживания на войне.
  5. Обороны от дронов. Тут, к сожалению, думаю, всем понятно. Человек сейчас в обязательном порядке должен уметь их сбивать. Тут можно говорить от тренировки на тарелочках и до отработки на реальных дронах. Если человек на полигоне не сбил 9 из 10 дронов, то его не стоит выпускать на штурм.
  6. Работа со стрессом. Это моя профессиональная боль, видно, что людей никто не учит, как отрабатывать страх, сомнения. Убирать на ранних стадиях ПТСР. Самое обидное, что это можно делать просто даже в окопе. У нас есть отечественное направление психотерапии ИНП, международное EMDR и другие, которые эффективно на ранних стадиях помогают. Напишите, если меня читают подразделения, которым предстоит отправка в зону СВО из Московского региона, могу приехать и организовать психологическую подготовку, пишите на почту. Есть у психики способность чувствовать опасность и сохранять жизнь человеку, кто-то называет её чуйкой, есть понятие «денжеризм». Есть военная статистика, что после месяца пребывания на передовой у тех, кто выжил, формируется это чувство. Оно часто помогает выжить, пока ПТСР и истощение его не заглушат. Так вот эта чуйка с точки зрения психотерапии — простое поведение, которому можно заранее подготовить!
  7. Метание гранат. После ренессанса гранат в Первую мировую войну они актуальны и по сей день. Навык метания очень важен, и особенно из стесненных положений.
  8. Сон и бытовые вопросы. На мой взгляд, гигантское упущение, многие не умеют носить современную мембранную одежду и организовывать быт. Меня, например, не учили, как жить в землянках, думаю, как и многих. Поддержание здоровья, иммунитет и питание. Тут про правильную организацию процесса в условиях ограниченной логистики.
  9. Организация обороны здания. Тут от понимания, какие толщины стен и как они держат воздействия, до основ блиндирования и ведения боя. Это важнейший навык, даже авиатехнику в наряде стоять на КПП и надо понимать, как обороняться.
  10. Штурм зданий: как проходить углы, лестницы и многое другое.
  11. Штурм окопа: подход, зачистка и т. п.
  12. Радиопереговоры: культура и особенности.
  13. Медицинская подготовка: как не умереть от осколка.
  14. Ориентирование и чтение карт.
  15. Строительство оборонительных сооружений

Это не полный список, он  больше как пример.

Каждая роль имеет свои специфические навыки, думаю это понятно. Единственно считаю что роль Штурмовика/Стрелка должна стать базовой и в обязательном порядке даваться каждому мужчине. Подробней писал тут. А пока к системе оценки вернемся.

Каждый навык надо оценивать, для системы я выбрал модель в 1, 2,3 4 балла/ступени освоения предмета в зависимости от владения.

Кадр из Король вечеринок / Van Wilder
Кадр из Король вечеринок / Van Wilder

Тут предлагаю ввести систему в 4 уровня знания по каждому предмету.

  1. А — базовый уровень, человек ознакомлен с предметом и задачей, может выполнить все базовые функции, применять, хранить и настраивать.
  2. Б — нормальный уровень владения, хорошо используют, может перенести навык владения на схожие типы вооружения. Умеет доведенные до автоматизма навыки профессионала, может легко подготовить, объяснить людям уровень А.
  3. В — знание и умение применять множество техник во владении предметом. Инструктировать уровень А, Б.
  4. Г — элита, мастер своего дела, продолжения человека, его мастерство.

Срок действия оценки

Каждая ступень будет присваиваться по всем необходимым навыкам (объектам/функциям) обучения: от физической подготовки, владения АК-74, метания гранат, управления дроном FPV, медицинской помощи до операции загрузки баллистических ракет в шахту и операции воздушной дозаправки СУ-57.

Главный смысл в том, что каждая ступень после её проверки экзаменом у военнослужащего действует 3 года (пока такая цифра адекватна, максимум 5 лет). Через 3 года она сгорает, и человек по конкретному пункту знаний опускается на ступень ниже. И так каждые 3 года, вплоть до 0. Это важнейшее революционное изменение, которое нацелено на регулярную боевую подготовку как срочников, контрактников, так и офицеров вплоть до генералов. Теперь армия становится местом постоянного обучения даже в мирное время.

Такая система позволит законодательно запретить без подготовки мобилизованных отправлять сразу в бой. Так и без толкового доучивания делать всякие мотопехотные полки РВСН и ВКС. Теперь условный базовый уровень РОЛИ (ВУС) «Штурмовик» — это набор 15–50 показателей, из которых минимум половина должна быть уровнем 2, при этом этот уровень будет для перевода в батальон обучения на этап слаживания!

А это значит что тех техников ВКС, которых перевели в мотострелки ВКС должны полноценно пройти обучение и достичь Роли/ВУС “Штурмовик”.

Тут мы вводим контрольную точку перевода из центров подготовки в действующие полки для срочников, контрактников, добровольцев, офицеров.

