Мы с вами уже вовсю погрузились в историю Древнего Египта и Шумера, о которых хоть что-то да знает каждый, даже не очень интересующийся историей человек, однако для истинных ценителей было в бронзовом веке Ближнего Востока ещё такое явление как Элам. Тот факт, что об этом государстве известно меньше, вовсе не означает, что оно было каким-то неважным (его история длилась две тысячи лет, а это дольше, чем на данный момент существует любая страна в Европе).
Существование Элама никогда не было тайной - эта страна как минимум несколько раз упоминается в Библии, а в Иране до сих пор существует город под названием Илам, - однако это государство всё равно было всегда окутано аурой загадочности, хотя бы потому что ни его язык, ни письменность долгое время не поддавались расшифровке. Было известно только, что с территории будущего Ирана шумеры завозили себе медь, камень и древесину - то мирным, то военным путём.
К счастью, наука не стоит на месте, и сегодня про Элам мы знаем намного больше.
Важно: эламиты не являются предками и\или родственниками будущих персов. Персы - это индоевропейский народ. Эламиты же говорили на изолированном, никому не родственном языке.
По единственной более или менее приемлемой версии протоэламиты могли быть родственниками прото-дравидов. Если это так, то прото-эламо-дравиды постепенно двигались на восток, часть осела в Иранском нагорье, а часть пошла дальше в сторону Инда и там основала Мохенджо-Даро.
Либо же никакой связи с дравидами нет, и это действительно были изолированные от всех ребята, осевшие тут сразу после выхода из Африки и до поры до времени особо не отсвечивавшие. И это тоже весьма вероятно, учитывая, что у них не сохранилось никакого мифа о собственном происхождении (в отличие от тех же шумеров).
"Мы просто всегда были тут. Даже раньше этих ваших шумеров. Какие-то проблемы?"
Называли шумеры их землю словом NIM ("высокий, возвышенный").
Позднее аккадцы будут называть её Elamtu, возможно, это слово родственно аккадскому "elum" ("высокий, верхний"), но всё же, скорее происходит от эламского "haltamti". Трактуют перевод по-разному, то ли это "благословенная земля господа", то ли просто "верхняя земля". Учитывая, что месопотамцы не слишком вникали в национальности тех, кто там жил, можно сказать, что когда они говорили "эламиты", это означало примерно "горцы".
Цивилизация стала складываться здесь примерно тогда же, когда и у шумеров, - в V-IV тыс. до н.э., поначалу как протоэламская. Точно так же, как и шумерская, она испытывала влияние и перенимала наследие Убейдской культуры, а потом существовала параллельно с шумерской как её родная сестра, в виде нескольких отдельных городов-государств. Причем независимо от шумеров эламиты разработали своё собственное протоэламское письмо (ну, может и подглядели идею чутка, но не факт).
Земли Элама были весьма разнообразными, и это во многом определило их судьбу: с одной стороны располагались плодородные равнины с обильными реками, с другой - горы, полные древесины и полезных ископаемых. Именно эти горы Элама были тем, что ставило эламитов в выгодное положение по отношению к шумерам. Если помните, у последних кроме глины и тростника не было ни хр ничего, а вот в горах было много камня для долговечного строительства, металлов (медь, олово, серебро) и красивых камешков для предметов роскоши (например, лазурит). В итоге благополучие шумеров напрямую зависело от их умения захватить или купить ресурсы у эламитов.
"Если вы хотите камень и дерево, вам придётся с нами дружить! Ой, что это сюда летит, копьё?.. Не добросишь, не добросишь!"
При этом пока в долинах рек Элама вовсю развивалось земледелие (а также виноделие, рабовладение, и прочие плюшки цивилизации), в горах строй оставался практически первобытно-общинным.
Эламиты не стеснялись изображать себя, поэтому мы знаем, что они охотились на буйволов, оленей, кабанов и горных козлов (причем охотник мог быть как в набедренной повязке, так и без неё) при помощи копья, лука или топора. Рыбачили - с лодок и с берега - на рыб, а черепах доставали из воды прямо руками.
У них был скот, доили коров и коз, поля и мужчины, и женщины возделывали каменными мотыгами и серпами из обожженной глины с кремниевыми лезвиями.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. на изображениях появляются плуг и гончарный круг (почти наверняка от шумеров). Одной из чисто женских профессий, опять же судя по изображениям, была выделка шерсти. Из-за обилия металлов в горах, эламиты делают себе медные изделия, которые, скорее всего, значительно упрощают им быт. Причем, судя по всему, у них было достаточно свободного времени, чтобы украшать эти изделия всякими изображениями животных. Керамические изделия напоминают стиль того времени, распространённый как в Месопотамии, так и в долине Инда (впрочем, каждый из них, наверное, считал, что их-то горшки круче и моднее). Скорее всего, если это и не было единым культурным пространством, связи существовали непрерывно.
Поначалу в Эламе более или менее самостоятельно заложились крупные поселения, будущие города, а примерно в 3500-3100 гг. до н.э. произошла так называемая экспансия Урука, когда жители южной месопотамии довольно массово поехали в горы и стали основывать там точки для торговли.
Эта колонизация схлопнулась довольно резко, но система связей и торговли, созданная шумерами, была подхвачена и развита эламитами. Вероятно, именно те города, где обосновались шумеры, вышли на первый план в дальнейшем, например, Сузы.
В это же время Элам бесповоротно приходит к социальному расслоению и профессиональному разделению на ремёсла. Здесь же они забили на своё протоэламское письмо и перешли на клинопись.
А потом разочаровались и в ней (кто-то сказал: "Что это за птичьи какашки?"), и изобрели своё собственное эламское письмо (которое расшифровали вот только что, в 2020-м году н.э.). Возможно, не разочаровались, а вспомнили, что они гордые и независимые эламиты, протоэламское письмо подзабылось, поэтому придумали новое.
Спойлер: потом опять перейдут назад на клинопись, всё-таки птичьи какашки оказались удобными.
Ранний период (2900 - 2350 до н.э.)
Первое упоминание об Эламе в Царском Списке технически относится к XXVII в. до н.э., когда в шумерском царском списке говорится, что царь Энменбарагеси увёз из Элама трофейное оружие (или заставил Элам сложить оружие).
Однако вскоре как раз началось восстание Гильгамеша, и шумерам стало не до Элама.
Кстати, одного из первых известных царей Элама, который правил как раз в это время, звали Хумбан-Хапуа, и он мог быть прототипом Хумбабы, великана, с которым сражался Гильгамеш (правда, легенда поселила его в другой стороне - в кедровых лесах Ливана, так что, может, и не он).
С этого момента и далее отношение жителей Междуречья к Эламу довольно однозначно - им хочется получить их ресурсы, желательно, бесплатно. Элам, соответственно, тоже не питает к таким соседям тёплых чувств, ощущая постоянную угрозу с их стороны. И тоже нападает в поисках добычи, потому что буквально через сто лет после первой записи появляется следующая, в которой говорится, что город Ур побеждён, а его правящая династия угнана в Аван (хотя очень скоро Ур реабилитируется).
Шумеры считали эламитов вандалами, и при этом неженками, известна, например, шумерская пословица: "Если эламит заболел, у него от страха зуб на зуб не попадает". Другая пословица утверждает: "Даже целый дом слишком мал эламиту для жилья". Кроме того, земли Элама жителями Месопотамии считались страной колдунов и злых духов, а эламский культ змеи, быть может, повлиял на то, что именно змей помешал Гильгамешу получить бессмертие.
Примерно в 2400 до н.э. происходит военный конфликт во время правления Эанатума (по словам Эанатума, в Эламе разрушены несколько городов, а вся земля захвачена и подчинена богу Нингирсу).
Что было в реальности? Нингирсу ведает. Есть основания предполагать, что это Элам напал на Эанатума, и Эанатум просто успешно отбился. Либо отбился, а потом и вправду проводил эламитов домой (просто в это время против Эаннатума, правившего в Лагаше, было очень много военных кампаний, в том числе от других шумерских городов. Эламиты могли этим воспользоваться или даже войти в сговор).
Ещё раз Элам напал через два поколения после Эаннатума, при царе Энэнтарзи. Табличка гласит, что эламиты в количестве шестисот штук устроили рейд на Лагаш, напёрли вещей и пытались удрать назад в горы, но их догнали и наказали.
Так что при шумерах Эламу было, в целом, неплохо. Торговать - торговали, иногда получали по заднице, но сами виноваты, судя по всему. Иное началось при Аккаде.
Эпоха Саргона и его потомков (2350 - 2200 до н.э.)
Как мы помним, Саргон один за другим захватил все шумерские города, и распространил свои длинные руки на Элам. В этот период записей всё ещё не слишком много, но известно, что он сделал эламского царя Лухишшана своим вассалом (после чего тот внезапно умер).
Кстати, подобных вассалов шумеры назвали словом "суккаль".
После смерти Саргона сын Лухишшана по имени Хишепратеп в союзе с соседями попытался сбросить шумеро-аккадское "покровительство", но Римушу, провящему на тот момент Аккадом, удаётся с ними справиться.
Контролировал Элам и Маништушу, который поставил статую себя в Сузах, а Нарам-Син и вовсе простирает своё влияние ещё дальше, вглубь территории Элама. Его договор с эламским царём Хитой звучит так: "Враг Нарам-Сина - мой враг, друг Нарам-Сина - мой друг" (это от лица Элама).
При Шаркалишарри аккадская империя начинает свой не слишком долгий путь к закату, который начался с потери окраинных земель, к коим относился и Элам. Единственная запись, связанная с Эламом в это время, заявляет о победе над эламитами, но на месопотамской земле. Что о многом говорит.
Когда гутии подчинили себе Месопотамию, то же случилось и с Эламом. То есть их избавили от аккадского покровительства, но навязали своё. А когда Месопотамия сбросила гутиев, возродив на время шумерскую культуру, Элам опять на время попал к ним в зависимость, а эламский царь опять на какое-то время стал суккалем.
Продолжение следует
Источники:
- Хинц "Государство Элам"
- "The elamite world" (2018)