Найти в Дзене

Проводы весны встреча лета: Троица-Духов день

Оглавление

День Святой Троицы как церковный праздник

День Святой Троицы, праздник, отмечается на 50-й день после Пасхи, поэтому иногда Троицу называли Пятидесятницей. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Это событие считается важнейшим в христианской истории, так как знаменует собой рождение церкви.

На Руси Троица как праздник становится особо почитаема лишь в XIV-XV веках, это связано с Сергием Радонежским, одним из самых почитаемых в народе святых, и его деятельностью по объединению княжеств. Образ святой Троицы как неразделимой стали ассоциировать с русскими землями, которые должны были стать также неделимы, образуя единое государство.

Празднование начинается с Вселенской субботы и заканчивалось Духовым днем. Празднование Троицы церковью по торжественности и размаху уступало разве что Пасхе.

Народное празднование Троицы

Комплекс народных обрядов имел не меньший размах, чем церковный, и представлял собой важнейший период народного календаря. Троица была одним из почитаемых народных праздников. Основная часть обрядов была связана с растительностью, которая в эти дни была на пике расцвета.

Но не только народные ритуалы отдавали дань зелени и березовым веткам, даже церковь украшали травами и цветами, а прихожане во время службы держали березовые ветки.

Начинали обряды, приуроченные к Троице, накануне, во Вселенскую субботу, поминанием родственников. Не запирали двери, чтобы души могли вернуться домой, красили яйца и посещали кладбище. Причем поминальный обряд зачастую могли закончить плясками и песнями по дороге домой с кладбища.

Сведения о поминальных обычаях троицкого цикла содержатся в документах XVI-XVII веков. «В троицкую субботу по селам и погостам ходят мужи и жены, плачут по умершим с великим воплем, а когда скоморохи начинают играть всякие бесовские игры, то люд перестает плакать и скачет и пляшет вместе со всеми».

Основная часть обычаев, как говорилось выше, связана с растительностью — это выражается в украшении жилищ и построек зеленью. Украшение зеленью дома — этот обычай характерен для всех восточных славян, хотя растения, которые используют в ритуалах, могут различны.

Троицкая зелень

Троицкая зелень — ритуальная растительность, состоявшая из свежих трав, цветов, деревьев либо веток, ее использовали для украшения жилого пространства и церквей.

Украшения зеленью в этот период связано с представлениями о магической силе растений в период их наивысшего расцвета, считается, что эта сила посредством магии соприкосновения передается людям, животным и урожаю.

Существовал запрет прикасаться в период Семика-Духова дня к зелени железными орудиями, косить траву, рубить деревья, за исключением березки, которую использовали в троицком ритуале. Считалось, что железо, являющееся оберегом от колдовства, может разрушить магию троицкой зелени.

Береза была самой распространенной троицкой зеленью, но могли использовать ветви и других деревьев.

Русское население Восточной Сибири повсеместно в качестве зелени на Троицу использовало еловые ветки, на юге и в Поволжье могли приносить ветки клена, липы и рябины.
Но были деревья, которые использовать запрещалось, прежде всего осину («осина — чертова лесина»), а также крушину и орешник.

Заготавливали зелень накануне праздника, иногда заготовка могла длится всю ночь, причем места намечали заранее. После праздника зелень убирали, так, впрочем, поступали со всеми праздничными атрибутами. Березку, служившую центром праздничных веселий, топили в ближайшем водоеме, сжигали либо выносили в поле.

Береза — символ праздника

Троицкие гуляния
Троицкие гуляния

Символом праздника и главным ритуальным атрибутом, вокруг которого сосредотачивались все обряды и гуляния на Троицу, была береза.

Несмотря на общий ритуальный атрибут, березу, в разных районах комплекс обрядов, связанных с ней, был различен, но основные элементы оставались неизменны: выбор и украшение дерева, совместная трапеза, завивание венков, кумление, хороводные танцы, песни и уничтожение дерева.

В некоторых областях березку заменяла кукла-чучело, правда, также сделанная из березовых веток. В кукле были подчеркнуты половые признаки, она могла быть и мужчиной, и женщиной. Большинство праздников весенне-летнего периода были пронизаны темой эротизма и межполовых отношений.

Троицкие гуляния

Троица изначально в народном понимании была больше девичьим праздником, в последующем ставшим праздником молодежи. Проводились гуляния, собиравшие несколько окрестных деревень, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, столбики и воротца. А главным развлечением становились качели, которые помимо развлечения выполняли и ритуальную функцию.

В эти дни, как и любой другой пограничный период, девушки гадали на судьбу и замужество, бросая свитые специально к празднику венки в воду.

Обязательными обрядами цикла было хождение девушек в жито (поле), ношение ритуальной украшенной березки по деревне (или куклы, ее заменяющей), все эти обряды были направлены на плодородие и урожай.

Духов день

Завершал троицкий праздничный цикл Духов день (день Святого Духа). Этот день в народной традиции связан с землей. Что, собственно, логично, поскольку весь праздничный цикл изобиловал обрядами, которые должны были привлечь плодородие, а после такого даже земле требовался отдых.

На Духов день земля именинница, все травы и цветы радуются.

Главным запретом этого праздника было трогать землю: нельзя было пахать, сажать, рыть и втыкать колья. Вплоть до того, что крестьяне верили, что в этот день нельзя носить обувь, и поэтому все от мала до велика ходили босиком.

Существовало поверье, что праведникам в этот день земля открывает тайны. На рассвете ходили в лес слушать клады, припадая ухом к земле.

В народном представлении Духов День считался опасным, так как именно с него начинается активное взаимодействие мира людей с миром потусторонним, кульминация разгула нечестии придется на Ивана Купалу. Духов день во многих местах открывал русалью неделю.

По некоторым поверьям, русалки — это души утопленников или детей, умерших некрещеными. В это время русалки появлялись в полях и лесах, качались на деревьях и заманивали прохожих, чтобы их защекотать.

На Духов день считали уже настоящим летом, так как, согласно народным приметам, больше не было заморозков.

Не верь теплу до Духова дня.
Придет Свят-Духов день — будет на дворе как на печке.
Свят-Дух весь белый свет согреет.

Запреты и поверья, связанные с троицким циклом

В Семик запреты, связанные с водой: нельзя было мыть, стирать и полоскать, иначе жди в семье утопленника.

Поскольку троицкий период связан с растительностью и зеленью, именно на нее были направлены основные запреты.

Нельзя было рубить деревья до Троицы.
Без Троицы дом не строится (дома начинали строить после праздника).
На Троицу лес именинник.
Нельзя также было пахать, ломать ветки, косить траву, даже запрещалось рвать цветы и вносить в дом все, что связано с зеленью, непосредственно до праздника.
На троицу дождь — много грибов.

В аграрном смысле период праздников от Семика до Духова дня завершал не только весну, но и весенние обряды и ритуалы. Больше не красили яйца, в некоторых местах переставали водить хороводы, заканчивали все весенние полевые работы и ритуалы, с ними связанные. Период заканчивался так же, как и Масленица: удалением из своего пространства всех ритуальных атрибутов, символизирующих праздник и весну, тем самым открывая дорогу лету, которому соответствовали уже совсем другие обряды.

Понравилась статья? Поблагодарить легко! Не стесняйтесь, подписывайтесь, оставляйте комментарий.