Прямо чтоб все поняли: если боец индивидуальными навыками не проходит минимальный балл, он не допускается на сколачивание взвода, а отправляется доучиваться. Это дает возможность командиру боевого взвода и инструкторам батальона обучения полка работать с подготовленными кадрами. Это же делегирует воспитательный процесс с самыми отбитыми из дальних гарнизонов в 3–7 базовых центров подготовки, где будут самые опытные кадры по работе с персоналом.

Подсчет

С точки зрения работы с оценками — здесь легко ложится простая математическая система. Например, роль «пулеметчик» (одиночный, расчет пулемета — это другая роль и система обучения) будет иметь 30 показателей. По нашей системе для минимального допуска человека половина показателей должна быть уровнем два, то выходит простой подсчет: 15*1 + 15*2 = 45 баллов (котов, очков, тигров — как назовем, читатели?). Значит, мобилизовали Васю-пулеметчика, а у него с учетом возраста, долгой мирной жизни сгорели очки квалификации и останется 15 баллов — значит, будьте добры, доучите человека! А потом займитесь слаживанием в отделение, взвод, роту. А только после этого на фронт, а не как моего знакомого мобилизовали и через три недели уже похоронили. Царство Небесное, Максим.

Пример таблицы. Винипуха на дообучение.
Пример таблицы. Винипуха на дообучение.

В итоге наш подход со временем приведет к тому, что мы займемся регулярной боевой подготовкой резерва. А срочная служба превратится в настоящую боевую подготовку, ибо минимальный уровень подготовки сделает резервиста непригодным через 3 года после срочки, когда сгорят балы его оценки.

Напомню, человека оценивают не те, кто его готовили, а командование по странам, представители полков и сторонние специалисты: ФСБ, Ространснадзор (водителей, механиков). И представители депутата, курирующего полк.

Оценка слаживания

Схожий подход сделаем и для слаживания. Хочу отметить, различие оценки индивидуально и в составе подразделения не означает, что обучение должно строго идти поэтапно в центрах подготовки и полковых батальонах обучения.

Уровень слаживания можно также оценивать по системе 4 уровня/балла по каждой функции, которую должны уметь делать группы людей. По этой простой математике сделать на каждый этап слаживания оценки для двойки (расчета), группы (3–4 чел.), отделения, взвода, роты. В групповом обучении, как и в индивидуальном, есть список важных стандартных умений, например отделение должно уметь взаимодействовать и маневрировать с БМП в пешем порядке, организовывать КПП и проводить досмотр.

Причем командир взвода, его заместитель и командиры отделения в обязательном порядке проходят все этапы слаживания, которое проводит батальон обучения полка. У нас есть тенденция, судя по Маркину, страха офицеров потерять авторитет и увиливание от обучения совместно с бойцами. Офицер, который не участвует в подготовке своего взвода, ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕПРИГОДНЫЙ человек, таких понижать в звании. На этапе слаживания инструктор готовит отделение, взвод как целое и работает именно с механизмом взаимодействия людей, так что командный состав должен быть в процессе обучения. Кажется, простая истина, но она попирается на практике.

В общем, схему применяем такую же, как с индивидуальным обучением, и считаем баллы, действующие, пока 70% личного состава остаются те же люди. А это уже механизм ротации, если более четверти личного состава выбывает, подразделение теряет допуск и требует отзыва на слаживание. Так мы получим второй жесткий фильтр, сейчас многим кажется это перебором, но у нас очень маленькая страна. 146 млн + 26 млн корейцев + 9 млн белорусов + 7 млн сербов — всё это очень мало для соседства с США, Европой, Китаем. Нам остается стать очень эффективными...

Мотивация в системе

За каждый уровень знания и слаживания будем начислять деньги. Ко всему этому надо ввести систему постоянного и обязательного расширения квалификации и дать возможность пехотинцу отправляться на парашютные сборы, механиков БМП, артиллеристов и т. д. Задача — создать большую группу людей с широким кругозором, главным навыком, позволяющим быстро ориентироваться в новой обстановке и выигрывать. Это даст возможность службой зарабатывать деньги, а не сдачей цветмета с базы.

Фото начало XX века РИА.
Фото начало XX века РИА.

Важным моментом будет то, что военнослужащий запаса будет иметь возможность условно получить раз в год выплату одномесячную действующего военного при наличии у него квалификации больше 1-го уровня за свои индивидуальные навыки. Это будет уже людей на срочке и контракте обучаться мотивировать. Научился метать гранаты как Бог, на 4-й уровень знаний вышел — 9 лет, пока до первого уровня сгорит оценка, получаешь раз в год выплату условные 500 рублей. А таких навыков можно под пару десятков набрать за срочную службу. При правильной организации люди будут по конкурсу на сборы проситься, чтоб подтянуть оценки и иметь активные баллы для выплат.

Это в купе с предложенной мной перманентной системой подготовки мобилизационного запаса мы сделаем более активным взаимодействие армии и общества.

