Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Фантастически выглядящая рыба: Тайна макропинны

Начать придётся издалека. В комментариях к одной из публикаций о теоретических пределах гигантизма животных разных типов было выдвинуто предложение проапргейдить медузу. Проблема стрекающих в том, что более высокоорганизованный естественный враг – моллюск, членистоногое или позвоночное – либо имеет защиту от стрекательных батарей, либо нет. В первом случае размер медузе дополнительных шансов на выживание не обеспечит. Другой вопрос, что сам по себе иммунитет к стрекательному вооружению – штука не слишком тривиальная, и данное обстоятельство позволяет медузам сохранять позиции с самого кембрия. Однако обороняться они могут только пассивно.

Собственно предложение заключалось в том, чтобы сделать медузу гигантской и липкой. Приблизился, чтобы начать её кушать, и всё – прилип. Никто с таким монстром связываться не станет, и расти ему мешать не будет… Рассмотрев данное предложение я, почему-то, сразу вспомнил макропинну.

Вот уж удивительная рыба. Внешне удивительная. Художники, изображая инопланетян, редко демонстрирую и десятую долю фантазии, потребовавшейся эволюции чтобы слепить малоротую макропинну. Её поразительные черты и описывать не нужно, – на заглавной картинке видно всё… Оценка, разумеется, субъективна, но, выбирая самую странную на вид тварь на планете, я бы проголосовал за неё.

Размер макропинна имеет скромный, – всего с ладонь, то есть около 15 сантиметров. И относится к рыбам мезопелагическим. Не совсем глубоководным. Обитает этот вид в слое между 500 и 1000 метрами. На таких глубинах уже невозможен фотосинтез, – света слишком мало… Но он, всё-таки, есть. Чем, собственно, удивительная конструкция твари – прозрачная голова, внутри которой скрываются огромные цилиндрические глаза, – и обусловлена.

И теперь, наконец, о природе странностей. Прозрачный пузырь – не голова, не череп, а отстающая от черепа кожа, под которой скрываются и глаза. Причём это вполне законно. Кожа рыб часто бывает прозрачной, – собственно, она всегда такова, если не прикрыта чешуёй, и в клетки не заряжен пигмент. В крови рыб очень мало гемоглобина, так что капилляры даже не придают коже розовый цвет… Скрытые же под кожей глаза также достаточно обычны для рыб и рептилий, – слепых или роющих. В некоторых случаях для защиты глаз создаются даже «очки» из прозрачной чешуи.

...Таким образом, странная «голова» макропинны – просто пузырь, заполненной жидкостью мало отличающейся по составу от забортной воды. Череп же на изображениях искать бесполезно. Он затерян, а точнее расплющен, между глазами. Но рыбам много мозга и не положено… Для того чтобы понять, как должна выглядеть макопинна без «ветрового стекла», достаточно посмотреть на её ближайшего родственника – опистопрокта.

.Опистопрокт
.Опистопрокт

Соответственно, возникает вопрос «зачем»? Как подчёркивалось выше, опистопрокты и макропинны обирают на глубинах, куда ещё проникает крошечное количество света. Как следствие, глаза-телескопы нацелены вверх. Макропинны крейсируют, сохраняя горизонтальное положение корпуса (многие рыбы мезопелагиали плавают головой вверх), и охотятся днём, когда можно заметить добычу, как тень на фоне свечения верхней полусферы… Добыча, впрочем, тоже не лыком шита. Прекрасно зная приёмы глубинных хищников, жертвы зажигают огни. Свечение не демаскирует их, а позволяет им слиться со светлым фоном.

Но глаза макропинн и опистопроктов недаром так огромны. В их конструкцию включены светофильтры, – как и положено фильтрам, снижающие чувствительность, зато выделяющие часть спектра присутствующую в естественном освещении, и отсутствующую в свечении биологического происхождения. Таким образом, тень для них остаётся тенью.

...И глаза макропинны, кстати, подвижны, – могут отклоняться на 90 градусов вперёд. Обнаружив цель, рыба поворачивается головой вверх и идёт на сближение вертикально, продолжая удерживать добычу в перекрестии прицела… Суть же в том, что охотятся макропинны на сифонофор.

.Сифонофора
.Сифонофора

Сифонофоры же – сложносочинённые колонии стрекающих – могу достигать в длину метров или даже десятков метров. Соответственно, заметить их легко, но целиком съесть проблематично. Малоротые макропинны, разумеется, целиком сифонофор и не едят. Точнее даже сифонофоры, как таковые, им не интересны, поскольку плоть стрекающих состоит из воды почти целиком. Макропинны питаются планктоном, но поскольку искать мелочь в почти полной темноте сложно… приловчились использовать для этого сифонофор. Подплывая снизу, рыба обкусывает щупальца, на которые уже налипли питательные рачки.

...Но есть проблема. Предназначенные для захвата добычи зооиды сифонофор очень хорошо вооружены. Теми самыми стрекательными батареями, приобретение иммунитета к залпам которых, как отмечалось выше, очень нетривиальная проблема. И при этом стрекательные «шпицы», чтобы впрыснуть яд, пробивают даже чешую и твёрдые покровы ракообразных… Со всем этим сложно, но можно справиться, однако, уязвимым местом остаются глаза. У макропинны они слишком большие и слишком длинные. Последнее важно, поскольку во время питания они направлены вперёд…

Ну вот прозрачный пузырь решает проблему защиты глаз.

Опистопрокт же, это, по-сути, макропинна без противострекательной маски. Соответственно, опистопрокты с сифонофорами не связываются, и планктон вылавливают поштучно.

.Макропинна
.Макропинна

И, кстати, грустные «глазки» впереди головы макропинны – это ноздри. Обоняние требуется рыбе, чтобы выбрать среди щупальцев сифинофор те, которые захватили уже много планктона.

...Какое всё это имеет отношение к концепции «липкой медузы»?

Прямого – не имеет. От прилипания макропинна не защищена. Рыба вспомнилась лишь как пример специализированного хищника.

Преимущества в экологической борьбе бывают как общими (сила, скорость, сообразительность), так и специальными. И хоть стрекательные клетки, хоть клей, – это именно «специальное» преимущество. А таковое всегда легко (как ни странно, сложная адаптация макропинны это глаза с фильтрами; кожаный пузырь – прост как пять копеек и возник быстро) контрится встречной специализацией.