— Кто из нас не помнит, самый первый звук мотора своего мопеда?
— Запах бензина, когда ты его разводишь маслом, помните?
— А какой мопед был у вас первым? Вам покупали новый или достался уже немного б/у?
Сегодня мы с вами отправимся туда, где пахло бензином и приключениями! Во времена детства, когда пара колёс и маленький моторчик могли увезти тебя куда угодно, хоть на край света, хоть к бабуле в соседнюю деревню.
Я в конце статьи я расскажу, какой мопед был у меня. И что самое забавное — поделюсь историей, как он сломался всего через месяц после покупки. До сих пор не пойму, как так вышло, может, вы, знатоки, подскажете?
Так что дочитайте до конца, там вас ждёт моя загадка!
✅ Мопед как символ свободы и приключений
Беззаботное было время, правда? Помню, как мы дожидались лета, и как только кончалась учёба, почти в первый же день каникул, сразу ехали на рыбалку.
Цель, маленькое озеро в лесу, километров за двадцать пять от дома. Вставали часов в шесть утра, и вшестером на трёх мопедах мчались на природу, по лесной дороге, рыбу ловить.
Это было что-то! Залил бак бензина и можно было неделю кататься, да ещё он потом на парах мог целый день тарахтеть...
Эх, было же время! Счастливое и почти беззаботное детство!
✅ Культовые модели мопедов СССР и 90-х: наши первые «стальные пони»
Итак, вы уже представили себе те самые летние каникулы?
А теперь давайте вспомним героев этих приключений. Мопеды, которые стали настоящими легендами. Они были разные, но каждый из вас, запомнил именно свой, который катал вас в детстве.
1️⃣ «Рига-1». Помните такого? Это был настоящий пионер! Первый массовый двухскоростной мопед в СССР, который начали выпускать на Рижском мотозаводе «Саркана звайгзне» с 1961 года. Именно «Рига-1» открыла дорогу в мир доступной моторизированной техники для многих.
2️⃣ «Верховина». Это был уже настоящий хит! Львовский мотозавод выпускал его с 1970 по 1983 год. Конечно, он считался мопедом для одного, но кого это останавливало? Некоторые умудрялись перевозить на нём и двух пассажиров! На мопед ставили двигатель Ш-51, и он могла разогнаться до 50 км/ч.
А «Верховина-6» считался самым быстрым советским мопедом, с улучшенными крыльями и сиденьем.
3️⃣ «Карпаты». Вот это был настоящий преемник «Верховины», выпускавшийся во Львове с 1981 по 1997 год. У него уже стоял двигатель V-50 или V-501, с ручным или ножным переключением, и двухступенчатая коробка передач.
Скорость до 40 км/ч была вполне достаточной для приключений. «Карпаты» очень напоминали настоящий мотоцикл, особенно версии «Люкс» или «Спорт».
4️⃣ «Дельта». Появилась в середине 80-х и сразу бросалась в глаза своим стильным, почти спортивным дизайном. Её выпускали и в Риге, и в Чехословакии.
С двигателем V-50 или V-501 и весом около 60 кг, она была крепкой для наших лесных дорог. Больше всего она ценилась за хорошую проходимость.
5️⃣ «Стелла». Этот мини-мокик появился в начале 90-х и был уже чем-то новым, более модным. Его тоже делали в Риге и Чехословакии. У него были двигатели от Jawa или V-501, и он развивал скорость до 45–50 км/ч. Мопед «Стелла» выглядел современно, у него было удобное сиденье, и он был лёгким и юрким.
Эти мопеды были не просто техникой. Они были нашими друзьями, подарившими нам первое чувство настоящей, взрослой свободы.
✅ Кустарный тюнинг и ремонт: когда руки чесались
Купить мопед, это только полдела. Настоящее искусство начиналось потом, когда хотелось сделать его «своим», не таким, как у всех. Это был целый ритуал!
Помните, как мы лепили катафоты на спицы колёс? Чем больше, тем круче! А руль, который выдвигали вперёд, вот это был писк моды! Конечно, рулить становилось неудобно, но зато выглядело «спортивно».
А ещё мы постоянно экспериментировали с выхлопом. Снять глушитель, чтобы мопед орал на всю округу, или, наоборот, приделать какую-нибудь самодельную банку, чтобы звук был «басистее».
Карбюратор постоянно крутили, пытались «выжать» лишние километры в час, хотя чаще всего это заканчивалось тем, что мопед глох на ровном месте. Это была наша инженерная школа, где каждый сам себе был и конструктором, и механиком, и главным испытателем.
✅ Мой первый мопед: «Карпаты»
Помните, в начале я обещал рассказать про свой мопед и одну странную историю?
Так вот, мне купили мопед на день рождения в 1989 году. А родился я в феврале. И вот представьте: я неделю уговаривал родителей купить мопед прямо сейчас, зимой! Они, конечно, отвечали: «Давай весны подождем, пусть хотя бы снег растает». Но я не унимался, мопед был моей мечтой!
Тогда они сдались, но с условием: «Раз хочешь мопед – будешь катить его сам, от магазина до дома». А мне так хотелось, чтобы он уже стоял в гараже, и я согласился.
И катил целых четыре километра по заснеженной дороге своего первого железного друга. Мой мопед назывался «Карпаты», был он зеленого цвета, и это была настоящая радость!
Три месяца я ждал своей первой поездки. Почти каждый день заходил в гараж, сидел на нём, представляя, как буду колесить по окрестностям. Как только потеплело, я принялся его украшать. Налепил разных наклеек на бак.
А потом, ровно через месяц активного катания, случилось необъяснимое. Мой мопед перестал ехать! Он заводился, скорости переключались, даёшь газ, а он гудит, но с места не двигается.
Отец тогда мне сказал: «В мопедах не разбираюсь – сам соображай».
Я обратился к отцу своего друга, он открутил крышку, где были диски сцепления. И оказалось, что все диски стали… круглыми! А должны были выступами цепляться за корзину.
Пришлось искать диски по знакомым, в магазинах запчастей было не достать. Так я и не понял, как они могли так стереться. Может, заводской брак был?
А у вас были интересные случаи с вашим мопедом?
Может вы поняли почему у меня такая поломка случилась? Напишите в комментариях, будет очень интересно почитать. Вдруг у вас была такая же проблема?
✅ Рёв мотора и самые тёплые воспоминания
Вот так, друзья, мы с вами и промчались по дорогам нашей юности, вспоминая мопеды, наших верных «железных коней»! От надёжной «Риги-1» до стильных «Карпат» и юрких «Стелл» Каждый из них, для нас, был больше чем просто транспорт.
Это были символы детской свободы, первых приключений и той беззаботной поры, когда мир был полон открытий. Почти каждая поездка была маленьким приключением.
Согласитесь, эти воспоминания греют душу, правда?
У вас были похожие истории? Или может свои, особенные приключения с мопедами? Расскажите в комментариях! Какой мопед был у вас первым и какое самое яркое воспоминание с ним связано? Мы с удовольствием почитаем ваши истории!
Если эта статья перенесла вас в тёплые годы юности, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал, чтобы мы чаще вспоминали наше славное прошлое!