Найти в Дзене
Бортовой журнал kua1102

К 2033 году в такси будут только автомобили локализованного производства

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Давно я ничего не писал про такси, ограничиваясь повествованиями про мой новый автомобиль. Но тема достаточно актуальная, причём как с точки зрения водителя автомобиля такси, так и пассажира.

Всё дело в том, что Государственная Дума приняла закон об установлении требований к уровню локализации автомобилей, которые эксплуатируются в таксоперевозках. И с 1 января 2033 года автомобиль, планирующийся для работы в такси, сможет быть внесён в соответствующий реестр исключительно на основе критерия по количеству баллов локализации.

Некоторые важные детали, предшествовавшие принятию закона

Я обожаю копаться в числах, поэтому хотел бы обратиться к пояснительной записке к данному закону [1]:

«В текущих условиях наблюдается существенное падение продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Так, если в 2021 г. объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составил 1,67 млн единиц, то в 2022 г. - только около 0,67 млн единиц, прогноз на 2023 г. - около 1 млн автомобилей. Еще одним риском является повышение степени зависимости сети такси в Российской Федерации от импортных поставок автомобилей, комплектующих, запчастей, а также от импортных поставок оборудования и программного обеспечения для технических сервисов»

Т.е. достаточно очевидный факт, что если ничего не делать, то такая огромная сфера услуг как таксоперевозки в какой-то момент может коллапсировать, если её насыщать исключительно импортируемыми автомобилями. Не знаю, как в Вашем городе, но у нас самый крупный сервис таксоуслуг в 2021 году использовал автомобили Volkswagen Polo 5 и 6-го поколений. Пробеги в такси большие, а значит обновлять автомобили нужно регулярно, плюс обслуживание автомобилей тоже нужно делать, а Фольксваген из России ушёл.

Приведу ещё одну цитату из пояснительной записки:

«При этом спрос на новые автомобили, используемые в качестве легкового такси, остается и будет оставаться стабильным, так как по оценкам специалистов отрасли, автомобили в парках такси целесообразно обновлять каждые три-пять лет. Такой срок службы легкового такси связан с тем, что через 3-5 лет интенсивной эксплуатации автомобиль требует значительных вложений, кроме того, такой срок эксплуатации и соответствующий такому сроку пробег автомобиля является наиболее оптимальным для его реализации на рынке»

Три, максимум пять, лет эксплуатации и автомобиль должен быть выведен из эксплуатации.

Таким образом, в 2025 году парк автомобилей иностранного производства, которые были закуплены в 2022 году, должен быть заменён на новые автомобили.

И завершу эту главу ещё одной цитатой:

«Дополнительным эффектом от предлагаемой меры станет стимулирование зарубежных автопроизводителей к максимальной локализации производства в России, что позволит рассчитывать на приток дополнительных инвестиций в отрасль и рост налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации»

Возвращаясь к данному прогнозу о миллионе проданных автомобилей в 2023 году (закон впервые увидел свет 9 ноября 2023 года, поэтому на тот момент данных о количестве проданных автомобилей за 2023 год не было). Фактически, как мы теперь уже знаем эту статистику. За 2023 год было продано 937 тысяч автомобилей, согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса [2]. Т.е. реальность оказалась даже хуже прогнозных показателей. Однако если мы начнём детально разбираться в доле полностью локализованных автомобилей, то это отнюдь не все 937 тысяч экземпляров.

Что было, если бы этот закон действовал уже сейчас?

Очевидно, что в такси смогла бы работать продукция АВТОВАЗа, Москвича, китайского производителя Haval, имеющего производство в Тульской области, а также те компании, которые организовали производство на калининградском заводе «Автотор».

По состоянию на конец мая 2025 года могу сказать, что в нашем городе в такси продолжают трудиться Volkswagen Polo 5 и 6 поколения, а также иногда встречаю LADA Vesta, т.е. пока замещения парка автомобилей не было. Автор фотографии kua1102
По состоянию на конец мая 2025 года могу сказать, что в нашем городе в такси продолжают трудиться Volkswagen Polo 5 и 6 поколения, а также иногда встречаю LADA Vesta, т.е. пока замещения парка автомобилей не было. Автор фотографии kua1102

Но если мы посмотрим на регионы, то самым «ходовым» там был, есть и, наверное, будет условный тариф «Эконом», в котором работали Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, KIA Rio. Какая сейчас есть альтернатива автомобилям такого класса у уже локализовавших производство в России компаний? На ум приходит только LADA Vesta. Всё. Но Вестой не заместишь возникающий вакуум.

Что даст этот закон?

На текущий момент я вижу одну глобальную проблему – АВТОВАЗ не может навязать конкуренцию китайским производителям – импортёрам, поскольку не может тягаться с ними в конкурентной нише. Это я имею в виду кроссоверы. Поэтому выпуск автомобилей для нужд таксомоторных компаний был бы хорошим подспорьем для компании.

Как выше отмечалось в записке, этот закон стимулирует компании-импортёры локализовывать производство. Не будем забывать, что и ставка утильсбора до 2030 года будет увеличиваться. Поэтому, как мне кажется, мы стоим на пороге кардинальных изменений в автомобильной отрасли. Формат образца 2021 года уже невозможен. Во всяком случае чётко должна пройти линия между компаниями, которые ориентированы на долгосрочный бизнес у нас в стране и те компании, которые появились на рынке только в результате форс-мажора.

Другие мои статьи

Почему агрегатор такси скрывает информацию о пункте назначения для водителя?

Таксист пожаловался, что в автосервисе указали в системе пробег авто и теперь он его не сможет смотать

С уважением, Юрий (kua1102)