Найти в Дзене
История искусств

Скульптору Родену позировали десятки женщин. Но только одна разрушила его карьеру – и стала легендой сама

Слышали про Огюста Родена? Ну конечно слышали. «Мыслитель», «Врата ада», «Поцелуй» – его работы напечатаны в учебниках, украшают музеи, вдохновляют… и вызывают споры до сих пор. Но знаете, о чём я думаю каждый раз, когда веду экскурсию мимо его скульптур? Не о нём. О ней. О женщине, которая сначала вдохновила великого мастера, потом влюбила его в себя, а потом… разрушила не только их отношения, но и его репутацию. Причём не специально. Просто она тоже была настоящим художником – свободным, сильным, талантливым. И не хотела быть ничьей тенью. Дочитайте до конца – вы точно удивитесь. Потому что эту историю обычно замалчивают. А зря. Её звали Камилла Клодель. Француженка, скульптор, красивая и дерзкая. Ей бы сейчас на биеннале блистать, социальные сети вести, интервью раздавать. А тогда… Всё было не так просто. В XIX веке, если ты женщина с амбициями в искусстве, тебе приходилось бороться. Ещё как. Камилла пришла в мастерскую Родена в 19 лет. Он был на 24 года старше, уже знаменит, окружё

Слышали про Огюста Родена? Ну конечно слышали. «Мыслитель», «Врата ада», «Поцелуй» – его работы напечатаны в учебниках, украшают музеи, вдохновляют… и вызывают споры до сих пор. Но знаете, о чём я думаю каждый раз, когда веду экскурсию мимо его скульптур?

Не о нём. О ней. О женщине, которая сначала вдохновила великого мастера, потом влюбила его в себя, а потом… разрушила не только их отношения, но и его репутацию. Причём не специально. Просто она тоже была настоящим художником – свободным, сильным, талантливым. И не хотела быть ничьей тенью.

Дочитайте до конца – вы точно удивитесь. Потому что эту историю обычно замалчивают. А зря.

Её звали Камилла Клодель. Француженка, скульптор, красивая и дерзкая. Ей бы сейчас на биеннале блистать, социальные сети вести, интервью раздавать. А тогда… Всё было не так просто. В XIX веке, если ты женщина с амбициями в искусстве, тебе приходилось бороться. Ещё как.

Камилла пришла в мастерскую Родена в 19 лет. Он был на 24 года старше, уже знаменит, окружён учениками, заказами, славой. А она – одержимая, резкая, безапелляционная. Увидел – и всё. Сначала, как положено, подшучивал: «девчонка с молоточком». А потом перестал. Потому что у неё был настоящий дар. Камень под её руками будто оживал.

Очень быстро стало понятно: Камилла не просто ученица. Она равная. Умела мыслить формой. И в их совместной работе – да-да, именно совместной – она вносила огромный вклад. Не просто позировала, не просто подавала инструменты, а лепила рядом с ним. Некоторые скульптуры, как говорят, и вовсе не были бы завершены без её участия. И всё это – без подписи. Без признания.

-2

Любовь между ними вспыхнула, как огонь в мастерской. Он – взрослый, опытный, немного циничный. Она – молодая, горящая, неудобная. Позировала для него. Сотрудничала. Вдохновляла. И, конечно, требовала: честности, признания, любви.

Но Роден не собирался уходить от своей гражданской жены. Ему было удобно так, как было. А Камилле – нет. Она не хотела быть просто его «музой». Не хотела быть «в женском варианте». Хотела быть собой. И творить сама.

После разрыва она уходит. И не просто уходит – она лепит. Вопреки. Из злости. Из боли. Из силы. «Персей и Горгона» – мощнейшая скульптура, где Горгона подозрительно напоминает Родена. «Вальс» – полёт и страсть в одном теле. Это не чьи-то тени – это её личный голос. Я помню, как впервые увидела «Зрелый возраст» в музее Родена… Меня аж повело. Там всё. Разлука. Предательство. Боль, высеченная в бронзе.

Скульптура "Персей и Горгона" Камиллы Клодель, 1902 год
Скульптура "Персей и Горгона" Камиллы Клодель, 1902 год

Но мир не торопился аплодировать. Скульптор-женщина? Да ещё и бывшая любовница Родена? Кому это нужно. Её работы отвергали, выставки закрывались, заказы не приходили. Она держалась сколько могла. Но потом что-то в ней надломилось.

Она стала замкнутой, подозрительной. Уничтожала собственные скульптуры. Отказывалась от общения. Тогда её семья – особенно брат, поэт Поль Клодель – приняла решение. Её насильно госпитализировали в психиатрическую клинику. И вот что по-настоящему страшно: врачи через некоторое время рекомендовали её выписать. Считали, что ей нужно просто жить и творить. Но семья была против. Особенно брат. Ей не дали выйти.

Тридцать лет. Тридцать. Она провела в стенах больницы. Без работы. Без глины. Без свободы.

Скульптура "Зрелый возраст" Камиллы Клодель, 1913 год
Скульптура "Зрелый возраст" Камиллы Клодель, 1913 год

Сегодня её скульптуры стоят в том самом музее Родена – musee-rodin.fr. У неё там отдельный зал. И вы знаете… иногда я думаю, что она выиграла. Молчаливо, сквозь боль, но выиграла. Её искусство говорит за неё. Оно не просто живёт – оно живее всех живых.

«Вальс», «Плательщица налогов», «Клото» – каждая работа словно крик души. Не декоративные безделушки. Настоящие чувства, застывшие в бронзе. Она не хотела быть «чьей-то женщиной». Она была художником. Человеком. Глыбой.

А Роден?.. Роден остался Роденом. Но в его биографии есть тень. Женщина, которая изменила его, разрушила и вдохновила. Которая хотела быть рядом, а не ниже. И ушла. Чтобы стать собой.

Если вы дочитали до конца, спасибо вам. Это правда много значит. Канал пока совсем молодой, и ваша подписка – это как тихое «я рядом». На каждую статью уходит 2–3 часа, но если вас тронуло, я буду счастлива видеть вас среди подписчиков.

А вы как думаете? Можно ли быть великим в тени другого? Почему общество так долго не признавало её талант? И как бы вы поступили, будь вы Камиллой?

Напишите в комментариях. Мне правда интересно, что вы чувствуете после этой истории. Давайте поговорим – по-настоящему, от души.