Редуктор ЗИЛ-131: Воскрешение из металлолома.
Привет, мехмастера и любители советского железа! В первой части (ссылка в конце ⬇️!) мы нашли виновника клина – средний редуктор ЗИЛ-131, сняли его и обнаружили печальную картину: кучка отломленных зубьев конической пары. Картина знакомая многим владельцам "старичков".
Дилемма: Ремонт или Замена?
Казалось бы, решение на поверхности: заменить большую и малую конические шестерни. Но вот оно, огромное "НО": где их взять?! Новые – фантастика, машина снята с производства в начале 2000-х. Разборки? Военное хранение иссякло. Запчасти стали раритетом.
Где наша не пропадала! Или Секретное Оружие Мехмастера
Зная о слабом месте ЗИЛ-131, я подготовился заранее. Уловил момент, когда одного "зилка" сдавали в чермет. Договорился не по цене лома, а по принципу "один к трем" (отдал другого металла втрое больше). Так и надыбал запчасти, включая б/у редуктор! Легендарный русский "найти-выменять-спасти" в действии.
Итак, на столе два пациента:
Мой: С убитой конической парой, но потенциальный "донор" на будущее.
Б/У "Кот в мешке": Вроде рабочий, но требует обязательной ревизии перед установкой.
Решение очевидно: Ставим "кота"! Но слепо – ни за что. Главное правило: ревизия перед монтажом!
Этапы Ревизии "Кота в Мешке":
Чистка – Базис: Первым делом – мойка высокого давления. Отбиваем грязь и старую смазку и снаружи, и изнутри (через отверстия). Чистота – залог точной диагностики.
Визуальный Осмотр – Ищем Трещины и Сколы:
Коническая пара (Большая + Малая): Зубья? Бодренькие! Ни сколов, ни закатки, ни отломов. Уже хороший знак – намекает на приличные подшипники и умеренные люфты. Крышку не ставим (нужно будет ставить болты крепления редуктора).
Цилиндрическая передача: Тоже визуально – порядок.
Люфты – Тонкая Настройка:
Осевой люфт проходного вала (с малой конической шестерней): Чуть-чуть есть. Не страшно! Регулируется прокладками подшипникового стакана (конические подшипники 102210 / N210W). Снимаем фланец (гайка на 41), крышку стакана и убираем по одной прокладке с внешней стороны до устранения люфта. Внимание! Прокладки с внутренней стороны стакана регулируют зацепление – их не трогаем (зубья приработаны).
Обязательно! Меняем оба сальника хвостовика (307674-П, 62x90x12 мм).
Люфт вала малой цилиндрической шестерни: Подшипники (297308 АКУ) – люфта нет? Отлично!
Дифференциал – Проверка и Подтяжка:
Засовываем полуось – вращаем. Ровно, без закусываний? Значит, сам дифференциал и его сателлиты живы.
Расшплинтовываем и протягиваем: Болты крепления чашек дифференциала + бугельные болты. Они любят ослабевать!
Регулировка бугельных подшипников (7214 ГОСТ 520): Откручиваем стопорные пластины. Подтягиваем гайки до упора, затем сдаем назад примерно на 1/5 оборота (для теплового зазора). Стопорим обратно.
"Кот" Отревизирован! Пора в Монтировку.
Подготовка Моста:
Тщательно вычищаем чашку балки моста от песка, стружки и прочего мусора.
Прокладка: Вырезаем из картона или паронита. Фиксируем ее! Привязываем тонкой медной проволокой или капроновой нитью через отверстия под болты к балке моста, чтобы не сдвинулась при установке. Можно посадить и на герметик для надежности.
Заливаем масло: Льем ~5 литров ТМ-5 прямо в чашку моста. Удобно!
Установка Редуктора – Работа в Команде:
Затаскиваем редуктор на стеллаже под машину.
Лебёдка в помощь: Через окно в полу кузова пропускаем трос лебедки, цепляем за кольцо на маслозаливной пробке (предварительно приваренное!).
Нужен помощник! Он работает лебедкой, я снизу подправляю и направляю тяжелый агрегат монтажкой. Главное – не сдвинуть прокладку!
Аккуратно поднимаем, совмещаем отверстия в балке и редукторе "бородком" (монтажной лопаткой или ломиком).
Крепление: Ставим и равномерно, крест-накрест затягиваем все болты крепления редуктора.
Не забыть! Установить и затянуть два болта крепления под конической парой (именно поэтому крышку не ставили сразу после ревизии пары!). Обязательно зашплинтовать!
Ставим карданы и полуоси.
Момент Истины: Заводим, выезжаем... Всё работает, как часы!
Финал с Моралью:
Этот редуктор мог бы стать безымянной грудой в куче чермета. Но благодаря предусмотрительности (обмен металла!), умелой ревизии и правильной установке – его жизнь продолжается! Он снова будет крутить колеса, возить грузы. Вот она, настоящая механика – спасти, отревизировать, дать вторую жизнь.
А как вы решаете проблему с запчастями для раритетов? Доводилось ли "воскрешать" подобные узлы? Делитесь опытом в комментариях!
Все части ремонта ЗИЛ-131 смотрите в моей подборке на RUTUBE: Ссылка на ваш плейлист ⬇️:
Первая часть ремонта редуктора (диагностика и снятие): [Ссылка на 1-ю часть ⬇️]:
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube:
https://m.youtube.com/channel/UCJC1GmgJHOGxz-EEpoWrm_A