Найти в Дзене
частные суждения

Кардинальное отличие будущего Кира Булычева от коммунизма Ефремова и Стругацких.

Если взять самые основные черты общества будущего, которое изображали советские писатели-фантасты, то они укладываются в рамки следующей схемы: Список можно продолжить, но всё остальное в общем-то вытекает из данной утопической картины мира, в котором живут здоровые (в первую очередь психически), счастливые и уверенные в себе коммунары. Разумеется, у читателя возникает вопрос — каким образом такое счастье было достигнуто из нынешнего не слишком радостного состояния человечества? Ответ давался следующий: материальная база коммунизма возникла благодаря техническому прогрессу и подвижническому труду нескольких поколений (включая нынешнее) по внедрению его достижений в повседневность. Ну а сам коммунистический социум стал возможен благодаря воспитанию людей в правильном духе. Однако всем понятно, что воспитывать взрослых, уже сложившихся индивидов — дело малоосмысленное. Попробуйте-ка перевоспитать хотя бы одного рецидивиста! В советских лагерях пытались, в том числе экстремальными сп

Если взять самые основные черты общества будущего, которое изображали советские писатели-фантасты, то они укладываются в рамки следующей схемы:

  • Материальное изобилие.
  • Творчество как высшая цель жизни человека.
  • Отсутствие труда для физического выживания или по принуждению, любой труд абсолютно доброволен.
  • Отсутствие различных «пережитков прошлого» в общественном сознании.
  • Отсутствие преступности, во всяком случае сознательной. А вот ошибки с роковыми последствиями показаны даже в утопии Ефремова.
  • Возможности для саморазвития любого человека в любых областях. Отсутствие каких-либо ограничений для этого.
  • Отсутствие насильственных проявлений власти, любые общественно значимые решения принимаются демократическим путём и исполняются людьми сугубо добровольно. Отсутствие тюрем, полиции, армии.
  • Отсутствие частной собственности и всей связанной с этим юридической системы, торговли и т.д.

Иллюстрация к «Туманности Андромеды» И. Ефремова.
Иллюстрация к «Туманности Андромеды» И. Ефремова.

Список можно продолжить, но всё остальное в общем-то вытекает из данной утопической картины мира, в котором живут здоровые (в первую очередь психически), счастливые и уверенные в себе коммунары. Разумеется, у читателя возникает вопрос — каким образом такое счастье было достигнуто из нынешнего не слишком радостного состояния человечества? Ответ давался следующий: материальная база коммунизма возникла благодаря техническому прогрессу и подвижническому труду нескольких поколений (включая нынешнее) по внедрению его достижений в повседневность. Ну а сам коммунистический социум стал возможен благодаря воспитанию людей в правильном духе.

Иллюстрация к «Туманности Андромеды».
Иллюстрация к «Туманности Андромеды».

Однако всем понятно, что воспитывать взрослых, уже сложившихся индивидов — дело малоосмысленное. Попробуйте-ка перевоспитать хотя бы одного рецидивиста! В советских лагерях пытались, в том числе экстремальными способами, но результат не слишком вдохновлял. Да и количество преступников в социалистических странах за десятилетия правильного воспитания всего народа если и сокращалось, то не сказать чтобы быстро. Более того, особой разницы с капиталистическим миром не наблюдалось — с ростом благосостояния количество тяжких преступлений в обществе снижалось примерно одинаково, независимо от социального строя. Влияния воспитания на этот процесс как-то не наблюдалось.

Иллюстрация к повести Стругацких «Полдень, XXII век».
Иллюстрация к повести Стругацких «Полдень, XXII век».

Стало быть, воспитывать нужно не взрослых, и даже не молодёжь, а детей. Благо, были положительные примеры Макаренко и прочих энтузиастов. Казалось бы, чего проще — распространить их опыт на всё общество. Однако на практике скопировать метод и применять отдельно от самого Макаренко не выходило. Система «гениальный учитель — ученики» работала, но только с самим гениальным учителем во главе. А где их взять на все школы Советского Союза? Тем не менее, никаких других ответов на вопрос, как правильно воспитать будущих коммунистов, не было вовсе. Поэтому в будущем по Ефремову и Стругацким почти всех детей (исключения вроде бы есть, но они на общую картину не влияют) отдают в интернаты, где ими занимаются профессиональные педагоги. У Ефремова — с привлечением любителей-энтузиастов, для чтения лекций в отдельных областях, например по истории.

Учитель и ученики, иллюстрация к творчеству Стругацких.
Учитель и ученики, иллюстрация к творчеству Стругацких.

Разумеется, сами писатели отлично понимали, что одной только системы школ-интернатов недостаточно, для них ещё и нужны правильные воспитатели и Учителя с большой буквы. Ефремов решает эту проблему, отнеся действие своих романов в далёкое будущее, так что изменения в общественном сознании у него накапливаются постепенно, доходя ко времени «Туманности Андромеды» до желаемого автором совершенства. Стругацкие же придумали «Высокую теорию воспитания», которая, по аналогиями с физическими теориями, неизменно приводит к нужному результату.

Игорь Селезнёв, отец Алисы.
Игорь Селезнёв, отец Алисы.

Остальные советские писатели-фантасты глубоко в эту тему не лезли, ограничиваясь упоминанием аналогичных школ-интернатов в своих произведениях. Исключение было всего одно. А именно — коммунистическое будущее в повестях Кира Булычева. Напомним, что у Алисы Селезнёвой не только есть мать и отец, но отец даже проводит своё время с собственной дочкой и как-то воспитывает её. Мать Алисы, Кира Селезнёва, живёт отдельно от мужа и родную дочь видит очень редко, но это её личный выбор. В общем, Алиса растёт в не особо благополучной семье, но учится в просто школе, а не интернате. Конечно, школа будущего сильно отличается от современной, в ней ученики намного более свободны и самостоятельны, но от родителей при этом они не оторваны, как в коммунистическом будущем Ефремова и Стругацких. К сожалению, о том, как землянам в его мире удалось достичь всеобщей доброжелательности всего за сто лет, Булычёв не написал.

Иллюстрация к книге «Девочка с Земли» Кира Булычева.
Иллюстрация к книге «Девочка с Земли» Кира Булычева.

В мире будущего Кира Булычева есть и иные отличия, например там есть космические пираты, которые ни у Ефремова, ни у Стругацких невозможны — в их мирах просто нет преступников в обществах, достигших стадии дальних космических полётов. Впрочем, у Кира Булычева на благополучной Земле их тоже нет, пираты в его мире — представители слаборазвитых цивилизаций, которым добрые земляне (или иные инопланетяне, тоже успешно построившие у себя коммунизм) даровали соответствующие технологии. Поэтому в мире Кира Булычева, в отличие от, например, мира Ефремова, есть космические крейсера и агенты Космофлота, представляющие собой своего рода галактический ФБР.

Продолжение темы здесь.