Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Локализация "Сапсанов" и "Ласточек": 422 детали — это много?

В новостях часто мелькает фраза: «в России локализовано 422 компонента для поездов “Сапсан” и “Ласточка”». Звучит впечатляюще, особенно в условиях ограниченного импорта. Но что на самом деле стоит за этим числом? По данным «ВСМ-Сервис», к концу 2024 года в России производилось уже 445 компонентов: 293 — для «Сапсана», 98 — для «Ласточки» и ещё несколько десятков для систем депо. Среди них — подшипники, адаптеры сцепок, контакторы, пневмоклапаны, патрубки вентиляции тягового двигателя. (Почему в апреле 2025 в новостях говорят уже о 422 деталях — сейчас вдаваться в подробности не будем.) Кроме того, освоено 738 номенклатур ремонта, что позволило отремонтировать более 11 000 компонентов. Среди достижений — импортозамещение буксовых подшипников для скоростей до 250 км/ч, тормозных дисков, кабельных соединений и электронных систем управления. Это не кузова и не тяговые двигатели — ключевые узлы всё ещё импортные. Но и не шурупы. Это работающие узлы, от которых зависит безопасность и стаби
Оглавление

В новостях часто мелькает фраза: «в России локализовано 422 компонента для поездов “Сапсан” и “Ласточка”». Звучит впечатляюще, особенно в условиях ограниченного импорта. Но что на самом деле стоит за этим числом?

Обложка сгенерирована нейросетью
Обложка сгенерирована нейросетью

🔧 Что именно локализовали

По данным «ВСМ-Сервис», к концу 2024 года в России производилось уже 445 компонентов: 293 — для «Сапсана», 98 — для «Ласточки» и ещё несколько десятков для систем депо.

Среди них — подшипники, адаптеры сцепок, контакторы, пневмоклапаны, патрубки вентиляции тягового двигателя.

(Почему в апреле 2025 в новостях говорят уже о 422 деталях — сейчас вдаваться в подробности не будем.)

Кроме того, освоено 738 номенклатур ремонта, что позволило отремонтировать более 11 000 компонентов. Среди достижений — импортозамещение буксовых подшипников для скоростей до 250 км/ч, тормозных дисков, кабельных соединений и электронных систем управления.

Это не кузова и не тяговые двигатели — ключевые узлы всё ещё импортные. Но и не шурупы. Это работающие узлы, от которых зависит безопасность и стабильность рейсов.

В планах на 2025 год — локализация ещё 563 компонентов.

Поезда "Сапсан"
Поезда "Сапсан"

🧩 Сколько всего деталей в поезде?

Точных цифр нет в открытом доступе, но по экспертным оценкам, современный электропоезд может содержать от 50 000 до 100 000 деталей.

Так что 422 — это пока несколько процентов.

Но важно, что процесс идёт, и база отечественных поставщиков постоянно расширяется — уже более 300 предприятий участвуют в этой работе.

🛠 Как обслуживают поезда сейчас

После ухода Siemens компания «ВСМ-Сервис» взяла на себя обслуживание поездов. Она отвечает за техническое состояние, модернизацию и внедрение локализованных деталей. РЖД также выкупили сервисный цех Siemens в посёлке Металлострой — за 1,45 млрд рублей. Ранее этот объект строили за €55 млн специально под нужды высокоскоростных составов.

Проблемы с запасными частями поначалу были, но за последние два года инфраструктура восстановления и замены компонентов постепенно выстраивается. Некоторые бывшие подрядчики Siemens, такие как завод «Ипсилон 1» в Петербурге, теперь рассматриваются как площадки для выпуска уже российских аналогов.

🚆 А что на замену?

Параллельно в России идёт разработка собственных аналогов: поездов серии «Финист» (ЭС104–106) — логического продолжения «Ласточки», но уже с максимальной локализацией. Первые «Финисты» начали курсировать по Екатеринбургу в конце 2023 года, проект реализует группа «Синара».

Одна из модификаций "Ласточки" - поезд "Финист"
Одна из модификаций "Ласточки" - поезд "Финист"

В 2022 году прошел капитальный ремонт вагонов поезда «Невский экспресс». Это один из первых российских скоростных поездов, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Время в пути — около 4 часов. Поезд состоит из 12 вагонов и развивает скорость до 200 км/ч.

В декабре 2024 года запустили ремейк поезда «Аврора» между Москвой и Санкт-Петербургом. Новый состав включает 15 двухэтажных вагонов, оснащённых современными системами кондиционирования, комфортабельными креслами, USB-розетками и мультимедийными порталами. Но тут подкачало время в пути: начинали с 5,5 часов, сейчас в расписании 7 часов и более.

А для будущей высокоскоростной магистрали разрабатывают поезд 🕊 «Белый кречет». Планируется, что он будет развивать скорость до 360 км/ч, сокращая время в пути до 2 часов 15 минут, а первые составы мы увидим уже в 2028 году. Но это пока проект, а не реальность.

💬 Итого

Локализация 422 деталей — это не перелом, но сложные системы — это мозаика, и если удаётся заменить даже 5–10% без потери качества, это уже победа. Особенно в такой высокоточной сфере, как скоростные поезда.

А вы бы доверились «Сапсану», полностью собранному в России? Пишите в комментариях — интересно узнать мнение пассажиров и специалистов.