Мы оставили 158 стрелковую дивизию 9 марта 1942 у дер. Пустошка, которую дивизия пытается взять тремя полками! С 23.00 9 марта дивизия вновь переходит в атаку на эту деревню. Для того, чтобы ворваться в неё, надо преодолеть 600-800 метров открытого пространства. К тому же местность позволяет фашистам поддерживать свой опорный пункт огнем из других опорников.
Продолжение ранее см. Ржевская битва. Командарм решил продолжать решительное наступление. Штурм 2 д.Пустошка. 1942
Оперативная ситуация на 10 марта
В 2 часа ночи 10 марта в штаб 22 армии из 158 сд направлена сводка о том, что 881 сп (стрелковый полк) находится в 100-150 м северо-западнее деревни, 879 сп в 150-200 м севернее, 875 сп – 50-100 м северо-восточнее Пустошки. Насколько это точно так, сказать трудно. В 14.00 10 марта в штаб армии доложено, что наши части не имели успеха, 879 и 881 сп отошли в Жиганово, 875 сп в Комары. 423 артсполк 158 сд показал расход 212 снарядов 10 марта – уничтожено 4 пулеметных точки, рассеян обоз, подавлены 3 миномета и мин.батарея.
В немецкой сводке 102 п.д. (предоставлены проектом "Ржевский выступ") рассказано о 10 марта так: “Наступательная мощь противника, залёгшего под Пустошкой, по сравнении с атаками, совершенными накануне, ослабла. Несмотря на многочисленные броски на разных участках, русские повсюду получают отпор и в предрассветных сумерках вновь отступают в долину реки Молодой Туд.”
Журнал боевых действий 875 сп
Поскольку на 11 марта 158 дивизии было приказано выйти на линию Лезвино-Козино, комдив Зыгин решает провести ночную операцию по захвату Пустошки. Как проходила эта операция, дает представление разобранный мной (наконец, с трудом – он выцветший) журнал боевых действий (ЖБД) 875 сп. Читаем запись на 10-11 марта 1942г.
”Противник упорно обороняет Макарово-Холмец-Пробойка-Пустошка-Баранцево-Яблонька. Огневые точки – тяжелый миномет – Холмец, Пробойка, Яблонька, Б.Слатня, пулеметные - Пробойка, Пустошка, Поддубная, Яблонька ведут огонь по нашим наступающим подразделениям.
Противотанковая пушка ведёт огонь из дзота/из танка/, ведет огонь по нашим станковым пулеметам. Для ночной операции из 881 сп. в 1.00 11.3 (11 марта) прибыло 83 чел. и (в) 1.20 из (879?) сп группа 45 чел. 875 сп скомплектовал группу в 80 чел. Командует всеми 3 группами ст.лейтенант Шорин, комиссар - Попель. (В) 2.20 группа получила задачу. В 3.20 явился [в штаб 875 полка – О.Д.] комиссар Попель и заявил, что атака не может быть успешной, так как наступает рассвет. В 3.50 связной ст.лейтенанта Шорина доложил, что Шорин отменил ночную операцию. (В) 4.10 начштадив 158 [начальник штаба] подтвердил приказ. (В) 4.30 собраны [обратно?] группы. (В) 5.10 занято исходное положение – 700 м (от) восточной окраины Пустошки. (В) 5.45 группы подошли (на) 300-400 м (к) Пустошка и подверглись ожесточенному огню немецких минометов из Холмеца, Пустошка, Пробойка, Б.Слатня и кинжальному пулеметному огню из Пустошки, Баранцево, Поддубная. Продвижение прекратилось. Подразделения залегли и окопались. К 13.30 1, 2 и 3 сб (875 cп) заняли исходное положение восточнее и севернее Пустошки 600-700 м.”