Фильтр входа в красную зону

У нас в концепции полков нового типа есть система в 3 элемента. Второй элемент находится в желтой зоне, и главным образом это маршевый батальон. В рамках этого элемента будет находиться комиссия из офицеров батальона обучения, представителя депутата (курирующего полк) и центра базовой подготовки. Они будут окончательно проверять данные личного состава взводов и фиксировать факт их перехода в красную зону. Тут важный момент, выплаты в красной зоне — это боевые выплаты по закону. Мы, фиксируя конкретных людей во взводе, четко понимаем, кто несет ответственность и куда направили их. Это элемент создания информационной системы, в которой будет записано все: от обученности до направления.

Так вот, чтоб из маршевого батальона взводу попасть на передовую, у всех будет проверяться наличие минимального набора баллов по индивидуальной подготовке. Затем проверка полного оснащения в соответствии с ролью. Условно, пулеметчик, не обеспеченный пулеметными коробками, такое же разбазаривание русского народа, как и недоученный боец. В оснащении тоже можно ввести некую градацию: минимальный уровень, достаточный, оптимальный, и не стесняться вносить в него новые пункты оснащения, которые покрывают за счет закупкой полком на гражданском рынке или волонтерами. И вопрос оснащенности тоже переводим в бальную систему (от защиты глаз до средств РЭБ индивидуальных), фиксируя показатель перед отправкой в красную зону.

Полевые лагеря РККА 1941
Полевые лагеря РККА 1941

Затем будет проверяться слаженность и наработка предстоящих задач, то есть если взводу штурмовать, то он должен будет пройти на слаживание все типовые варианты от обороны до закрепления. То есть набор стандартных порядков действий и быть специфически оснащен для этого. Под оснащение я понимаю обеспечен материальными средствами, которые везет с собой в минимуме (если предстоит обороняться, то как минимум масксети и мешки под песок).

Исходя из этого, мы понимаем главную задачу маршевого батальона: он должен следить и поддерживать состав готовых и аттестованных взводов.

Итог

Так я вижу исчисляемым методом систему фильтров для отправки людей на войну. Тут решаем простой вопрос с точки зрения оптимизации и возможность со временем проводить корреляцию потерь с реальным уровнем индивидуальной подготовки и слаживания.Так мы включаем в армию науку «Управления конфигурацией» и можем начать управлять.

Условно сколько бойцов-штурмовиков выживает с уровнем подготовки 45 баллов, а сколько со 100 баллами. И соответственно слаженный взвод на 30 баллов несет потерь по сравнению с 70-балльным. Это всё гигантская статистика, которая даст обратную связь и позволит налаживать и корректировать процесс подготовки. Сюда же добавляем оценку оснащенности средствами индивидуально и взвода в целом в баллах, и у нас появляется четкая картина. Мы как общество будем понимать, сколько стоит нам конкретная потеря, и сможем на уровне больших чисел управлять этим. Здесь мы приходим к действию теории ограничений и контроля узкого звена. И самое главное, теоретические и практические наработки есть, как таким ограничением управлять.

Теперь на каждого человека у нас будет статистика по:

  • Уровень личных навыков перед отправкой в бой или окончание срочной службы. Мы теперь знаем, как понять качество подготовки срочника.
  • Уровень экипированости человека перед выходом в зону войны
  • Уровень слаженности человека в расчете/отделении
  • Уровень оснащенности расчета/отделения материальными средствами
  • Уровень слаженности взвода
  • Уровень оснащенности взвода материальными средствами

Эту информацию надо сделать открытой по всем, кроме секретных ролей РВСН и ВКС. Родственники должны знать, кто и как готовил их близких, а депутаты — кураторы полков должны влиять на армейский механизм.

Из Варшавы эффективней оборонять Курск. 1911. Симбирцы эпохи стоянки полка в городе Прасныше к 100-летнему юбилею 24-го пехотного Симбирского полка. Варшава Источник humus.livejournal.com
Из Варшавы эффективней оборонять Курск. 1911. Симбирцы эпохи стоянки полка в городе Прасныше к 100-летнему юбилею 24-го пехотного Симбирского полка. Варшава Источник humus.livejournal.com

Уже сейчас можем внедрить четкую систему оценки, завязать её на автоматизации. Используя, направлять ресурсы страны на самое важное и дающее результат, сохраняя жизни наших близких. Хотя и считается, что это у нас прокси-война с НАТО, мы должны относиться к противнику как папуасам в плане того, что нам невыгодно соотношение потерь меньше 1 к 10. Напомню, что наши «непартнеры» в 43-44-м годах достигли такого соотношения с японцами в воздушных боях, так что можно уважать или нет ВСУ, статистика должна быть выгодной нам. А как этого добиться, вы уже поняли: управлять обученностью и оснащенностью, ибо всегда выигрывает система с лучшим уровнем организации. Надеюсь, наша страна будет такой системой с высоким уровнем организации.

Уважаемые читатели, как назовем баллы системы оценки?

Хорошо освежить время чтением статьи.