Тикси — Нижнеянск — Депутатский.
Если кто ещё помнит из предыдущего повествования, то последние несколько тысяч километров мы шпарили по снегам и торосам вообще без запасного колеса, которое благополучно потеряли на Таймыре.
Узнав об этом, компания Goodyear4x4 пошла нам навстречу, и они готовы были прислать шину куда угодно. Была достигнута договорённость, что пока они её никуда не высылают, но именно Тикси рассматривался как место, куда в случае чего можно было бы выслать нам покрышку из Москвы. Но по приезду в Тикси выяснилось, что из-за отсутствия прямых авиарейсов пересылка будет очень дорогой, долгой и вообще может растянуться на неопределённый срок. Поэтому было принято решение продолжать путь без запасного колеса и дальше.
Понятно, что колёса, установленные на машине в этой поездке, нас не просто радовали, а вообще позволили выкинуть из головы какие либо переживания по этому поводу. Мы на околонулевом давлении внаглую ломились через торосы, с разгону перелетали трещины и гоняли по застругам. (Goodyear Wrangler MT/R Kevlar. Испытание Арктикой.) Но как бы там ни было, факт того, что выслать покрышку в Тикси оказалось проблематично, и мы продолжим путь и дальше без запасного колеса, послужил нам первым звоночком. Дело в том, что ведь изначально планировалось в прямом смысле пройти море Лаптевых от края до края. Т.е. за одну поездку проехать колёсами от мыса Челюскин (границы с Карским морем) до мыса Святой Нос (границы с Восточно-Сибирским морем) и посетить все населённые пункты и метеостанции моря Лаптевых. Вторым звоночком, что дальше, ребята, соваться не стОит, послужило то, что у нас начал жестоко виснуть планшет, в котором была вся навигация. И в итоге сразу после Тикси мы остались совсем без компьютера. До мыса Святой Нос от посёлка Нижнеянск хоть и оставалось проехать всего несколько сотен километров, но их надо было пройти без какого либо следа или трека, по нехоженой целине и торосам. Ну и третьим, окончательным звоночком, была абсолютно случайная встреча уже перед Нижнеянском на зимнике с ребятами из посёлка Депутатский, которые оказались очень приветливыми и пригласили нас в гости к себе в посёлок, рассказав, как туда проехать. Всё. В этот момент стало понятно, что в Нижнеянске мы развернёмся и поедем в Депутатский, ещё даже не понимая, куда ехать из него дальше и будучи уверенными, что там тупик и надо будет разворачиваться.
Из Тикси на большую землю идёт уже отличный обслуживаемый зимник. Да, именно отличный, так как с января 2013 года туда стали делать дорогу – стоят вешки, указатели, работает снегоуборочная техника.
Если быть точнее, то путь с "материка" в Тикси состоит из двух частей: зимника "Яна" и 400-километровой отворотки в районе посёлка Северный.
Есть на этой отворотке, конечно, и сложности. Тикси самый ветреный населённый пункт Якутии, поэтому там эту дорогу время от времени переметает. Плюс часть пути лежит по льду губы Буор-Хая, которая всю зиму «дышит» — то образовывая широкие трещины, то нагромождая высокие заборы изо льда.
Выйдя в реку Омолой зимник становится ровным ледяным автобаном до села Хайыр, а выйдя на берег, заканчивается в заброшенном посёлке Кулар, откуда ещё 30 километров отличной отсыпки до такого же заброшенного посёлка Северный, который находится на берегу реки Яна.
Дальнейшей нашей целью был посёлок Нижнеянск, который находится практически в устье реки Яна, недалеко от побережья моря Лаптевых и является крайней точкой зимника "Яна": Тополиное — Батагай — Усть-Куйга — Нижнеянск.
Сам посёлок Нижнеянск, точнее заброшенная его часть, представляет из себя ещё более жалкое зрелище, чем Тикси.
