Суровые климатические условия северо-восточных регионов СССР всегда представляли серьезную проблему для развития этих территорий. Экстремально низкие температуры и вечная мерзлота существенно ограничивали комфортность проживания и экономический потенциал огромных пространств Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В современную эпоху проблема сурового климата постепенно смягчается в контексте глобального потепления. Наблюдается увеличение навигационного периода на Северном морском пути, зимы становятся менее суровыми, а летний сезон продолжительнее. Однако в середине XX века ситуация виделась иначе, и некоторые советские ученые предлагали весьма радикальные решения климатических проблем.
Мегаломания советской эпохи
Среди наиболее ярких проектов по масштабному преобразованию природы выделяется концепция инженера Борисова Петра Михайловича. В конце 1950-х годов он предложил грандиозный план строительства дамбы через Берингов пролив. Этот проект был официально зарегистрирован в Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР в 1957 году под названием «Коренное улучшение климата полярных и умеренных широт земного шара».
Для популяризации своих идей в 1970 году Борисов опубликовал книгу «Может ли человек изменить климат», которая получила официальное одобрение Академии наук СССР. В этом научно-популярном издании автор представил теоретическое обоснование для создания гигантского гидротехнического сооружения в самой узкой части Берингова пролива.
Аргументация Борисова строилась на двух основных тезисах: угрозе нового ледникового периода и возможности его предотвращения посредством масштабного инженерного вмешательства. Согласно прогнозам, представленным в книге, к 1980-1990 годам значительная часть территории СССР могла оказаться под воздействием вечной мерзлоты, которая, по мнению автора, могла распространиться до Уральских гор.
Проект основывался на идее блокирования холодных водных масс, поступающих из Тихого океана через Берингов пролив, которые, по мнению автора, препятствовали проникновению теплого течения Гольфстрим дальше на восток после Скандинавии. Техническое решение предполагало строительство плотины протяженностью 74 километра на глубине 50-60 метров. Дополнительным элементом конструкции должна была стать система мощных насосов для перекачивания воды из северной части в южную. По расчетам автора, для функционирования такой системы требовалось не менее 25 миллионов киловатт электроэнергии ежегодно. Для сравнения: крупнейшие гидроэлектростанции того времени – Красноярская и Братская – вырабатывали 6 и 4 миллиона киловатт соответственно!
Огромные затраты
Проект дамбы подразумевал не только строительство самой плотины, но и создание масштабной сопутствующей инфраструктуры. На восточном и западном берегах пролива планировалось возвести два города с населением по 50 тысяч жителей каждый, два крупных порта и комплекс атомных электростанций для энергоснабжения насосного оборудования.
Важной составляющей проекта являлась идея транспортного сообщения между Евразией и Северной Америкой – в конструкции плотины предусматривались двухпутная железная дорога и автомагистраль.
Учитывая международный характер проекта и потенциальные климатические выгоды для США и Канады, Борисов предлагал разделить расходы между странами, предусматривая для СССР долю финансирования около 40% от общей суммы, что составляло примерно 8-10 миллиардов рублей.
Проект должен был учитывать проблему арктического льда, который мог повредить конструкцию плотины. Для этого Борисов предусмотрел обтекатели в верхней части сооружения, по которым массы льда могли перемещаться к южной стороне. После предполагаемого таяния льдов эту часть конструкции планировалось реконфигурировать для размещения транспортных коммуникаций.
Вероятные последствия
Для понимания популярности подобных грандиозных идей необходимо учитывать исторический контекст того времени. Эпоха научно-технической революции, ознаменованная полетом человека в космос, освоением ядерной энергии и строительством гигантских гидроэлектростанций, сформировала у людей убеждение в способности человечества подчинить природу своей воле.
Однако реализация проекта Борисова могла привести к непредсказуемым последствиям. Хотя автор прогнозировал положительные изменения климата – исчезновение тундры, распространение лесов в северных широтах, смягчение климата Западной Европы и возможность выращивания субтропических культур в Предчерноморье – потенциальные негативные последствия могли включать охлаждение климата Японии, Полинезии и российского Приморья, остановку Гольфстрима и наступление нового ледникового периода в Европе. Даже при успешном расширении влияния Гольфстрима в Арктике, таяние вечной мерзлоты могло превратить огромные территории в заболоченные местности.
Иронично, что ответ на вопрос, вынесенный в название книги Борисова – «Может ли человек изменить климат» – оказался утвердительным, но без необходимости строительства дамбы через Берингов пролив. Современные климатические изменения демонстрируют, что человеческая деятельность действительно способна влиять на глобальный климат, но механизмы этого влияния оказались иными, чем предполагалось в амбициозных проектах середины XX века.
🚀 «Советский Феномен» — ваше окно в мир, великих советских достижений!
Читайте также: