Найти в Дзене
Советский Феномен

Самые большие суда СССР: от гордости до забвения

Оглавление

Гражданский флот Советского Союза был гордостью страны, воплощением инженерной мысли и амбиций великой державы. Огромные корабли, бороздившие моря и океаны, не только обеспечивали экономические и научные задачи, но и символизировали мощь и прогресс советской страны. В этой статье мы расскажем о десяти самых крупных судах советского торгового флота!

«Севморпуть» — атомный покоритель Арктики

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» по праву занимает первое место в этом списке. Длина судна — 260,1 м, водоизмещение — 61 880 т, что делает его крупнейшим невоенным атомным кораблём в истории. Построенный в 1988 году на заводе «Залив» в Керчи, «Севморпуть» был создан для перевозки грузов в лихтерах и контейнерах по Северному морскому пути, обеспечивая снабжение отдалённых арктических регионов. Его ядерная силовая установка типа КЛТ-40 позволяла преодолевать льды и работать в экстремальных условиях.

В первые годы эксплуатации судно курсировало по международным маршрутам, включая линии Одесса — Вьетнам — Владивосток. Однако в 2007 году из-за отсутствия высокодоходных грузов оператор задумался о переоборудовании «Севморпути» в буровую платформу. К счастью, в 2013 году Росатом решил восстановить корабль. После масштабной модернизации в 2016 году он вернулся в строй и по состоянию на 2024 год остаётся единственным действующим грузовым судном с атомной установкой в мире, продолжая служить в Арктике.

«Космонавт Юрий Гагарин» — флагман космического флота

-2

Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» было построено в 1971 году в Ленинграде на базе танкера проекта «София». Длина — 231,6 м, водоизмещение — 45 000 т. Судно создавалось для поддержки советской космической программы: оно обеспечивало управление полётами спутников, космических кораблей и станций, поддерживало связь с экипажами и проводило исследования верхних слоёв атмосферы. Четыре огромные параболические антенны делали его внешний вид уникальным и узнаваемым.

«Космонавт Юрий Гагарин» активно эксплуатировался до конца 1980-х годов, участвуя, в том числе, в советско-американской программе «Союз-Аполлон» в 1975 году. Однако после распада Союза его судьба оказалась печальной. В 1996 году корабль, некогда гордо носивший имя первого космонавта, был продан на металлолом за 170 долларов за тонну и утилизирован в Индии. Эта утрата стала символом заката советской космической эпохи.

«Зоя Космодемьянская» — советский танкер-гигант

-3

Танкер «Зоя Космодемьянская» (длина 215,4 м, водоизмещение 49 900 т) был головным судном серии, построенной в 1972–1978 годах. Эти корабли предназначались для перевозки нефти и нефтепродуктов, обеспечивая экспортные поставки СССР. Мощность двигателей составляла 12 000 л.с., а скорость достигала 15 узлов. Всего было построено шесть танкеров этой серии, которые стали важной частью советской экономики.

В 1980-е годы танкеры типа «Зоя Космодемьянская» активно работали на международных маршрутах, но с распадом СССР их эксплуатация осложнилась. Большинство судов серии были списаны и утилизированы в 1990-х годах из-за износа и экономических трудностей. Некоторые продолжали службу под флагами других стран, но их следы теряются в начале 2000-х.

«Советский Союз» — легенда пассажирских линий

-4

Пассажирский лайнер «Советский Союз» (длина 205,2 м, водоизмещение 23 000 т) начинал свою историю как немецкий «Albert Ballin», построенный в 1923 году. После Второй мировой войны он достался СССР в счёт репараций и в 1953 году получил новое имя. Судно использовалось на линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский, перевозя до 60 000 пассажиров за время службы.

К 1980 году износ корабля стал критическим. Чтобы избежать ассоциаций с «разделкой Советского Союза», лайнер переименовали в «Тобольск». В 1982 году он был отправлен на утилизацию в Гонконг, завершив свою почти шестидесятилетнюю историю.

Танкер типа «В. Беринг» — рабочая лошадка торгового флота

-5

Танкеры типа «В. Беринг» (длина 163,9 м, водоизмещение 20 200 т, дедвейт 10 700 т) строились в 1986–1991 годах. Всего было создано шесть судов, которые использовались для перевозки нефти и других грузов. Их скорость достигала 16 узлов, а экипаж составлял 43 человека.

После распада Советского Союза часть танкеров продолжала эксплуатироваться под новыми флагами, но большинство было утилизировано в 2000-х годах из-за морального и физического устаревания. Эти суда, хоть и не столь знаменитые, сыграли важную роль в обеспечении экономики СССР.

«Максим Горький» — жемчужина круизного флота

-6

Пассажирский лайнер «Максим Горький» (длина 194,7 м, водоизмещение 24 200 т) был построен в 1969 году в Финляндии по проекту P-1765. Судно могло принимать до 700 пассажиров и считалось лидером советского круизного флота. Лайнер предлагал роскошь, редкую для своего времени: музыкальные салоны, бассейн, кинотеатр и просторные каюты.

«Максим Горький» активно эксплуатировался до 1990-х годов, после чего был продан иностранной компании. Переименованный в «Island Adventure», он продолжал круизы до 2011 года, когда был отправлен на слом.

Лайнеры типа «Иван Франко» — советская трансатлантика

-7

Суда типа «Иван Франко» (длина 175,8 м, водоизмещение 19 900 т) строились в 1960-х годах для трансатлантических перевозок. Они вмещали 700 пассажиров и 1500 т груза, сочетая функции лайнера и грузового судна. Головное судно было спущено на воду в 1964 году.

После распада СССР большинство кораблей серии были проданы или утилизированы. Некоторые, как «Михаил Лермонтов», затонули (в 1986 году у берегов Новой Зеландии). Последние суда серии исчезли из эксплуатации к началу 2000-х.

«Капитан Темкин» — незаметные герои грузопассажирских линий

-8

Грузопассажирское судно «Капитан Темкин» (длина 158,9 м, дедвейт 16 900 т) дало имя серии кораблей, построенных в 1985–1986 годах на болгарских верфях в Варне. Всего было создано четыре судна этого типа, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на региональных маршрутах Дальнего Востока и Черноморского бассейна. Оснащённые дизельными двигателями мощностью около 10 000 л.с., они развивали скорость до 17 узлов, обеспечивая надёжную связь между портами, такими как Владивосток, Находка и Новороссийск. Каждое судно могло перевозить до 200 пассажиров и значительные объёмы грузов — от продовольствия до промышленного оборудования.

Эти корабли стали рабочей основой советского флота в последние годы существования СССР, поддерживая экономику удалённых регионов. Однако после 1991 года серия столкнулась с суровой реальностью: из-за финансовых трудностей и устаревания большинство судов, включая «Капитана Темкина», были проданы иностранным компаниям или отправлены на утилизацию в порты Южной Азии.

Крупнейшие суда торгового флота СССР были не просто кораблями — они были воплощением мечты о покорении морей и космоса, символами прогресса и мощи нашей страны!

🚀 «Советский Феномен» — ваше окно в мир, великих советских достижений!

Читайте также: