Это был хит-парад роскоши: лучшие мастера, самые дорогие материалы, самые крутые технологии момента. И самые громкие имена владельцев. Русский высший свет сверкал с головы до пят и в самых неожиданных местах. Пройдемся по залам выставки «Блеск русского двора» в ГИМе, чтобы убедиться в этом.
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами», — писали Ильф и Петров. Дополним классиков: даже в таком большом мире, как Русский императорский двор, была куча маленьких вещей.
Гусары, вам слово!
«Чем только не занимаются люди! В большом мире изобретен дизель-мотор, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь „уйди-уйди“, написана песенка „Кирпичики“ и построены брюки фасона „полпред“...».
... а еще в этом мире Фаберже выковал портсигар с инкрустацией картами, выпивкой и панталонами (явно женскими).
«Это традиционный подарок офицеру, — поясняет заведующая экскурсионно-методическим отделом Государственного исторического музея Армине Макичян. — На подобных портсигарах могли находиться изображения, связанные как с важными вехами в жизни офицера, так и с его увлечениями».
Имени владельца музей не знает, но можно провести расследование по явно личным уликам. Тут есть божья коровка (мастера Фаберже использовали ее как «символ благой вести о рождении наследника») — это веха. И есть телескоп — определенно, увлечение. А панталоны и шампанское это повседневность. Идентифицировать гусара они вряд ли помогут.
Рядом с портсигаром на выставке красуется бальный мундир офицера Кавалергардского Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны полка: алое сукно, серебряное шитье. «Лучшие танцоры кавалерийских полков. должны были присутствовать на императорских балах. И для них это было не развлечение, а служба: они были обязаны приглашать дам, которых никто не приглашал», — объясняет Армине Макичян.
Как удобно! В кавалергарды старались подбирать высоких безбородых красавцев, по возможности — блондинов. «Боже, какой мужчина, — вспыхнет, бывало, дама на бале. — Подойду к нему сама: взгляну на его портсигар, покажу свой портбукет...»
Кавалергарда век недолог, но потому так сладок он.
Портбукеты, вееры, платья
«Портбукет (фр. porte-bouquet) — футляр для цветов, который крепится к платью или носится в руках. Первоначально его функцией была защита платья, рук и перчаток женщины от пятен и царапин, которые могли оставить живые цветы», — сообщает справочник.
Но в руках дамы что угодно превратится в сумочку: в портбукетах хранили духи и записки, к ним крепили зеркальце, ими (особенно модными если) унижали соперниц на расстоянии. Портбукеты были очень популярны.
Пока их не сменили драгоценные веера. Вот этот, например, был заказан к свадьбе Татьяны Александровны Рибопьер (1828-1879) и Николая Борисовича Юсупова (1827-1891), и обошелся в тысячу рублей. Рабочий, для сравнения, в то время получал 30-50 рублей в месяц — дорогой, в целом, веер.
Так ведь он из остромодного в 1856 году кружева. Причем это алансонское кружево, самое дорогое и тонкое в мире — на то, чтобы сплести 1 кв. см этого кружево, у мастерицы уходило семь часов.
Но и в этом мире заоблачных цен и кропотливых мастеров нельзя было решить вопрос с веерами раз и навсегда. Потому что мода менялась и хоп! — уже следует менять кружево на чугун. Сегодня, мадам, в тренде готика и новые металлургическаие технологии.
Интересно, а этот веер мог бы в сложенном виде заменить дубинку? «Вещи эти, на самом деле, довольно легкие, — улыбается Армине Макичян. — Мы знаем, что у королевы Виктории был похожий веер и он весил всего 80 грамм».
Балы тогда становились площадкой презентации новых разработок. «Это платье цвета „цикламен“ напоминает нам о моде 1860-х годов, когда появились первые анилиновые красители и самые яркие оттенки стали невероятно популярны. И это очень дорогая муаровая ткань, а не разводы, как может показаться...», — говорит Армине Макичян.
В следующем примере тоже сказала свое слово химия (и технологии пищевых производств). Но сказала не вполне удачно. «У желатиновых блесток был досадный изъян: высокая температура и влажность заставляли привередливый материал таять. Попав под дождь, можно было оказаться в очень неловкой ситуации, потеряв часть своих чешуек», — сообщает журнал Marie Clarie.
Помпеи, телескоп, волосы
Давление на моду оказывали и громкие археологические открытия, что мне особенно приятно. Этот браслет из серпентинита с надписью POMPEI, пишут, «принадлежал императрице Александре Федоровне». Но какой из двух АФ? Видимо, той, что супруга Николая I, в девичестве — Шарлотта Прусская (1798-1855). Активные раскопки в Помпеях начались как раз в ее времена.
Оцените аромат эпохи: Помпеи тогда могли стать семейным бизнесом. Карл Брюллов написал «Последний день Помпеи», а его старший брат Александр — оформил «Помпейскую столовую» в Зимнем дворце. Мебельный гарнитур для столовой по рисункам Брюллова сделали в мастерской братьев Гамбс.
О, сколько историй собралось в одном только этом абзаце 🙂
Ценность завершившейся в ГИМе выставки в том, что мы с вами увидели не просто моды с 18-го по начало 20-го веков — это квинтэссенция той моды. Это не просто часы — это часы на подвеске-шатлене, с печатью и ключом, от знаменитого Джозефа Даддса (1721-1780) из Лондона.
И это не абы чей телескоп, а изумительный образец искусства рококо, радовавший саму императрицу Елизавету Петровну.
Обратите внимание на скромные памятные медальоны: в левом волосы Петра Великого, в правом — его внука Петра II. Интересно, можно ли клонировать императора по ДНК?
Первый в истории настоящий кутюрье Чарльз Ворт был любимым портным первой красавицы России, императрицы Марии Федоровны. Правда, тут уже и не сам Чарльз работал, а его сыновья. И самой императрице уже 53 года. Ну и что? Настоящей красоте время только придает глубину и цвет.
В данном случае — глубоко аметистовый.
Тайны, перстни, попугаи
А это вот неясно чьи волосы в звезде-медальоне. Неясно — потому что это был какой-то секретный масон, да? Может быть, даже декабрист? Медальон сделан в Санкт-Петербурге около 1825 года, поступил в музей в 1861 году. Передан по предписанию обер-гофмаршала...
Загадочные тайны глубин нашей истории, не иначе.
Обитатели тех глубин, в целом, были живые люди вроде нас. У них тоже порхали в животе бабочки и расцветали в душе незабудки. Ну ок, в этом случае расцветала орхидея вида Cattleya granulosa, произведенная, по всей видимости, в парижской мастерской Жюльена Дюваля и Жоржа Ле Тюрка.
И у бабочки было брюшко из сапфира.
Им нравились попугаи (ну а кто не любит попугаев?). Конкретно этот — от бренда Cartier, но поговаривают, что на Картье в данном случае поработали люди Фаберже. Иначе откуда там белорецкий кварц?
Владельцы всего этого были люди как люди. Просто поверх кожи у них был толстый-толстый слой бриллиантов.
И можно с бирюзой.
«Драгоценности! Блеск русского двора», совместная выставка Эрмитажа и Государственного исторического музея, проходила 18.12-2024-12.05.2025 гг. в Москве. Генеральный партнер выставки — Фонд развития социальных инициатив Юрия и Марины Шамара.