– Федя, куда подевались деньги из папки с документами? Там осталось всего пятьдесят тысяч, а ещё недавно было почти восемьдесят!
– Прости, Ир, не успел рассказать. Маме позарез потребовалась крупная сумма на прошлой неделе, я ей помог. Обещаю с ближайшей зарплаты вернуть недостающее.
– Ты же в курсе, что мы откладывали на новую сантехнику - я сегодня как раз собиралась оформить заказ. С мамой всё в порядке?
– Я не уточнял ещё. Она только позвонила с утра, сказала, что срочно деньги нужны.
Ира подозревала, зачем свекрови снова понадобились деньги. Скорее всего, как и прежде, это Настя попросила помощи. А мать не отказала любимой дочери. Для Анны Геннадьевны Настя всегда была идеалом и с детства не знала отказов.
Если дочке требовался новый телефон, пенсия не тратилась – всегда находилась заначка сына. Потом и сама свекровь проболталась, что перевод предназначался именно младшей дочери.
– Мама, у Насти есть работа! Она прекрасно способна позаботиться о себе сама, – возмущался Федя, когда мать в очередной раз просила взаймы у сына. – Не справляется – пусть сменит работу, а не живёт за мой счёт!
– Она же девочка! Ты же мужчина, вот заботься о семье. С тех пор как не стало папы, только на тебя надежда.
– Мам, Настя уже взрослая, ей тридцать лет. Пора бы научиться самостоятельности .
Эти слова сильно ранили Анну Геннадьевну. Она начинала плакать и говорить, что боится умереть, потому что тогда дочь останется одна, без поддержки.
* * *
Два года Ира с Федей жили отдельно. А когда свекровь заболела, переехали к ней в трёхкомнатную квартиру. Ира старалась помочь всем, что было в её силах. Невестка терпеливо относилась к ворчанию пожилой женщины, ни разу не напомнив о трудностях.
За столько месяцев Настя даже не навестила мать — понимала, пока Федя рядом, денег не выпросишь. А Анна Геннадьевна ежедневно ждала звонка от дочери:
– Настя не звонила?
– Нет, мам.
– Наверное, занята на работе, завтра позвонит. Её там уважают, вот и держат допоздна.
Но день за днём Настя даже не интересовалась здоровьем матери. Ира готовила полезную пищу, как советовал врач, занималась домашними делами, организовывала визиты к докторам. Хоть свекровь и была вечно недовольна, Ира списывала это на возраст и усталость. Федя не раз просил мать не высказать претензии к жене, но к переменам это не приводило.
– Федя, ну оставь, не ругай - она же болеет. В пожилом возрасте все бывают капризны. Я сама за бабушкой присматривала – ей вообще угодить было невозможно. Но понимала, что это усталость, и болезни сказываются.
Ира всегда стараясь сглаживать конфликты между мужем и его матерью.
Федя мать любил, но не мог избавляться от обиды, которую лелеял со времён детства. Он часто вспоминал, что Анна Геннадьевна делала всё ради дочери, исполняя любое её желание.
А вот сыну женщина старалась прививать строгость, воспитывать "настоящим мужчиной". Поэтому редко проявляла нежность.
Ира сочувствовала мужу и никак не могла понять, зачем их мать так разделяла детей. Но осуждать свекровь или кого бы то ни было не привыкла. Она верила, что всё расставит по местам высшая справедливость. Ирина просто старалась оставаться доброй, не вступала в споры со свекровью. И мужа старалась успокаивать, когда тот ругался с матерью.
Пока они жили у свекрови, Ира смогла сдать свою квартиру арендаторам. Финансовая ситуация заметно улучшилась, и они решили копить деньги на хороший ремонт. А там и к появлению детей можно будет подготовиться.
* * *
- Ира, срочно испеки яблочный пирог, - обрадованно попросила как-то утром Анна Геннадьевна. – Настя сегодня приезжает - она этот пирог просто обожает!
- Конечно, Анна Геннадьевна, сейчас тесто поставлю, - ответила Ирина.
Свекровь просто светилась счастьем — ведь её дочка не только позвонила, но и пообещала приехать.