Немецкая сводка и изменение наших планов
Что пишет журнал немецкой 102 п.д. об 11 марта: “После ночи, прошедшей спокойно, противник после артподготовки, правда, лишь небольшой, силами соответственно примерно по 200 чел. атакует опорные пункты Каменка (186 сд -О.Д.) и Пустошка (158 сд - О.Д.). Обе атаки легко отражаются. После этого противник вновь отходит назад и окапывается примерно в 500 м от обоих опорных пунктов. Далее в течение первой половины дня наблюдается, как русские в своей обычной манере, небольшими группами, подводят подкрепления общей численностью примерно 400-500 чел. в деревни Комары, Жиганово и Подсосенки. Поскольку можно было отчётливо наблюдать, что часть этих групп не имеет при себе никакого оружия, можно сделать вывод, что речь снова идет о подводе [маршевого] пополнения личного состава. Исходя из прежнего опыта, следует рассчитывать на повторение вражеских так в их прежней форме.”
Согласно ЖБД 158 сд - В 14.30 11 марта Комдив 158 сд подписывает боевое распоряжение №17/оп. Задача дивизии – (теперь уже) одним полком (875) блокировать Пустошку, двумя полками (879 и 881) (дивизия) овладевает Баранцево, в дальнейшем наступает на Рассказово. Баранцево находится за Пустошкой. Чтобы его взять, надо обойти Пустошку слева(см.карту выше) и пройти через деревню Поддубная, которую ещё 8 марта немцы снова заняли. Именно поэтому в ЖБД 158 на 11 марта стоит запись, что 879 сп ведёт бой за Поддубную в 300 метрах северо-западнее деревни, а 881 сп находится в 600 м северо-западнее Поддубная. Тем не менее, немецкие сводки не замечают какие-либо бои в районе Поддубной 11 марта, поэтому если и были столкновения у Поддубной, то в виде отдельной перестрелки. Зато, видимо, за оставление этой "неудобной" д.Поддубной с большими потерями 8 марта и срыв т.о. наступления на Баранцево, был отозван и отстранен от командования 879 сп капитан Сгибнев. Исполняющим обязанности командира 879 полка назначен ПНО-1 (помощник начальника штаба по оперативной работе) майор Богданов. Возможно, что действительно в штадиве узнали только в ночь 10/11 марта о том, что д.Поддубная занята вновь немцами и представляет собой снова опорный пункт.
Рассказ участника о штурме Пустошки
Однако мы возвращаемся к Пустошке и пытаемся понять, что такое блокировка нас.пункта в условиях Ржевской битвы. Об этом очень красочно рассказывает командир санвзвода 2 сб 875 сп С.Сафронов. Возможно, он ошибся в датах и говорит об атаке рано утром 11 марта, но всё же считаю по многим причинам, что это "рядовая" атака состоялась именно утром 12 марта.
“В ночь на 12 марта наш батальон снова получил приказ командования снова атаковать противника и овладеть Пустошками. Под покровом ночи, который то и дело освещался вспышками вражеских ракет, мы пересекли, вернее, переползали, занятую недавно высоту, которая была, в буквальном смысле слова усеяна трупами наших солдат. В нескольких шагах передо мной продвигались вновь назначенный (после ранения Ольшука) комбат, старший лейтенант Яков Шорин /бывший командир пулеметной роты, молодой (1915 г.р.), невысокого роста/ и комиссар батальона /фамилию не помню (Попель -? О.Д.)/. Спустившись в небольшую, покрытую мелким кустарников ложбину мы залегли, наскоро вытоптав снег для КП (командного пункта), и стали ждать сигнала к наступлению, которое должно было начаться ещё до рассвета.
