Найти в Дзене
Александр Еликов

Республика Саха (Якутия) — край зимних автодорог. Часть 3.

Тикси — Нижнеянск — Депутатский.

Если кто ещё помнит из предыдущего повествования, то последние несколько тысяч километров мы шпарили по снегам и торосам вообще без запасного колеса, которое благополучно потеряли на Таймыре.

Узнав об этом, компания Goodyear4x4 пошла нам навстречу, и они готовы были прислать шину куда угодно. Была достигнута договорённость, что пока они её никуда не высылают, но именно Тикси рассматривался как место, куда в случае чего можно было бы выслать нам покрышку из Москвы. Но по приезду в Тикси выяснилось, что из-за отсутствия прямых авиарейсов пересылка будет очень дорогой, долгой и вообще может растянуться на неопределённый срок. Поэтому было принято решение продолжать путь без запасного колеса и дальше.

Понятно, что колёса, установленные на машине в этой поездке, нас не просто радовали, а вообще позволили выкинуть из головы какие либо переживания по этому поводу. Мы на околонулевом давлении внаглую ломились через торосы, с разгону перелетали трещины и гоняли по застругам. (Goodyear Wrangler MT/R Kevlar. Испытание Арктикой.) Но как бы там ни было, факт того, что выслать покрышку в Тикси оказалось проблематично, и мы продолжим путь и дальше без запасного колеса, послужил нам первым звоночком. Дело в том, что ведь изначально планировалось в прямом смысле пройти море Лаптевых от края до края. Т.е. за одну поездку проехать колёсами от мыса Челюскин (границы с Карским морем) до мыса Святой Нос (границы с Восточно-Сибирским морем) и посетить все населённые пункты и метеостанции моря Лаптевых. Вторым звоночком, что дальше, ребята, соваться не стОит, послужило то, что у нас начал жестоко виснуть планшет, в котором была вся навигация. И в итоге сразу после Тикси мы остались совсем без компьютера. До мыса Святой Нос от посёлка Нижнеянск хоть и оставалось проехать всего несколько сотен километров, но их надо было пройти без какого либо следа или трека, по нехоженой целине и торосам. Ну и третьим, окончательным звоночком, была абсолютно случайная встреча уже перед Нижнеянском на зимнике с ребятами из посёлка Депутатский, которые оказались очень приветливыми и пригласили нас в гости к себе в посёлок, рассказав, как туда проехать. Всё. В этот момент стало понятно, что в Нижнеянске мы развернёмся и поедем в Депутатский, ещё даже не понимая, куда ехать из него дальше и будучи уверенными, что там тупик и надо будет разворачиваться.

Из Тикси на большую землю идёт уже отличный обслуживаемый зимник. Да, именно отличный, так как с января 2013 года туда стали делать дорогу – стоят вешки, указатели, работает снегоуборочная техника.
Если быть точнее, то путь с "материка" в Тикси состоит из двух частей: зимника "Яна" и 400-километровой отворотки в районе посёлка Северный.

Знак на повороте в сторону Тикси в посёлке Северный.
Знак на повороте в сторону Тикси в посёлке Северный.

Есть на этой отворотке, конечно, и сложности. Тикси самый ветреный населённый пункт Якутии, поэтому там эту дорогу время от времени переметает. Плюс часть пути лежит по льду губы Буор-Хая, которая всю зиму «дышит» — то образовывая широкие трещины, то нагромождая высокие заборы изо льда.

Грузовики в этой губе из-за сложной ледовой обстановки тонут каждый год.
Грузовики в этой губе из-за сложной ледовой обстановки тонут каждый год.

Восточная часть губы Буор-Хая после метели была в приличных колеях.
Восточная часть губы Буор-Хая после метели была в приличных колеях.

Выйдя в реку Омолой зимник становится ровным ледяным автобаном до села Хайыр, а выйдя на берег, заканчивается в заброшенном посёлке Кулар, откуда ещё 30 километров отличной отсыпки до такого же заброшенного посёлка Северный, который находится на берегу реки Яна.

Дорога по реке Омолой.
Дорога по реке Омолой.

Дальнейшей нашей целью был посёлок Нижнеянск, который находится практически в устье реки Яна, недалеко от побережья моря Лаптевых и является крайней точкой зимника "Яна": Тополиное — Батагай — Усть-Куйга — Нижнеянск.

-5

-6

Сам посёлок Нижнеянск, точнее заброшенная его часть, представляет из себя ещё более жалкое зрелище, чем Тикси.

-7

От когда-то почти 3,5-тысячного посёлка осталось порядка 100 жителей зимой, и ещё плюс около ста приезжает летом на период навигации. Но вот порт… Если уж и называть что-то морскими воротами Республики Саха (Якутия), то лучше уж Нижнеянск, а не Тикси.

-8

В округе стоят десятки кранов и кораблей.
В округе стоят десятки кранов и кораблей.

Благодаря порту зимник в этих краях напоминает живой и шумный улей — по нему массово идут во все стороны грузовики, развозя из Нижнеянска различные грузы по посёлкам аж четырех улусов Якутии: Усть-Янский (пос. Депутатский), Аллаиховский (пос. Чокурдах), Абыйский (пос. Белая Гора) и Момский (пос. Хонуу). В основном это топливо для объектов тепло- и электроснабжения: нефть, дизтопливо и уголь.

