Найти в Дзене
Православный чтец.

"Азм токмо свидетель есмь". Василий Великий: «Если этого не исполнишь, ты ответишь». Может ли священник перенять грехи на себя?

Этот вопрос кажется очень простым, но оказался сложным... Исповедь – это одно из семи таинств Православной Церкви, а значит, только священник имеет право исповедовать, и через него Богом подается отпущение грехов. Но может ли священник перенять грехи исповедующегося, на себя? На исповеди священники никогда не говорят, что берут чужие грехи на себя. Прощать грехи может только Господь, который взял на себя грехи всего человеческого рода. Но есть ли смысл человеку брать чужие грехи на себя, даже если он облечён саном священства? Он не Христос и не Спаситель, он лишь стоит перед общиной и называется предстоятелем во время божественной литургии. Его сан дан ему, чтобы быть свидетелем нашего покаяния. В подготовке к этому таинству священник читает молитву, в которой звучат слова: «Азм токмо свидетель есмь». Это значит, что он свидетельствует перед Господом обо всех грехах и покаянии человека. Таким образом, священник на исповеди — это свидетель нашего покаяния, и в силу этого он не может б

Этот вопрос кажется очень простым, но оказался сложным...

Исповедь – это одно из семи таинств Православной Церкви, а значит, только священник имеет право исповедовать, и через него Богом подается отпущение грехов.

Но может ли священник перенять грехи исповедующегося, на себя?

На исповеди священники никогда не говорят, что берут чужие грехи на себя. Прощать грехи может только Господь, который взял на себя грехи всего человеческого рода.

коллаж автора
коллаж автора

Но есть ли смысл человеку брать чужие грехи на себя, даже если он облечён саном священства? Он не Христос и не Спаситель, он лишь стоит перед общиной и называется предстоятелем во время божественной литургии. Его сан дан ему, чтобы быть свидетелем нашего покаяния.

В подготовке к этому таинству священник читает молитву, в которой звучат слова: «Азм токмо свидетель есмь». Это значит, что он свидетельствует перед Господом обо всех грехах и покаянии человека.

Таким образом, священник на исповеди — это свидетель нашего покаяния, и в силу этого он не может брать на себя чужие грехи. Однако в древней церкви, особенно в монашеской практике, бывало такое, что духовник, священнослужитель, говорил своему духовному отцу: «Грехи твои на вые мое». Это воспринималось и воспринимается как то, что другой человек берёт грехи на себя.

Эту древнюю практику нужно воспринимать с осторожностью. Человек не берёт грехи на себя, даже если он священник.

коллаж автора
коллаж автора

Но если он отвечает за своего духовного сына или дочь, как это бывает с духовным отцом, то какая-то часть тяжести этой греховной, какая-то часть последствий, а у каждого греха есть последствия, ложатся в том числе и на священника. Особенно если он легкомысленно относится к своему положению. Особенно если он стесняется сказать человеку (если он высокопоставленный), что нельзя так грешить.

Например, приходит на исповедь бабушка и говорит: «Я взяла в магазине кусочек хлеба, потому что у меня не было денег». А он ей говорит: «Как ты могла, это не хорошо». А в другой раз пришёл на исповедь состоятельный человек, скрывший налоги на огромную сумму, и он говорит: «Ну ничего, Бог милостив, простит». Это уже лицемерие, и все священники должны знать, что надо быть очень осторожными, чтобы таким образом не взять на себя грехи другого человека и не стать от части виновным в том, что он неразумно простил человеку, не видя соответствующего раскаяния.

Так что может священник (человек) взять грехи на себя, если будет неосторожен, лицемерен, и это может вмениться ему в большую вину.

В Требнике, священном руководстве для священнослужителей, содержится важное наставление о том, каким должен быть духовник и как он должен вести себя по отношению к тем, кто обращается к нему за очищением совести. Это предисловие заслуживает самого пристального внимания каждого священника.

