Найти в Дзене
Автомузей в миниатюре

Первая модель ЗИСа, выпущенного на УАЗе. «УльЗИС-5В» («НАП», 1:43).

Знаменитая «Трёхтонка» ЗИС-5 - детище и участник индустриализации, автомобиль обороны и тыла, и на долгие годы - машина периода восстановления и становления, дожившая до покорения советской целины. Началась история автомобиля в Москве.
В 1941 году производство было эвакуировано в Ульяновск, а затем, в 1944 году, было развёрнуто в Миассе.
В Ульяновске, по данным, приведённым на страницах журнала «Грузовик пресс» (№4, 2010), УльЗИС выпустил 7260 грузовиков ЗИС-5*. Один из таких грузовиков экспонируется в заводском музее Ульяновского автозавода. В той же публикации отмечено, что экспонирующийся грузовик представляет собой машину отремонтированную с использованием элементов грузовиков разных лет выпуска.
Именно этот грузовик «Наш автопром» воспроизвёл в масштабе 1:43. Среди других промышленных моделей ЗИСов, этот УльЗИС, конечно, удивил меня своей привязкой к машине из музея УАЗа и некоторыми изменениями конструкции. Кроме того, он представляет собой первую и пока единственную модель груз
Оглавление

Знаменитая «Трёхтонка» ЗИС-5 - детище и участник индустриализации, автомобиль обороны и тыла, и на долгие годы - машина периода восстановления и становления, дожившая до покорения советской целины.

Началась история автомобиля в Москве.
В 1941 году производство было эвакуировано в Ульяновск, а затем, в 1944 году, было развёрнуто в Миассе.
В Ульяновске, по данным, приведённым на страницах журнала «Грузовик пресс» (№4, 2010), УльЗИС выпустил 7260 грузовиков ЗИС-5*. Один из таких грузовиков экспонируется в заводском музее Ульяновского автозавода. В той же публикации отмечено, что экспонирующийся грузовик представляет собой машину отремонтированную с использованием элементов грузовиков разных лет выпуска.
Именно этот грузовик «Наш автопром» воспроизвёл в масштабе 1:43.

Удивительная миниатюра

Среди других промышленных моделей ЗИСов, этот УльЗИС, конечно, удивил меня своей привязкой к машине из музея УАЗа и некоторыми изменениями конструкции. Кроме того, он представляет собой первую и пока единственную модель грузовика УльЗИС-5В, выпущенную промышленно.

«УльЗИС-5В» от «Нашего автопрома» упакован в стандартную позднюю коробку, на которую наклеено обозначение находящейся в ней модели.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Все ЗИСы, представленные на коробке, получили воплощение и порадовали коллекционеров. Герой обзора представлен во втором ряду, по середине

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Перед нами масштабная модель, извлечённая из коробки. Традиционно, модель крепилась к коробке через два винта.

Модель практически соответствует грузовику из музея: крылья раннего типа, кабина позднего типа, эмблема «ЗИС» в скруглённом треугольнике на радиаторе основного московского выпуска.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

А кузов у модели воспроизводит самый упрощённый вариант, которым оснащались ЗИС-5В в самые тяжёлые годы. Такой кузов отличался единственным открывающимся бортом - задним, что позволяло экономить металл при производстве. И эта деталь оказалась на модели неспроста - из соображений восстановления исторической справедливости (согласно комментарию представителя «Нашего автопрома» на форуме коллекционеров).

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Кузов изготовлен из пластика и окрашен полуматовой краской. Смотрится.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Модель грузовика УльЗИС, как и другие модели ЗИСов, получила раму из металлического сплава. На фабрике сборщик очень старался прикрепить модель к подставке, но что-то пошло не так). Отражены основные элементы шасси. Как видно, есть и бензобак - как у всех ЗИСов этого семейства, он размещён под сиденьем водителя, между лонжеронами рамы.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Интерьер, в отличие от моделей ЗИС, выпущенных годами ранее, не получил окрашенных в основной цвет панелей дверей.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Борта кузова, в отличие от платформы, расшивку не получили. В рамках промышленного жанра это распространённая практика.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Сравнение с другими ЗИСами

Как и настоящие грузовики, масштабные модели между собой в высокой мере унифицированы. Однако, обнаруживаются и различия.
По сравнению с моделями первых выпусков, раскритикованных некоторыми коллекционерами за высокую посадку передней подвески, модель УльЗИС, представляющая уже поздний «НАП», похоже, отличается в лучшую сторону. На миллиметр, но всё же.

«ЗИС-5» и «УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«ЗИС-5» и «УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Вероятно, улучшения высоты подвески стали возможны за счёт изменения конструкции деталей. На фото УралЗИС (слева модель ранних выпусков) и УльЗИС (справа). Стрелками показаны изменения: у свежей модели ось передних колёс открытая и окрашена чёрной эмалью, в то время как у ранней закрыта и не окрашена.

«ЗИС-5В» и «УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«ЗИС-5В» и «УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Различий моделей ЗИС-5В двух заводов по шасси заключается в наличии у поздней дополнительных отверстий и проушин для крепления дополнительных деталей. Также радует своим присутствием расшивка платформы кузова по виду снизу. Для чего предназначены два цилиндрических выступа на платформе - мне не известно. Похоже на крепежи для ящиков.
Сцепное устройство, размещённое на последней поперечине рамы изначально было выполнено отдельной деталью из пластика, а теперь же изготовлено из металла и отлито вместе с рамой.
Есть различия и в обозначениях на подножках.
Также двигатель, а точнее, его часть, отлитая не на раме, а на дне кабины, объединённой с подножками, не окрашена краской в цвет рамы.

«ЗИС-5В» и «УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«ЗИС-5В» и «УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Кузова УльЗИС и УралЗИС.
Как видно, отличия заключаются не только в конструкции бортов, а ещё и в опорах-поперечинах.

«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«УльЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«ЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора
«ЗИС-5В», («НАП», 1:43) из коллекции автора

Заключение

УльЗИС в миниатюре порадовал.
Ко всему вышесказанному добавлю, что эта модель - первая масштабная модель первого УАЗа.
Как и основная масса моделей от «Нашего автопрома», модель УльЗИС-5В имеет конкретный прототип.
Что ещё более примечательно - она одна из тех моделей, которые воспроизводят машины из заводских музеев. Другая модель автомобиля из музея от «НАПа» - это ГАЗ-53-12 песочного цвета, которому будет посвящена отдельная публикация.

Информация
Прототип: УльЗИС-5В 1941-1944 годов
Масштаб 1:43
Тираж: 740 экз
Год выпуска модели 2018
Изготовлено в КНР

*
Шелепенков, М. А. Заветный ангар. Музей Ульяновского автозавода / М. А. Шелепенков // Грузовик Пресс. — 2010. — № 4.

Про другие модели ЗИС и ЗИЛ:

ЗИС, ЗИЛ, УльЗИС, УралЗИС | Автомузей в миниатюре | Дзен

#ЗИС #УльЗИС #УАЗ #хобби #коллекционирование #масштабные_модели #авто