Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Малый мир двора императора: платья, попугаи, портсигары, тайны, масоны, волосы

Это был хит-парад роскоши: лучшие мастера, самые дорогие материалы, самые крутые технологии момента. И самые громкие имена владельцев. Русский высший свет сверкал с головы до пят и в самых неожиданных местах. Пройдемся по залам выставки «Блеск русского двора» в ГИМе, чтобы убедиться в этом. «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами», — писали Ильф и Петров. Дополним классиков: даже в таком большом мире, как Русский императорский двор, была куча маленьких вещей. «Чем только не занимаются люди! В большом мире изобретен дизель-мотор, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь „уйди-уйди“, написана песенка „Кирпичики“ и построены брюки фасона „полпред“...». ... а еще в этом мире Фаберже выковал портсигар с инкрустацией картами, выпивкой и панталонами (явно женскими). «Это традиционный подарок офицеру, — поясняет заведующая экс
Оглавление

Это был хит-парад роскоши: лучшие мастера, самые дорогие материалы, самые крутые технологии момента. И самые громкие имена владельцев. Русский высший свет сверкал с головы до пят и в самых неожиданных местах. Пройдемся по залам выставки «Блеск русского двора» в ГИМе, чтобы убедиться в этом.

Вся съемка в публикации (шикарная, прямо скажем) предоставлена пресс-службой Исторического музея
Вся съемка в публикации (шикарная, прямо скажем) предоставлена пресс-службой Исторического музея

«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами», — писали Ильф и Петров. Дополним классиков: даже в таком большом мире, как Русский императорский двор, была куча маленьких вещей.

Гусары, вам слово!

«Чем только не занимаются люди! В большом мире изобретен дизель-мотор, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь „уйди-уйди“, написана песенка „Кирпичики“ и построены брюки фасона „полпред“...».

... а еще в этом мире Фаберже выковал портсигар с инкрустацией картами, выпивкой и панталонами (явно женскими).

«Это традиционный подарок офицеру, — поясняет заведующая экскурсионно-методическим отделом Государственного исторического музея Армине Макичян. — На подобных портсигарах могли находиться изображения, связанные как с важными вехами в жизни офицера, так и с его увлечениями».

Имени владельца музей не знает, но можно провести расследование по явно личным уликам. Тут есть божья коровка (мастера Фаберже использовали ее как «символ благой вести о рождении наследника») — это веха. И есть телескоп — определенно, увлечение. А панталоны и шампанское это повседневность. Идентифицировать гусара они вряд ли помогут.

Рядом с портсигаром на выставке красуется бальный мундир офицера Кавалергардского Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны полка: алое сукно, серебряное шитье. «Лучшие танцоры кавалерийских полков. должны были присутствовать на императорских балах. И для них это было не развлечение, а служба: они были обязаны приглашать дам, которых никто не приглашал», — объясняет Армине Макичян.

Как удобно! В кавалергарды старались подбирать высоких безбородых красавцев, по возможности — блондинов. «Боже, какой мужчина, — вспыхнет, бывало, дама на бале. — Подойду к нему сама: взгляну на его портсигар, покажу свой портбукет...»

Кавалергарда век недолог, но потому так сладок он.

Портбукеты, вееры, платья

Портбукеты 19 века из собрания Эрмитажа
Портбукеты 19 века из собрания Эрмитажа

«Портбукет (фр. porte-bouquet) — футляр для цветов, который крепится к платью или носится в руках. Первоначально его функцией была защита платья, рук и перчаток женщины от пятен и царапин, которые могли оставить живые цветы», — сообщает справочник.

Но в руках дамы что угодно превратится в сумочку: в портбукетах хранили духи и записки, к ним крепили зеркальце, ими (особенно модными если) унижали соперниц на расстоянии. Портбукеты были очень популярны.

Пока их не сменили драгоценные веера. Вот этот, например, был заказан к свадьбе Татьяны Александровны Рибопьер (1828-1879) и Николая Борисовича Юсупова (1827-1891), и обошелся в тысячу рублей. Рабочий, для сравнения, в то время получал 30-50 рублей в месяц — дорогой, в целом, веер.

Так ведь он из остромодного в 1856 году кружева. Причем это алансонское кружево, самое дорогое и тонкое в мире — на то, чтобы сплести 1 кв. см этого кружево, у мастерицы уходило семь часов.

Но и в этом мире заоблачных цен и кропотливых мастеров нельзя было решить вопрос с веерами раз и навсегда. Потому что мода менялась и хоп! — уже следует менять кружево на чугун. Сегодня, мадам, в тренде готика и новые металлургическаие технологии.

Интересно, а этот веер мог бы в сложенном виде заменить дубинку? «Вещи эти, на самом деле, довольно легкие, — улыбается Армине Макичян. — Мы знаем, что у королевы Виктории был похожий веер и он весил всего 80 грамм».