коллаж автора
коллаж автора

В нем говорится: «Тот, кто принимает исповедь, должен быть образцом для всех в добродетели: воздержанным, смиренным и добродетельным. Он должен ежедневно молиться Богу, чтобы даровал ему дар слова и разума, чтобы он мог направлять и исправлять тех, кто ищет духовного наставления.
Прежде всего, священник должен сам соблюдать пост в среду и пятницу в течение всего года, как того требуют церковные правила. Только так он сможет требовать от других того же, что и сам.

Если же он сам не следует установленным нормам, то как он сможет учить других добродетельной жизни? Кто будет его слушать, если он сам не придерживается тех же правил?

Не зря говорится: «глазам нужно больше верить, чем ушам». Поэтому священник должен быть внимателен к себе. Если из-за его небрежности погибнет хоть одна овца словесного стада, он понесет ответственность за это. Как гласит Писание: «Проклят тот, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

Василий Великий также призывает: «Берегись, чтобы не бояться человека во вред себе, чтобы не преподавать Пречистых Таин Христовых недостойным, чтобы не бояться кого-либо из сильных земли, чтобы не приобщать Святых Таин даже того, кто носит царский венец, если он не заслуживает этого».

Божественные правила запрещают причащать недостойных, так как они считаются наравне с язычниками. И если они не исправятся, то горе и им, и тем, кто их причащает.

Будь осторожен, говорит Василий Великий: «Если этого не исполнишь, ты ответишь». Помня об этом и выполняя все требования церкви, ты спасешь и себя, и тех, кто внимает тебе. Если кто-то позволяет себе выслушивать исповедь без повеления местного архиерея, то он заслуживает наказания как за нарушение Божественных правил, так и за то, что не только погубил себя, но и тех, кто исповедовался у него. Они считаются не исповеданными; и то, что он запретил или разрешил, не имеет силы, согласно правилам Карфагенского собора».

И все же, может ли священник взять чужие грехи на себя? Я думаю, что может, потому что он является духовным отцом своих духовных чад и несет прямую ответственность за них перед Богом.

коллаж автора
коллаж автора

"..Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи.."

"..А Я уверовавших в Меня, вновь возрожденных чрез отложение ветхого и облечение в нового человека, как новорожденных младенцев, у которых нравы нежны и невинны, но которые уже воздоены начатками учения и приступают к совершеннейшей пище таин, прияв и согрев в лоне Своего милосердия, привожу ко Отцу. Ибо чрез Меня путь познания, ведущий к Нему. А что слова сии произнесены от лица Христова, никто не будет спорить, если помнить сказанное в Послании к Евреям: Подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, началника спасения их страданьми совершити. И святяй бо,- говорит Апостол,- и освящаемии, от Единаго вси; еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя: возвещу имя Твое братии Моей. И паки: се, Аз и дети, яже Ми дал есть Бог (ср.Евр. 2:10-13) .

перевод: "Вот и я, уверовавшие в Меня, вновь рождённые через оставление старого и облечение в нового человека, подобны новорождённым младенцам, чьи нравы чисты и невинны. Они уже причастились к начаткам учения и теперь готовы к принятию совершенной пищи таинств. Я, приняв их в объятия Своего милосердия, веду их к Отцу.

Через Меня лежит путь познания, ведущий к Нему. Никто не будет спорить с этим, если вспомнить слова из Послания к Евреям: «Он, через Которого всё начало быть и без Которого ничто не начало быть, должен был привести многих сыновей к славе, через страдания сделать их совершенными».

Апостол говорит: «И те, кто освящает, и те, кто освящается, — все они от одного Отца. Поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря: „Я возвещу имя Твоё Моим братьям“. И снова: „Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог". (свт. Василий Великий, †379)

ГОСПОДИ БЛАГОСЛОВИ...

Друзья, если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте лайк. Будьте добры.

На моём канале вы можете послушать церковные песнопения, заходите по ссылке: https://dzen.ru/suite/30a2a13f-615a-4569-815b-47dd1a1529a1

Оставляйте комментарии и пишите, что вас интересует..

Все статьи канала здесь - Православный чтец.

Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.