Вид с посёлка на реку.
Вид с посёлка на реку.

Мы же, не особенно задерживаясь в посёлке, развернулись и поехали в старейшую полярную метеорологическую станцию Якутии «Юбилейная», которая находится недалеко от посёлка Казачье. Подумать только, работает она с 1821 года. Из-за ее удаленного местонахождения, на этой станции никогда не бывает путешественников, из автопутешественников мы вообще были первые. А зря это место обходят стороной. Очень много интересного нам рассказали хозяева станции. Сейчас здесь работает 6 человек, из них две семейные пары, в т.ч. начальник станции Алексей Овчаренко и его супруга Елена. А если быть точнее, то на станции проживает 7 человек. Там живет и зимует с родителями самый юный полярник – 4-летний Артем Овчаренко. Нас приняли на станции, как самых близких друзей!

А на следующий день мы были уже в Депутатском. Дороги там везде просто отличные, и промчаться 400-500 километров по ним не составляло вообще никакого труда и времени тратилось на это совсем немного.

Из Усть-Куйги в Депутатский идёт ровная круглогодичная отсыпка длиной 223 километра, изобилующая красивыми прижимами и перевалами.
Из Усть-Куйги в Депутатский идёт ровная круглогодичная отсыпка длиной 223 километра, изобилующая красивыми прижимами и перевалами.

-12

-13

На въезде в Депутатский стоит стела
Как только мы возле неё остановились, то к нам сразу подъехал местный парень на УАЗе. И у нас первым делом возник к нему вопрос, есть ли из Депутатского дорога куда-нибудь дальше. На что получили абсолютно утвердительный ответ, что дальше точно никаких дорог нет и не было никогда. Ну ладно, подумали мы, пока не до этого — надо с ребятами, которые нас пригласили, встретиться для начала. Но при этом мы косо и с большим интересом поглядывали на малоприметный и явно заброшенный знак, завалившийся в кусты недалеко от перекрёстка со стелой.

-14

Некогда советский гигант оловянной промышленности полностью остановлен. В стране, где самые большие запасы олова в мире. В посёлке, где находится крупнейшее месторождение России, да ещё и с самым высоким содержанием металла. И это при том, что сегодня 85% олова Россия импортирует из Китая, Боливии, Португалии.
Некогда советский гигант оловянной промышленности полностью остановлен. В стране, где самые большие запасы олова в мире. В посёлке, где находится крупнейшее месторождение России, да ещё и с самым высоким содержанием металла. И это при том, что сегодня 85% олова Россия импортирует из Китая, Боливии, Португалии.

Но люди полны оптимизма. Энергия бьет прямо ключом. Молодежь очень современная и правильно воспитанная – спорт, туризм, соревнования, здоровый образ жизни. Не так давно начали развивать активный туризм, правда, пока не автомобильный. Но маршруты очень интересные: возят даже на Новосибирские острова. И вот эти гостеприимные люди приняли нас так, что мы прожили в Депутатском больше двух дней — это была самая длительная наша остановка вообще за всю эту зимнюю поездку.

Вид с крыльца администрации.
Вид с крыльца администрации.

В гостях у главы. Справа Владимир Мегежекский — главный специалист по развитию туризма Управления физкультуры и спорта.
В гостях у главы. Справа Владимир Мегежекский — главный специалист по развитию туризма Управления физкультуры и спорта.

Глава посёлка Бондаренко Сергей Геннадьевич, который живёт и работает здесь уже более 36 лет, принял нас как родных, лично провёл экскурсию, рассказал как всё начиналось, показал много интересных мест в посёлке и вокруг него.

Лично организованная главой посёлка мастерская. Надо ли говорить, что основным используемым материалом является бивень мамонта.
Лично организованная главой посёлка мастерская. Надо ли говорить, что основным используемым материалом является бивень мамонта.

-19

Вообще, север Якутии можно смело назвать землёй мамонта. Здесь столько его останков, что даже выдаются официальные лицензии на добычу бивня. А сколько интересных находок обнаруживают люди, живущие в тех краях. Например, жилища древнего человека, возле которых были стопками сложены отдельно кости, и отдельно бивни мамонтов. Причём, все мамонты были небольшими — взрослого просто не под силу было добыть древним людям.

А вот на этом фото в правом нижнем углу лежит совсем неприметный тёмный наконечник стрелы. Так вот его достали из туши мамонта!
А вот на этом фото в правом нижнем углу лежит совсем неприметный тёмный наконечник стрелы. Так вот его достали из туши мамонта!

Ну и конечно же, мы наконец-то очень подробно разведали всю дорожную обстановку в округе. Оказывается, после многолетнего перерыва, с января 2013 года снова начали делать зимник, связывающий посёлок Депутатский с Абыйским улусом и зимником "Индигир". Радости нашей не было предела. Мы не поедем назад, а закольцуем маршрут. И самое главное, как! По реке Индигирка, где надо будет по так называемой индигирской трубе пересекать хребет Черского — крупнейшую горную систему Якутии с самой высочайшей точкой республики горой Победа, высота которой более 3000 метров. Впереди нас ждал самый непредсказуемый и, пожалуй, самый красивый зимник Якутии!