Найти в Дзене
частные суждения

Крапивинские командоры — альтернатива семье и интернатам.

В предыдущем эссе были показаны два советских литературных способа воспитания настоящего человека, или в терминах советской фантастики — человека коммунистического будущего. Либо интернат с гениальными (или же вооружёнными передовой научной теорией и столь же передовым педагогическим опытом) учителями, либо просто школа (но, опять же, передовая, без зубрёжки и прочего негатива, с упором на самостоятельные исследования и творчество учащихся) и хорошие родители (ну, хотя бы один родитель, например отец Алисы Селезнёвой). Если брать не только фантастические утопии, а всю советскую литературу в целом, то в ней есть как два упомянутых (воспитание в интернате показано в «Республике ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, а сочетание правильной школы с семьёй — во многих советских произведениях о детях) ещё два метода. Первый — воспитание правильным коллективом сверстников, изображён в «Тимуре и его команде» А. Гайдара. Второй — самостоятельное развитие и закалка личности внешними трудностями, в «Ш

В предыдущем эссе были показаны два советских литературных способа воспитания настоящего человека, или в терминах советской фантастики — человека коммунистического будущего. Либо интернат с гениальными (или же вооружёнными передовой научной теорией и столь же передовым педагогическим опытом) учителями, либо просто школа (но, опять же, передовая, без зубрёжки и прочего негатива, с упором на самостоятельные исследования и творчество учащихся) и хорошие родители (ну, хотя бы один родитель, например отец Алисы Селезнёвой).

Кадр из экранизации «Республики ШКИД» 1966 г.
Кадр из экранизации «Республики ШКИД» 1966 г.

Если брать не только фантастические утопии, а всю советскую литературу в целом, то в ней есть как два упомянутых (воспитание в интернате показано в «Республике ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, а сочетание правильной школы с семьёй — во многих советских произведениях о детях) ещё два метода. Первый — воспитание правильным коллективом сверстников, изображён в «Тимуре и его команде» А. Гайдара. Второй — самостоятельное развитие и закалка личности внешними трудностями, в «Школе» того же Гайдара и в романе Островского «Так закалялась сталь». Что характерно, оба последних произведения во многом автобиографические.

Кадр из экранизации повести «Так закалялась сталь», 1942 г.
Кадр из экранизации повести «Так закалялась сталь», 1942 г.

Почему эти два метода не используются в обществе светлого будущего, изображённого советскими писателями-фантастами — совершенно очевидно. Предоставленный сам себе детский коллектив запросто может стать не командой звездолёта, а подростковой бандой. Поэтому благодетельный надзор взрослых над такими детскими группами совершенно необходим. К примеру, это показано в рассказе «Злоумышленники» Стругацких, в котором действие происходит в Аньюдинском интернате — без вмешательства воспитателя дети, задумавшие побег на космическом корабле, могли погибнуть.

Фай Родис, иллюстрация из сети.
Фай Родис, иллюстрация из сети.

Второй метод, воспитания через преодоление трудностей и противостояние злодеям, очевидно, не подходит для идеального мира будущего, в котором таких трудностей, да и злодеев тоже, попросту нет. Разве что, сюда можно отнести «подвиги Геракла» в мире Ефремова, но там речь идёт о борьбе с дикой природой, а не злыми людьми. Так что с моральной точки зрения эти подвиги мало что дают. Конечно, они укрепят тело и разум юного коммунара, но к противостоянию с подлинным злом вряд ли подготовят. На нечто большее в будущем Ефремова решались лишь отдельные выдающиеся личности:

«— Почему вы не заботитесь о Фай Родис? Она тоже впервые попала в нуль-пространство.
— О Фай Родис никто не тревожился, — Гриф Рифт понизил голос, — она не только вела раскопки на дальних планетах, но и прошла все десять ступеней инфернальности.
— Зачем? — изумилась Чеди Даан.
— Историки делают это, чтобы глубже понять ощущения людей давнего прошлого».

Это не вампир, а космический пират. Кадр из сериала «Гостья из будущего», 1984 г.
Это не вампир, а космический пират. Кадр из сериала «Гостья из будущего», 1984 г.

Алиса Селезнёва у Кира Булычева в ходе своих многочисленных приключений неоднократно противостоит самым разным злодеям. Но из-за заведомой неуязвимости главной героини (не зря же цикл рассказов о ней назван «Девочка, с которой ничего не случится») у читателя создаётся впечатление своего рода аттракциона, а не настоящей борьбы со злом. Совершенно иной настрой во «взрослых» произведениях Кира Булычева, в том числе о будущем, они намного менее оптимистичны и в них жестокие испытания могут не только воспитать, но и изувечить психику ребёнка.

Обложка издания 2022 г.
Обложка издания 2022 г.

Наконец, совсем особый случай — тексты Владислава Петровича Крапивина. В некоторых из них действие происходит в реалиях СССР, в других — в сказочных или фантастических мирах. Притом будущее у Крапивина может быть разным, от советской утопии до антиутопии (например, в повести «Гуси-гуси, га-га-га...»). Интернат в мирах Крапивина запросто может оказаться тюрьмой для детских душ, да и насчёт советской школы писатель никаких иллюзий не испытывает. Тем не менее, в его творчестве центральную роль играет именно воспитательная утопия. Вот только она никак не связана с коммунизмом и будущим в целом.

Типичный «крапивинский мальчик».
Типичный «крапивинский мальчик».

Правильного человека из обычного ребёнка у Крапивина воспитывают так называемые командоры — отдельные энтузиасты, любящие детей и умеющие с ними работать. Нужно заметить, что кроме «светлых» в его книгах есть и «тёмные командоры». Они тоже умеют работать с детьми, но не для блага самих детей, а ради собственных целей. Дети для них выступают в роли инструмента, не более того. Однако подобные опасные спецы по неформальной педагогике всё-таки исключение, да и в текстах они как правило получают по заслугам. А «светлые командоры» объединены в некое братство, протяжённое во времени и пространстве, но благодаря особой командорской магии при этом единое.

Арт по мотивам творчества Крапивина.
Арт по мотивам творчества Крапивина.

Командоры в текстах Крапивина живут в самых разных временах и странах, часть из них занимается какой-то работой (учёная, милиционер и т.д.), но их главное дело — помогать детям находить свой путь и спасать их в безвыходных ситуациях. Командор не зависит от окружающего общества, оно для него является лишь фоном. Как и для детей, которым он помогает и из которых выращивает таких же командоров или по крайней мере просто порядочных людей. Поэтому коммунизм для крапивинских командоров — лишняя сущность, они во внешнем идеальном обществе не нуждаются, в своём кругу они и так живут в идеальном социуме.