От когда-то почти 3,5-тысячного посёлка осталось порядка 100 жителей зимой, и ещё плюс около ста приезжает летом на период навигации. Но вот порт… Если уж и называть что-то морскими воротами Республики Саха (Якутия), то лучше уж Нижнеянск, а не Тикси.
Благодаря порту зимник в этих краях напоминает живой и шумный улей — по нему массово идут во все стороны грузовики, развозя из Нижнеянска различные грузы по посёлкам аж четырех улусов Якутии: Усть-Янский (пос. Депутатский), Аллаиховский (пос. Чокурдах), Абыйский (пос. Белая Гора) и Момский (пос. Хонуу). В основном это топливо для объектов тепло- и электроснабжения: нефть, дизтопливо и уголь.
Мы же, не особенно задерживаясь в посёлке, развернулись и поехали в старейшую полярную метеорологическую станцию Якутии «Юбилейная», которая находится недалеко от посёлка Казачье. Подумать только, работает она с 1821 года. Из-за ее удаленного местонахождения, на этой станции никогда не бывает путешественников, из автопутешественников мы вообще были первые. А зря это место обходят стороной. Очень много интересного нам рассказали хозяева станции. Сейчас здесь работает 6 человек, из них две семейные пары, в т.ч. начальник станции Алексей Овчаренко и его супруга Елена. А если быть точнее, то на станции проживает 7 человек. Там живет и зимует с родителями самый юный полярник – 4-летний Артем Овчаренко. Нас приняли на станции, как самых близких друзей!
А на следующий день мы были уже в Депутатском. Дороги там везде просто отличные, и промчаться 400-500 километров по ним не составляло вообще никакого труда и времени тратилось на это совсем немного.
На въезде в Депутатский стоит стела
Как только мы возле неё остановились, то к нам сразу подъехал местный парень на УАЗе. И у нас первым делом возник к нему вопрос, есть ли из Депутатского дорога куда-нибудь дальше. На что получили абсолютно утвердительный ответ, что дальше точно никаких дорог нет и не было никогда. Ну ладно, подумали мы, пока не до этого — надо с ребятами, которые нас пригласили, встретиться для начала. Но при этом мы косо и с большим интересом поглядывали на малоприметный и явно заброшенный знак, завалившийся в кусты недалеко от перекрёстка со стелой.
Но люди полны оптимизма. Энергия бьет прямо ключом. Молодежь очень современная и правильно воспитанная – спорт, туризм, соревнования, здоровый образ жизни. Не так давно начали развивать активный туризм, правда, пока не автомобильный. Но маршруты очень интересные: возят даже на Новосибирские острова. И вот эти гостеприимные люди приняли нас так, что мы прожили в Депутатском больше двух дней — это была самая длительная наша остановка вообще за всю эту зимнюю поездку.
Глава посёлка Бондаренко Сергей Геннадьевич, который живёт и работает здесь уже более 36 лет, принял нас как родных, лично провёл экскурсию, рассказал как всё начиналось, показал много интересных мест в посёлке и вокруг него.
Вообще, север Якутии можно смело назвать землёй мамонта. Здесь столько его останков, что даже выдаются официальные лицензии на добычу бивня. А сколько интересных находок обнаруживают люди, живущие в тех краях. Например, жилища древнего человека, возле которых были стопками сложены отдельно кости, и отдельно бивни мамонтов. Причём, все мамонты были небольшими — взрослого просто не под силу было добыть древним людям.
Ну и конечно же, мы наконец-то очень подробно разведали всю дорожную обстановку в округе. Оказывается, после многолетнего перерыва, с января 2013 года снова начали делать зимник, связывающий посёлок Депутатский с Абыйским улусом и зимником "Индигир". Радости нашей не было предела. Мы не поедем назад, а закольцуем маршрут. И самое главное, как! По реке Индигирка, где надо будет по так называемой индигирской трубе пересекать хребет Черского — крупнейшую горную систему Якутии с самой высочайшей точкой республики горой Победа, высота которой более 3000 метров. Впереди нас ждал самый непредсказуемый и, пожалуй, самый красивый зимник Якутии!