Здравствуйте, уважаемые читатели!
Давно я ничего не писал про такси, ограничиваясь повествованиями про мой новый автомобиль. Но тема достаточно актуальная, причём как с точки зрения водителя автомобиля такси, так и пассажира.
Всё дело в том, что Государственная Дума приняла закон об установлении требований к уровню локализации автомобилей, которые эксплуатируются в таксоперевозках. И с 1 января 2033 года автомобиль, планирующийся для работы в такси, сможет быть внесён в соответствующий реестр исключительно на основе критерия по количеству баллов локализации.
Некоторые важные детали, предшествовавшие принятию закона
Я обожаю копаться в числах, поэтому хотел бы обратиться к пояснительной записке к данному закону [1]:
«В текущих условиях наблюдается существенное падение продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Так, если в 2021 г. объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составил 1,67 млн единиц, то в 2022 г. - только около 0,67 млн единиц, прогноз на 2023 г. - около 1 млн автомобилей. Еще одним риском является повышение степени зависимости сети такси в Российской Федерации от импортных поставок автомобилей, комплектующих, запчастей, а также от импортных поставок оборудования и программного обеспечения для технических сервисов»
Т.е. достаточно очевидный факт, что если ничего не делать, то такая огромная сфера услуг как таксоперевозки в какой-то момент может коллапсировать, если её насыщать исключительно импортируемыми автомобилями. Не знаю, как в Вашем городе, но у нас самый крупный сервис таксоуслуг в 2021 году использовал автомобили Volkswagen Polo 5 и 6-го поколений. Пробеги в такси большие, а значит обновлять автомобили нужно регулярно, плюс обслуживание автомобилей тоже нужно делать, а Фольксваген из России ушёл.
Приведу ещё одну цитату из пояснительной записки:
«При этом спрос на новые автомобили, используемые в качестве легкового такси, остается и будет оставаться стабильным, так как по оценкам специалистов отрасли, автомобили в парках такси целесообразно обновлять каждые три-пять лет. Такой срок службы легкового такси связан с тем, что через 3-5 лет интенсивной эксплуатации автомобиль требует значительных вложений, кроме того, такой срок эксплуатации и соответствующий такому сроку пробег автомобиля является наиболее оптимальным для его реализации на рынке»
Три, максимум пять, лет эксплуатации и автомобиль должен быть выведен из эксплуатации.
Таким образом, в 2025 году парк автомобилей иностранного производства, которые были закуплены в 2022 году, должен быть заменён на новые автомобили.
И завершу эту главу ещё одной цитатой:
«Дополнительным эффектом от предлагаемой меры станет стимулирование зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России, что позволит рассчитывать на приток дополнительных инвестиций в отрасль и рост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»
Возвращаясь к данному прогнозу о миллионе проданных автомобилей в 2023 году (закон впервые увидел свет 9 ноября 2023 года, поэтому на тот момент данных о количестве проданных автомобилей за 2023 год не было). Фактически, как мы теперь уже знаем эту статистику. За 2023 год было продано 937 тысяч автомобилей, согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса [2]. Т.е. реальность оказалась даже хуже прогнозных показателей. Однако если мы начнём детально разбираться в доле полностью локализованных автомобилей, то это отнюдь не все 937 тысяч экземпляров.
Что было, если бы этот закон действовал уже сейчас?
Очевидно, что в такси смогла бы работать продукция АВТОВАЗа, Москвича, китайского производителя Haval, имеющего производство в Тульской области, а также те компании, которые организовали производство на калининградском заводе «Автотор».
Но если мы посмотрим на регионы, то самым «ходовым» там был, есть и, наверное, будет условный тариф «Эконом», в котором работали Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, KIA Rio. Какая сейчас есть альтернатива автомобилям такого класса у уже локализовавших производство в России компаний? На ум приходит только LADA Vesta. Всё. Но Вестой не заместишь возникающий вакуум.
Что даст этот закон?
На текущий момент я вижу одну глобальную проблему – АВТОВАЗ не может навязать конкуренцию китайским производителям – импортёрам, поскольку не может тягаться с ними в конкурентной нише. Это я имею в виду кроссоверы. Поэтому выпуск автомобилей для нужд таксомоторных компаний был бы хорошим подспорьем для компании.
Как выше отмечалось в записке, этот закон стимулирует компании-импортёры локализовывать производство. Не будем забывать, что и ставка утильсбора до 2030 года будет увеличиваться. Поэтому, как мне кажется, мы стоим на пороге кардинальных изменений в автомобильной отрасли. Формат образца 2021 года уже невозможен. Во всяком случае чётко должна пройти линия между компаниями, которые ориентированы на долгосрочный бизнес у нас в стране и те компании, которые появились на рынке только в результате форс-мажора.
Другие мои статьи
Почему агрегатор такси скрывает информацию о пункте назначения для водителя?
С уважением, Юрий (kua1102)