Один из самых непростых вопросов для любого историка: что же творили с пленницами безжалостные кочевники: качнувшие в XIII-м столетии вселенную жестокие татаро-монголы.
В общем-то, монголы по отношению к любым девушкам-красавицам особой оригинальностью не отличались. Любая барышня, согласно Ясе Чингисхана считалась просто дайны олз - т.е «военным трофеем».
- А вот дальнейшая судьба такого живого военного трофея зависела уже от ее молодости, красоты, условий попаданий в плен, просто расположения духа монголов.
Обычно наиболее красивые и знатные пленницы при дележе добычи (олборлолт) доставались ханам-чингизидам, нойонам (ханским телохранителям) тысячникам или хотя б сотникам монгольской орды. Красавиц передавали своим военачальникам сами же их пленившие монгольские воины, желавшие задобрить отцов-командиров.
Менее знатные девушки доставались в пользование или наложницы обычным воинам. Совсем некрасивые, старые или больные барышни обычно вынуждены были обслуживать монголов уже на месте. И далеко не факт, что оставались потом живы, близко познакомившись с огромным количеством крепких сильных мужиков.
За монгольской же армией следовала по пятам обычно и длинная вереница работорговцев, что быстро закупала живой товар для перепродажи на рынках востока. Позже крупные невольничьи рынки расположилась в обоих столицах Золотой Орды: Сарай-Бату и Сарай-Берке.
Не случайно, русские девушки чаще всего предпочитали смерть монгольскому плену. Особенно не желали переносить позора бесчестья русские княгини. Поднимались в момент штурма при осаде на крыши горящих теремов или же запирались в грозивших разрушиться охваченных пламенем церквях. Например, известная Евпраксия Рязанская, что взяла в руки маленького сына и сделала шаг вперед. Не случайно, сегодня монгольских генов у русских попросту не имеется.
Есть сведения о том, что монгольской пленницей при падении Владимира в 1238-м году стала Агафья Всеволодовна, жена владимирского князя Юрия Всеволодовича. И была замучена либо темником Бурундаем либо самым Батыем в его шатре.
Однако официальная летопись не подтверждает, что княгиня попала в плен, указывая, что та погибла в Успенском соборе Владимира, вместе с остальными знатными землячками. В любом случае, Агафья Всеволодовна ныне канонизирована РПЦ как благоверная мученица.
- Из наиболее каноничных иностранных знатных пленниц монголов известна судьба Хан-Султан, дочери последнего Хорезм-шаха Мухаммеда. В 1220-м году при взятии крепости Илал Средней Азии Чингиз-хан отдал её в жёны своему старшему сыну Джучи. Новому мужа Хан-Султан родила 3 сыновей Берке, Беркечара и Бура.
Пожилую же мать Хорезм-шаха Туркан-хатун Чингисхан заставлял прислуживать себе на пиру и кормил костями. Она умерла в 1233 году в нищете, в монгольской столице Каракорум.