Найти в Дзене

Как использовать ИИ для написания документации: советы и опыт Hot-WiFi

Сэкономить неделю работы, унифицировать документацию, но не заменить человека полностью - что сегодня может искусственный интеллект?

Дисклеймер: этот текст создан с использованием и искусственного, и естественного интеллекта!

В разработке современных цифровых продуктов техническая и продуктовая документация играет критически важную роль. Она упрощает коммуникацию между разработчиками, продукт-менеджерами и конечными пользователями, ускоряет адаптацию и погружение в задачи новых сотрудников, снижает количество ошибок. С развитием AI растет соблазн делегировать трудоемкий процесс по созданию документации искусственному помощнику. Что уже можно доверить AI?

ИИ способен анализировать исходный код, структуру проекта, историю коммитов и сценарии использования, чтобы:

• генерировать технические описания компонентов, API, архитектуры;

• создавать продуктовую документацию — инструкции, FAQ, релизные заметки;

• поддерживать документацию в актуальном состоянии при изменении кода;

• адаптировать стиль и структуру текстов под целевую аудиторию.

Это особенно полезно в проектах на любых языках — будь то Python, Java, WEB-интерфейсы или другие технологии.

В чем плюсы использования искусственного интеллекта для разработки документации?

1. Актуализация документации

ИИ может отслеживать изменения в кодовой базе и автоматически обновлять соответствующие разделы документации, снижая риск рассинхронизации между кодом и описанием.

2. Повышение качества текстов

Искусственный интеллект может неплохо “причесать” документ:  выявить пробелы, лишние повторы и неясности в существующей документации, а также  может предложить улучшения в структуре и формулировках.

3. Унификация и стилистическая целостность

Документация в компании должна быть единообразной и соответствовать внутренним стандартам. ИИ способен соблюдать согласованный стиль написания текста, терминологию и форматирование — это особенно важно в больших командах с несколькими авторами.

4. Адаптация под пользователя

Искусственный интеллект может создать разные версии одного и того же материала для разработчиков, тестировщиков, менеджеров или конечных пользователей на понятном для конкретного читателя языке.

5. Интеграция в рабочие процессы

ИИ-инструменты встраиваются в CI/CD, IDE или платформы управления проектами, автоматизируя выпуск документации как часть релиза.

6. Упрощение работы с документами

ИИ помогает не только в написании, но и в чтении документов: если нужно изучить документацию на 50-100 страниц ради информации объемом в одну страницу, AI может сделать реферативную выжимку самого важного из документа.

7. Экономия времени

Автоматизация создания черновиков, шаблонов и базовых описаний позволяет разработчикам сосредоточиться на коде, а не на рутине.

У нас в Hot-WiFi есть позитивный опыт использования AI, когда по ТЗ для проекта требовалась техническая документация примерно на 100 страниц. И с помощью искусственного интеллекта мы решили эту задачу за 1 день, а без него потребовалась бы минимум неделя.

Подводные камни использования ИИ

Как и любым инструментом, искусственным интеллектом надо уметь пользоваться.

  • Прежде всего, помните, что все, что вы “скармливаете” искусственному интеллекту, уходит вовне, так что документы под NDA или содержащие чувствительную информацию “загружать” в AI нельзя.
  • ИИ не всегда корректно отражает нюансы UX или пользовательских сценариев.
  • ИИ может ошибаться в интерпретации сложной бизнес-логики.
  • И самое важное - ИИ ничего не умеет сам по себе. Он учится от заказчика. Поэтому искусственный помощник не сможет сделать “как надо”, пока вы сами не поймете, как надо.

Мы сначала научились делать документацию, а потом научили этому ИИ - и собрали всю документацию воедино.

Использовать искусственный интеллект для создания технической и продуктовой документации совершенно точно можно и нужно, но проверять ее все-таки должен естественный интеллект - живой человек.