“Креативность - это не талант. Это подход к жизни”, - сказал как-то британский актер, сценарист и комик Джон Клиз. И эти слова стоит взять на вооружение. Почему? Хотя бы потому, что это разноцветный карандаш, который способен раскрасить серую будничность Москвы яркими цветами. Которые видишь сначала только ты, а благодаря тебе и все остальные. Творческий подход ценится не только в креативных профессиях, но также в точных науках, политике и, конечно, юриспруденции. Обращали внимание, что даже деятельность представительного органа государственной власти называется не “закононаписанием”, а “законотворчеством”?
Что же такое креативность и креативное мышление? Давайте разберемся. Универсального определения креативности как такового нет. Будем отталкиваться от латинского слова ceratio - созидание. Психологи и большинство представителей научного сообщества придерживаются позиции, что креативность - это умение генерировать новые полезные решения. Делая акцент одновременно и на новизну, и на полезность. То есть креативной считается та идея, которую можно так или иначе применить на практике. Это касается всех профессий, кроме творческих. Там с креативностью совершенно другой роман. Так или иначе, общий знаменатель таков: креативность - это про новые идеи, новые схемы поведения, новые пути достижения целей, новые решения. Из чего следует, что креативное мышление - это интеллектуальный процесс создания через всесторонний анализ ситуации.
Зачем юристу развивать креативное мышление? Ответ на этот вопрос кроется в пользе креативного мышления, как одного из софт-скиллов юриста. Развитый креативный подход выделяет следующие аспекты:
повышает ценность специалиста на рынке труда и в профессиональной среде;
позволяет анализировать проблемы максимально широко и под разными углами;
помогает искать и находить разные оригинальные пути и схемы решения любой нестандартной ситуации;
дает возможность генерировать принципиально новые и продуктивные способы решения;
помогает преодолевать кризисные периоды. Одно из преимуществ творческого ума - видеть возможности там, где другие видят тупик;
дает преимущества в конкуренции с искусственным интеллектом.
Сегодня актуальность креативности растет в геометрической прогрессии. Технологии не могут заменить юристов при составлении актов, договоров, претензий и исков, при классификации и первичном анализе документов и проч. Кроме того, в настоящее время среди требований к кандидатам на должность юриста все чаще встречаются “креативность, “творческий подход к решению задач, “умение нестандартно мыслить”.
Одним словом, всем работодателям нужен свой Перри Мейсон.
Так, в Гуманитарно-правовом колледже ИЭУиП МГПУ профессиональная подготовка, в соответствии с ФГОС, направлена на формирование у выпускников творческих, исследовательских компетенций. Общество заинтересовано в креативных и инициативных специалистах, отличающихся особой любознательностью, активностью, готовностью к обновлению знаний, высокой восприимчивостью. Наличие у выпускников колледжа креативных качеств в дальнейшем может стать основой для их приобщения к работе, а полученные навыки положительно скажутся в будущей профессиональной деятельности.
Один из способов развития креативного мышления у студентов Гуманитарно-правового колледжа ИЭУиП МГПУ - индивидуальный проект. Это учебный проект, выполняемый обучающимися первого курса в рамках одной или нескольких учебных дисциплин с целью демонстрации достижений в самостоятельном освоении методов избранных областей знаний и видов деятельности. А также способности проектировать и осуществлять целесообразную деятельность (учебно-познавательную, социальную, художественно-творческую). Индивидуальный проект выполняется обучающимися колледжа в течение первого учебного года самостоятельно под руководством двух опытных преподавателей Л.И. Сапроновой и М.И. Митьковой. Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя. Кроме того, обучающиеся могут сами предложить тему для своего проекта. В итоге проектдолжен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанной концепции: информационной, исследовательской, творческой, практико-ориентированной.
Приведем примеры индивидуальных проектов учащихся, защитивших свои работы в 2024-2025 учебном году по следующим темам:
Старосельцева Валерия «Как зарождаются семейные традиции».
Дементьева Ксения «Достижение эффективного межкультурного общения».
Капранова Дарья «Институт семьи в настоящее время».
Солдатов Артем «Мотивы учебной деятельности».
Водолаго Ульяна «Влияние кошек на жизнь человека»
Жиляева Анна «Влияние травматических событий на психологическое здоровье человека».
Указанные молодые исследователи в своих проектах подняли чрезвычайно интересные и актуальные для многих вопросы, подошли творчески и с энтузиазмом к поиску ответов и смогли раскрыть тему исследования в полном объеме. Ребята самостоятельно выбирали темы своих проектов, исходя из своих интересов и увлечений. Благодаря этому большинство исследователей легко справились с поставленными задачами и успешно защитили свои индивидуальные проекты.