К тому времени Анна Геннадьевна уже выздоровела, и на кухне царила хлопотливая суета. Она попросила Федю забежать в магазин за любимой колбасой Насти. А также прихватить фрукты и овощи для салата. Пока Ира возилась с пирогом, свекровь нарезала салаты и регулярно поглядывала на часы, чтобы всё приготовить вовремя.
Ближе к обеду Настя появилась на пороге. Мать тут же бросилась её обнимать и целовать, но та поморщилась и брезгливо отстранилась.
- Мам, хватит вот этих нежностей, пожалуйста. Я же уже не маленькая, – раздражённо сказала она.
Анна Геннадьевна вдруг погрустнела и занялась сервировкой, пока дочь мыла руки. Вся еда была красиво разложена, а праздничный пирог занял центральное место на столе. Всё выглядело торжественно, словно встречают очень важных гостей.
- Долго же ты собиралась к матери заехать, - с усмешкой бросил Федя. – За четыре месяца можно было хоть раз выбраться, а тут уже и мать после болезни поправилась.
- Я работаю с утра до вечера! И у меня ещё и своя жизнь, – раздражённо отреагировала сестра. – Не до поездок по родственникам.
- А телефон у тебя тоже не работает? Не могла позвонить хоть раз?
- Вот же, позвонила и приехала даже. Что тебе ещё надо? – холодно бросила Настя.
Анна Геннадьевна бросилась защищать дочь и поругала сына за грубость. А тот, ничего не отвечая, сел к столу.
* * *
За обедом Настя жаловалась, что ей всё приходится делать одной - рядом нет крепкого плеча. Она в красках описывала, как временами поесть не успевает из‑за высокой занятости.
- Да и с моей зарплатой сильно не разгуляешься, - вздохнула молодая женщина.
Вдобавок к этому, её соседка по съёмной квартире стала приводить домой малознакомых людей. Из-за чего Настя боялась ночевать и даже поставила себе замок на дверь в комнату. Мать едва сдерживала слёзы, слушая рассказы дочери.
- Я так больше не могу, каждый день боюсь за себя. А на отдельную квартиру всё равно нет денег, – пожаловалась Настя.
- Доченька, переезжай обратно сюда, ведь твоя комната свободна. Мы о тебе позаботимся, и денег на съём тратить не нужно, – предложила Анна Геннадьевна.
— Мама, мне ведь тогда на работу придётся почти два часа тратить ежедневно! Я и так встаю ни свет ни заря. А тут совсем высыпаться перестану. Заболеть недолго при таком режиме! Лучше ты свою квартиру продай, а на вырученные деньги возьмём две однокомнатные — мне и тебе.
Фёдор попытался возразить сестре:
- Может, тебе поискать место с более высокой зарплатой? Вот и решишь свой жилищный вопрос. Хватит перекладывать все заботы на плечи матери.
Но Анна Геннадьевна строго посмотрела на сына — как тогда, когда он был ребёнком. И его протесты быстро пресекла.
Настя же умела искать подход к матери. Она тут же заговорила ласково и принялась уверять родительницу, что всегда будет рядом.
- Купим две квартиры неподалёку, и я буду приезжать каждый вечер на ужин. Видеться постоянно будем, не то что сейчас. И выходные гулять в парке начнём.
В воображении Анны Геннадьевны уже сложилась картина счастливой жизни вместе с дочерью, и она была готова на многое ради этого.
– У Иры ведь есть своя квартира - пусть она с Федей там и живут. А я одна из всех вас вынуждена на съёмной хате скитаться – это же несправедливо! Почему единственная из семьи такая обездоленная?
– Хорошо, дочь, давай так и поступим, — легко согласилась Анна Геннадьевна.
Фёдор был потрясён и пытался отговорить мать. В доме разгорелся настоящий скандал между пожилой женщиной и сыном. А Настя, удовлетворённая своим успехом, спокойно доедала пирог и наблюдала за происходящим.
Но как бы Фёдор ни уговаривал маму, она уже твёрдо решила разменять квартиру.
— Настеньке некому помочь кроме меня, — заявил женщина. — Так что квартиру продаю. А ты уж сам о себе позаботься — не зря же я из тебя мужчину растила.
— Раз ты уже всё решила, делай как знаешь. Только не приходи потом с жалобами. Ведь как только Настя получит, что хочет, так снова забудет тебя.