Балы тогда становились площадкой презентации новых разработок. «Это платье цвета „цикламен“ напоминает нам о моде 1860-х годов, когда появились первые анилиновые красители и самые яркие оттенки стали невероятно популярны. И это очень дорогая муаровая ткань, а не разводы, как может показаться...», — говорит Армине Макичян.

В следующем примере тоже сказала свое слово химия (и технологии пищевых производств). Но сказала не вполне удачно. «У желатиновых блесток был досадный изъян: высокая температура и влажность заставляли привередливый материал таять. Попав под дождь, можно было оказаться в очень неловкой ситуации, потеряв часть своих чешуек», — сообщает журнал Marie Clarie.

Помпеи, телескоп, волосы

Давление на моду оказывали и громкие археологические открытия, что мне особенно приятно. Этот браслет из серпентинита с надписью POMPEI, пишут, «принадлежал императрице Александре Федоровне». Но какой из двух АФ? Видимо, той, что супруга Николая I, в девичестве — Шарлотта Прусская (1798-1855). Активные раскопки в Помпеях начались как раз в ее времена.

Оцените аромат эпохи: Помпеи тогда могли стать семейным бизнесом. Карл Брюллов написал «Последний день Помпеи», а его старший брат Александр — оформил «Помпейскую столовую» в Зимнем дворце. Мебельный гарнитур для столовой по рисункам Брюллова сделали в мастерской братьев Гамбс.

О, сколько историй собралось в одном только этом абзаце 🙂

Ценность завершившейся в ГИМе выставки в том, что мы с вами увидели не просто моды с 18-го по начало 20-го веков — это квинтэссенция той моды. Это не просто часы — это часы на подвеске-шатлене, с печатью и ключом, от знаменитого Джозефа Даддса (1721-1780) из Лондона.

И это не абы чей телескоп, а изумительный образец искусства рококо, радовавший саму императрицу Елизавету Петровну.

Подзорная труба, Франция, середина XVIII в., золото, серебро, алмазы, (розы), рубины, папье-маше, рог домашнего животного, стекло (линзы). Длина 20,2 см (в сложенном виде) см, диаметр 3,6 см
Подзорная труба, Франция, середина XVIII в., золото, серебро, алмазы, (розы), рубины, папье-маше, рог домашнего животного, стекло (линзы). Длина 20,2 см (в сложенном виде) см, диаметр 3,6 см

Обратите внимание на скромные памятные медальоны: в левом волосы Петра Великого, в правом — его внука Петра II. Интересно, можно ли клонировать императора по ДНК?

Волосы Петра I и Петра II
Волосы Петра I и Петра II

Первый в истории настоящий кутюрье Чарльз Ворт был любимым портным первой красавицы России, императрицы Марии Федоровны. Правда, тут уже и не сам Чарльз работал, а его сыновья. И самой императрице уже 53 года. Ну и что? Настоящей красоте время только придает глубину и цвет.

В данном случае — глубоко аметистовый.

Тайны, перстни, попугаи

А это вот неясно чьи волосы в звезде-медальоне. Неясно — потому что это был какой-то секретный масон, да? Может быть, даже декабрист? Медальон сделан в Санкт-Петербурге около 1825 года, поступил в музей в 1861 году. Передан по предписанию обер-гофмаршала...

Загадочные тайны глубин нашей истории, не иначе.

Медальон в виде звезды, Россия, Санкт-Петербург, около 1825 г., золото, серебро, бриллианты, эмаль, стекло, волосы. Диаметр 4,8 см. Поступил в 1861 г. Передан по предписанию обер-гофмаршала
Медальон в виде звезды, Россия, Санкт-Петербург, около 1825 г., золото, серебро, бриллианты, эмаль, стекло, волосы. Диаметр 4,8 см. Поступил в 1861 г. Передан по предписанию обер-гофмаршала

Обитатели тех глубин, в целом, были живые люди вроде нас. У них тоже порхали в животе бабочки и расцветали в душе незабудки. Ну ок, в этом случае расцветала орхидея вида Cattleya granulosa, произведенная, по всей видимости, в парижской мастерской Жюльена Дюваля и Жоржа Ле Тюрка.

И у бабочки было брюшко из сапфира.

Им нравились попугаи (ну а кто не любит попугаев?). Конкретно этот — от бренда Cartier, но поговаривают, что на Картье в данном случае поработали люди Фаберже. Иначе откуда там белорецкий кварц?

Владельцы всего этого были люди как люди. Просто поверх кожи у них был толстый-толстый слой бриллиантов.

И можно с бирюзой.

«Драгоценности! Блеск русского двора», совместная выставка Эрмитажа и Государственного исторического музея, проходила 18.12-2024-12.05.2025 гг. в Москве. Генеральный партнер выставки — Фонд развития социальных инициатив Юрия и Марины Шамара.