По неизвестной мне причине, сигнал задерживался; стало уже рассветать и нам стала хорошо видна вся деревня, расположенная от нас примерно в 700-800 метрах, на невысоком холме, подступы к которому были совершенно открыты. Слева от деревни стояли два сарая, в которых, как выяснилось потом, были установлены пулеметные гнезда противника… Когда был получен сигнал к наступлению, солнце уже поднималось над горизонтом. Нам на КП было видно, как передняя цепь наших бойцов продвигалась вперёд и от деревни её отделяло не более 100 метров. Разумеется, всё это происходило “на глазах” у немцев, которые, очевидно, ждали определенного момента для начала контрнаступления. И это произошло через несколько минут. Открылся мощный перекрёстный огонь из минометов и пулеметов противника. Наступавшие цепи наших бойцов были прижаты к земле, а через некоторое время стали беспорядочно отступать на исходные позиции.
Было хорошо видно (солнце уже поднялось), как под непрерывным огнём врага таяли наши силы, и батальон оказался в таком же положении, в котором он находился несколько дней назад под Холмецом. Было очевидно, что без подкрепления свежими силами, без всякой огневой поддержки с тыла, тем более после первой неудачной попытки ("первой для 875 сп"- см. 9 марта- О.Д.) захватить д. Пустошка, нельзя было посылать бойцов снова в бой. Однако командир и комиссар, вероятно, по приказу командира полка, приняли решение возобновить атаку. С этой целью они оставили КП и направились в расположение стрелковых рот, которые продолжали оставаться под непрерывным огнем противника. Я пошел вместе с комбатом на правый фланг батальона, а комиссар – на левый. Продвигаться вперёд пришлось с большим трудом, так как пули то и дело жужжали над нашими головами, и мы были вынуждены прижиматься к земле, двигаясь то перебежками, то ползком.. Таким образом мы прошли около 150 метров. Вдруг свист множества пуль автоматчиков заставил нас прилечь. В это же мгновение я услышал приглушённый крик комбата, который находился впереди меня примерно в 15-20 метрах. Он звал меня. Это был крик раненого о помощи. Когда я подполз к комбату, то увидел, что он лежит с перебитой левой голенью...”
Почему же повторился штурм Пустошки?
Немецкая сводка 102 п.д. сообщает об этом бое кратко. - "После ночи, прошедшей спокойно, возобновляются вражеские броски, сперва силами лишь примерно одной роты на Малую Мошениху, Каменку (186 сд) и Пустошку (158 сд). Все три атаки захлебываются под нашим заградительным огнем". Про роту вы не удивляйтесь, в немецкой сводке 23 корпуса говорится про атаки утром 12 марта в каждом случае по 100-150 чел., а это и есть рота полного состава. Батальон Шорина стал по факту ротой.
Но спрашивается, какого рожна его батальон пошел в лобовую атаку на Пустошку, когда был приказ её блокировать? Какое-то понимание ситуации дает анализ боевое распоряжение штаба артиллерии 158 сд, выпущенное в 17.20 11 марта. В нем подробно расписано, как роты 875 сп должны блокировать Пустошку. При чтении распоряжения выясняется, что одной роте 875 сп с 3 пулеметами следует занять ещё и д.Поддубную. А 879 и 881 полкам предписывается ударом овладеть д.Баранцево, минуя, не задерживаясь, Поддубную. Такое впечатление, что рота 875 сп играет здесь роль своего рода авангарда, малыми силами расчищающего дорогу двум полкам. Те заходят в тыл Пустошки, берут Баранцево, немцы сами бегут из Пустошки. Таков оперативный замысел? Видимо, к ночи в штабе дивизии поняли, что быстро так Поддубную не взять и планы переиграли – послали на удачу - даже без артподготовки - один батальон на привычный лобовой штурм д. Пустошки. Но почему тогда Шорин в отличие от 11 марта тянул с наступлением до рассвета? Это была отвлекающая атака, но от чего?
Продолжение следует
Очерк включен в специальную подборку Ржевская битва (здесь). Смотрите также Подборки Великая Отечественная война и Воспоминания ветеранов
Статья написана в рамках проекта «Ржевский выступ. Связь поколений», реализуемого Тверской РОО ПИО «Память поколений» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов №25-1- 003793 от 31.01.2025"
Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №353, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории