«Город тысячи Будд» — так часто называют Бангкок. Не знаю насколько точен подсчет, Будд действительно много. Они стоят, сидят, лежат. Для верующих каждая поза наполнена смыслом.
Буддам несут дары... Что взамен? Надежда. Учитель подскажет путь выхода из Сансары, мира страданий.
Но даже в этой череде статуй есть одна особенная, наиболее почитаемая, поистине волшебная — небольшая [66 см высотой] статуэтка Будды Шакьямуни, жившего в Южной Азии в VI-V вв. до н.э.
Для покровителя Таиланда построен сверкающий золотом храм на территории [бывшей] королевской резиденции.
И если правители покинули свой дворец после трагических событий 1945 г., то Будда по-прежнему принимает посетителей в Ват Пхра Кео.
Происхождение статуи окутано мистикой. Обладать ею веками желали многие. Говорят, Будда Шакьямуни сам выбрал Таиланд. Хотя, справедливости ради, тайцам он достался большой кровью.
Итак, легенда о странствиях Изумрудного Будды.
В начале II века нашей эры в величественном индийском городе Паталипутра жил монах по имени Нагасена. Его проповеди, духовность и аскеза помогли жителям вернуться к позабытому буддистскому учению. Однако, пропуская через сердце поток человеческих страданий, Нагасена начал ощущать огромную физическую и ментальную усталость.
Неизбывная грусть достигла священной горы Меру и тронула бога Индру.
Управитель Землей, Небом, Богами решил отправиться на встречу с Нагасеной, взяв в провожатые Вишну, отвечающего за поддержание жизни.
Боги были встречены с величайшим почтением. Монах поведал им о единственном желании — создать из цельного драгоценного камня вечную статую Будды.
Индра поручил Вишну разыскать камень, прекраснейший из всех существующих. Лучшие самоцветы находились высоко в Гималаях под охраной демонов.
Вишну отправился в путь без энтузиазма, но все же смог найти общий язык со свирепыми Яками. Бог вернулся в Паталипутру с великолепным куском жадеита, от которого исходило легкое зеленое свечение.
Индра тут же ощутил, как спала тяжесть с сердца Нагасены. Боги обратились скульпторами и вместе с человеком отсекли от камня все лишнее, придав форму Будды, сидящего в позе медитации.
По пророчеству изумрудная статуя призвана была послужить укреплению буддизма в 5-ти землях. Предсказание сбылось.
Через какое-то время в Индии началась гражданская война. Опасаясь за сохранность святыни, правитель Паталипутру отправил ее королю Шри-Ланки.
Изумрудный Будда пробыл на острове более 2-х веков, обеспечивая спокойствие и процветание. Слухи о реликвии распространились так широко, что однажды на Шри-Ланку в поисках истинных канонов веры прибыли монахи из Бирмы.
Они вероломно похитили Будду вместе с аутентичными священными текстами, записанными на пальмовых листьях.
По непонятным причинам на обратном пути лодка причалила у берегов царства кхмеров. Статую получил правитель Ангкора.
В великом гневе король Бирмы Анурадха по воздуху перенесся в Ангкор и порубил мечом всех подданных тамошнего царя Индрапатхи. Схватив самый богато украшенный короб, Анурадха улетел восвояси. Сундук оказался набитым всякой всячиной, Изумрудного Будды в нем не оказалось.
Статуэтка покинула Ангкор позже в результате странного происшествия, уничтожившего кхмерскую империю.
У королевского сына была ручная муха, а у сына одного из придворных — ручной паук. Мальчики часто играли вместе. Естественно, паук сожрал муху. Принц побежал жаловаться отцу. Паука казнили вместе с хозяином. Тотчас из озера Танлесап поднялся гигантский змей Наг и вызвал разрушительное наводнение. Вслед пришло цунами с моря, до которого, кстати, ~ 400 км. Эти стихийные бедствия погубили всех жителей Ангкора, уцелел только один монах, отвечающий за сохранность Изумрудного Будды.
Вместе они перебрались в Сиам. Статуей завладел король Аюттайи.
Бесконечные индокитайские войны вынудили адептов буддизма спрятать реликвию понадежнее.
Будду укрыли внутри глиняной ступы в одном из храмов города Чиангмай и забыли о нем на несколько веков.
Во время сильнейшей грозы [1434 г.] прямиком в ступу ударила молния. Из прорехи в штукатурке разлилось зеленоватое сияние. Изумрудный Будда Шакьямуни вновь явил себя миру.
Правитель Чиангмая на радостях организовал пышную процессию по переносу святыни из заштатного храма поближе к своему дворцу. Золоченый палантин водрузили на спину слона, кавалькада тронулась в путь. Неожиданно слон вышел из под контроля и со всех ног побежал в сторону города Лампанг.
Кто бы рискнул поспорить с волей Духовного Учителя? Следующие 32 года Будда пробыл в Лампанге. После долгих переговоров в 1468 г. его вернули правителю Чиангмая.
Что-то не то было с этим городом... В красивый храм со спиральной крышей постоянно били молнии. Во время очередной грозы кровля рухнула. Статуя не пострадала, но ее опять решили спрятать и показывали редко.
В 1551 г. один из принцев Чиангмая женился на дочери короля Лаоса с перспективой занять престол. Отбывая во Вьентьян, юноша прихватил Изумрудного Будду.
Более 200-т лет тайцы ходили войной на Лаос в попытках вернуть артефакт. Наконец, в 1778 г. армия генерала Чакри провела удачную осаду Вьентьяна и получила ценный приз — Будда переехал в Сиам. Государством тогда правил Таксин, получивший титул «Великий» в 1981 г.
Выходцу из народа, к тому же китайцу по отцу благодаря уму, сообразительности, честолюбию, удаче удалось получить образование и должность при дворе; освоить военную стратегию; изгнать извечных врагов бирманцев; объединить страну и присоединить новые территории. Отвечая на «мольбы простого народа», в 1768 г. Таксин провозгласил себя королем, а в 1782 г. — новым Буддой.
Религиозный фанатизм принял формы помешательства. В результате дворцового переворота короля от должности отстранили. Опасаясь восстания [Таксин пользовался большой популярностью в армии], решили казнить весьма варварским способом — посадили в бархатный мешок и забили палками.
Один из бывших соратников, предводитель заговорщиков Буддхой Чулалоке стал Рамой I, начал строительство Бангкока, королевского дворца и Ват Пхра Кео. С тех пор статуя Изумрудного Будды не покидала страну.
Храм украшен мозаикой из стекла, смальты, дерева.
Через центральный вход заходят только члены королевской семьи, для остальных — боковые двери. Естественно, нужно разуться. Фотографировать запрещено. Нельзя садиться ногами, вернее ступнями к Будде.
Для монахов выделена отдельная зона, ближе к алтарю.
Сам Будда восседает на золотом трехметровом троне. От фигурки исходит едва различимое свечение. Выражения лица не разглядеть, слишком далеко. Надеюсь, он любит, жалеет и прощает нас всех.
Спасибо за внимание.
Королевство Таиланд. Бангкок. Королевский дворец и прочая мифология.
Королевство Таиланд. Бангкок. Centara Watergate Pavilion Hotel. Ват Арун.
Королевство Таиланд. Паттайя. Храм Истины.