Сейчас мы с малышом и его родителями только в начале пути, и я не знаю, каким будет результат, но очень надеюсь на счастливый конец и закономерное превращение молчуна в говоруна.
Признаюсь - я люблю свою работу.
Мне нравиться видеть её результат: ребёнок молчал - через месяц появились первые слова и фразы, картавил – через пару месяцев рычит, как тигр.
А вот с этим мальчишкой (назовем его Толей) прогресса не было.
Пришел он ко мне на занятия совсем малышом, в 2.10. Запрос – запуск и развитие речи.
Мальчишка закрытый. На контакт не идет. Зрительного контакта нет. Если я его задеваю, у него начинается хорошая такая истерика. Обращенную речь понимает частично, инструкции не выполняет.
Но самое сложное - нет подражания. Парень даже не пытается повторить какой-либо жест за взрослым, не говоря уж о звуках речи.
Но ребенок на занятие пришёл, значит, нужно работать.
Речь ребенка в обычной жизни (это еще называют онтогенезом) начинает развиваться с понимания того, что ему говорят, и выполнения простых инструкций:
- Дай кису.
- Дай би-би маме.
- Где коза? И т.п.
Чаще всего дети без проблем выполняют такие инструкции, познавая окружающий мир и накапливая словарь.
Но не Толик.
Поэтому работа наша началась с развития понимания ребенком речи взрослого и выполнения простых инструкций.
На первом занятии мы учили слово и предмет «гусь».
Я дала малышу игрушку гуся и познакомила их:
-Это гусь. Гусь: га-га-га.
На мои вопросы: - Кто это? - Это гусь? - Га-га? - ответа не было.
Т.к. понимать речь значительно легче, чем воспроизводить, пришлось подключить инструкцию-действие:
-Дай гуся.
Первое время это задание Толя выполнял по принципу «рука в руке», т.е. мама (мне он не давал к себе прикоснуться) брала его руку, его рукой брала гуся и отдавала мне.
Примерно через месяц мальчик начал выполнять задание сам.
Тогда я добавила машинку (важно, чтобы игрушки были вообще не похожи друг на друга) и мы продолжили эту же игру с машинкой.
Еще через месяц начали дифференцировать машинку и гуся, т.е. ребенку нужно было не просто дать игрушку, а выбрать правильную из двух предложенных.
И так продолжалось почти полгода!
Я уже начала ждать, что маме вот-вот надоест ездить на занятия, и она просто от них откажется.
Но мама с сыном исправно приезжали на каждое занятие. И я продолжала свои речи и про би-би, и про гуся, добавляя иногда другие игрушки, и регулярно пытаясь вызвать у ребенка хоть какое - то подражание жесту или звуку.
Все было тщетно …
Но однажды (не знаю почему, но это всегда случается неожиданно), я очередной, стопятьсотмиллионный раз, выдала Толику стимул на звук /А/, и ребенок повторил!
Мы с мамой не поверили своим ушам!
Я предлагала повторить звук еще и еще, и малыш повторял! Т.е. это не была случайность!
Толя действительно начал подражать!
На этом же занятии,
- мы закрепили звук /А/ опорной картинкой;
- добавили звук /У/;
- соединили звуки \А, У\ в слово «АУ»;
- составили фразу «Мама, ау!».
И у него все получилось!
И это все за ОДНО занятие!
Вдобавок ко всему, на этом же занятии Толя выучил слово «ляля»!
И это при том, что до этого полгода не было вообще никакого прогресса!
Следующее наша встреча состоялась через неделю, и Анатолий меня огорчил…
Нас с Толей ждет долгий путь, и на этом канале я буду делиться с вами нашими победами и неудачами, взлетами и падениями, ошибками и результативными решениями. А так же своими методиками и наработками по запуску и развитию речи.
Работа, скорее всего, будет долгая и сложная, поэтому я буду искренне благодарна за вашу поддержку и интересные идеи.
Подписывайтесь на канал, читайте публикации, оставляйте комментарии.
Мою бесплатную логопедическую консультацию подписчикам этого канала можно получит в Телеграмме по ссылке 👇
написав фразу «НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ».
Для мам, заинтересованных в развитии речи своего ребенка, у меня есть серия статей. Читайте их по этой ссылке 👇
https://t.me/lardo27_bot?start=ZGw6MjQzODYz
С уважением Ваш логопед Лариса Юрьевна Швецова.