В мире так много произведений об одиночестве.
Человека может просто выбросить на необитаемый остров (Изгой).
Или он может оказаться среди тех, кто слишком сильно от него отличается (Эдвард руки-ножницы).
Или он может вдруг оказаться противопоставлен всем, кто его окружает. Людей вокруг много, они такие же, как ты, и всё равно ты удушающе одинок (Малена).
Всё это об одном - человеку нужен человек. Даже самые интровертные интроверты нуждаются в ком-то рядом. Нам нужно общение, чувство, что мы не одни, нас видят, понимают и принимают, нас любят.
Так вот у Альбуса Дамблдора таких людей не было. И даже тот, кто развеял его одиночество ненадолго, вскоре стал его болью, а потом - врагом.
Удел гения
Я, хоть и люблю Дамблдора, признаю, что он не был хорошим человеком. Но он однозначно был гением - он понимал больше, чем окружающие, и мог выстраивать логические связи, большинству недоступные.
Я в школе не была гением. Я просто была смышлёной и с интересами, скажем, нестандартными для маленькой сельской школы. И даже так среди одноклассников мне было скучно - я не могла с ними обсудить что-то, что меня интересовала. А с их точки зрения я была фриком, интересующимся какой-то дурью, что общению тоже не способствовало.
Теперь представим, как выглядели школьные года Дамблдора - гения. Вокруг него были скучные люди. Ни с кем нельзя было обсудить предметы, интересные Альбусу, а главное, на том же уровне, что Альбус. Попробуй поговори с Элфиасом Дожем о какой-нибудь... трансмутации кварцевых соединений в средневековой алхимии. А Элфиас посмотрит на тебя, восхищённо открыв рот, и спросит, ходил ли ты вчера на квиддич.
Такая разница уровней и в школе, и в семье, создаёт ужасающее чувство одиночества. Ты задыхаешься в окружающей серости, ты теряешься в догадках - с тобой что-то не то, или это весь мир неправильный? И даже своими переживаниями ни с кем не поделишься, потому что, во-первых, у тебя репутация звезды, а во-вторых, просто не поймут и не поверят.
Поэтому я не могу осуждать юного Альбуса за то, что он был высокомерен как в отношении волшебников, так и в отношении маглов. И за то, как он очаровался Гриндевальдом, тоже осуждать не могу.
А вот за то, что смог от этого отказаться - уважаю.
Тяжесть вины
Вина, которую ощущает человек, тоже создаёт незримый барьер между ним и другими людьми.
Всю тяжесть произошедшего с Арианой Альбус взял на себя. Как человек, считающий себя выше и умнее других, он считал, что должен справляться со всем. Этакий комплекс бога в миниатюре (или нет).
Аберфорт, понятно, его в этом горячо поддерживал. Ибо признать, что тоже виноват, для него стало бы разрушительным.
Так вот Альбус, взявший на себя вину за смерть сестры целиком и без оправданий, жил в мире людей, такой вины не имеющих. Ему было плохо, он ненавидел себя, страдал, мучился от воспоминаний, а вокруг него были люди, люди, и никто - никто - из них не был запятнан в глазах Альбуса так же сильно.
И при всём при этом он снова был одинок.
И потерю Геллерта тоже мог пережить лишь в одиночестве и молчании.
Об этом страшно думать.
Лидерство в войне
И вот - Альбус уже директор Хогвартса, глава Ордена феникса. Вокруг него хорошие люди, преданные и ему, и его делу. Та же Минерва, например, или Северус. Это люди неглупые, разделяющие его цель, так же, как и он, работающие в школе. Казалось бы, здесь Альбус мог избавиться от одиночества.
Но... нет.
Теперь он был главой и символом. На него надеялись и уповали, к нему обращались с проблемами, он продумывал стратегии и строил планы. Люди, стоящие рядом с ним, всё равно стояли не наравне - он снова был выше, дальше, и снова один. Это было и страховкой для него (слишком привяжешься к кому-то - не сможешь им рисковать), и страховкой для других (никто не попытается манипулировать Альбусом, угрожая им), и вечным проклятием.
Я ведь пишу это не затем, чтобы оправдать всё, сделанное Дамблдором. Не чтобы обелить его или вызвать к нему всеобщую жалость. Я лишь хочу поговорить о той грани Альбуса Дамблдора, которая часто опускается или забывается.
Альбус Дамблдор - очень, очень одинокий человек.