* * *
Фёдор был очень обижен на мать и в тот же вечер собрал вещи.
Но уехать в тот же вечере не смог - им с Ирой нужно было решить вопрос с арендаторами. Ирина поддержала мужа, разделяя горечь ситуации. Две недели спустя супруги съехали от свекрови.
В это время Настя быстро занялась продажей материнской квартиры, и покупатели нашлись довольно оперативно. На вырученные средства удалось приобрести лишь две однокомнатные квартиры на окраине. Но Анна Геннадьевна была счастлива -теперь она с дочерью жили практически по соседству.
Фёдор отдалился от матери и прекратил звонить. Анна Геннадьевна тоже не проявляла инициативы. Несколько месяцев они не общались, пока женщина вдруг сама не набрала сына.
- Феденька, я заболела и лежу с температурой. Мне нужны деньги на лекарства.
- Настю любимую попроси, - холодно ответил сын.
– Федь, может быть, стоит заехать? — уговаривала Ира. — Ты ведь знаешь сестру — наверняка она не навещает маму. Вот и пришлось ей обращаться к тебе.
– Мне до сих пор обидно. В хорошие моменты я ей не нужен, а только появляются трудности — сразу вспоминает про меня. Хоть бы иногда позвонила просто так, для души.
– Тем не менее, поезжай. Моя бабушка всегда говорила: «Старики как дети, к ним терпение нужно». Отнесись к матери с пониманием.
И Федя поехал.
Он узнал, что Настя после покупки квартир ни разу у матери не появлялась, хоть и живёт теперь буквально по соседству.
Однажды Анна Геннадьевна позвонила дочери и попросила принести лекарства. Настя пообещала помочь, но так и не пришла. Прошло уже четыре дня, а дочь даже не заглянула. Сердце Фёдора сжималось от переживаний, глядя на мать. Пожилая женщина сильно осунулась, стала ещё грустнее. Щёки её впали, а глаза потухли.
Федя всё обсудил с женой, и та его поддержала. Супруги решили, что правильно будет забрать маму к себе домой. Их двушка вполне могла вместить всех. Уже в тот же вечер Анна Геннадьевна переехала к сыну и невестке.
* * *
За ужином Анна Геннадьевна обратилась к Ире:
– Ира, прости меня, если была несправедлива. Ты на самом деле настоящая умница, и Феде с тобой повезло. Настя ведь недоношенной родилась – врачи даже сомневались, что она выживет. Я молилась, и мы с ней провели долгие месяцы в больнице.
- Надо же, вы раньше об этом не рассказывали, - удивилась невестка.
- Настя всё детство болела, а я постоянно за неё тряслась - всё жалела и в итоге сильно баловала. А к Феде не всегда была внимательна. Сейчас я понимаю, что это была ошибка.
Свою квартиру на окраине города Анна Геннадьевна стала сдавать и отдавать сыну. Спустя полгода она принесла домой документы и аккуратно положила их на стол. Там была оформленная дарственная на квартиру на имя сына.
– Боюсь, что если Настя попросит продать квартиру ради своей выгоды, я не выдержу давления и соглашусь. Пусть уж всё сразу будет по-честному – и так я Феде в жизни многого не дала, - сказала она невестке.
С тех пор Анна Геннадьевна жила с сыном и его семьёй. И даже дождалась внука.
Когда у Иры и Феди появился мальчик, бабушка была счастлива и старалась помогать молодым родителям во всём.
Настя практически перестала выходить на связь, заезжая лишь раз в году – на несколько минут поздравить маму с днём рождения. Всё своё невысказанное тепло и заботу Анна Геннадьевна теперь отдавалась новорожденному внуку.
Она всё равно скучала по дочери и иногда рассматривала её детские фотографии, утирая слёзы. Но с появлением внука в жизни пожилой женщины стало гораздо больше радостных мгновений.
На похоронах Настя устроила скандал, когда узнала, что квартира матери давно принадлежит брату. С тех пор она прекратила с Фёдором и его семьёй всякое общение, обозвав хитрым предателем.
___________________________________
Подписывайтесь и читайте ещё интересные истории:
© Copyright 2025 Свидетельство о публикации
КОПИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА ЗАПРЕЩЕНО!