Бессмертный полк. От Первой мировой до наших дней: как защищали страну близкие Татьяны Мироновой
– Мне сложно представить, сколько всего километров под огнем прополз мой дед, Иван Яковлевич Петров, чтобы обеспечить связь. И сколько раз мог погибнуть только в один этот день, 17 февраля 1945 года, когда он устранил десять порывов телефонной линии, «несмотря на ураганный огонь», как указано в наградном листе к медали «За боевые заслуги», – рассказывает Татьяна Миронова. – Мало что известно о военном прошлом наших родственников. К сожалению, воспоминаниями о службе, о работе в тылу они не делились. Сохранились только фотографии и открытки с фронта. Информация собрана из архивных документов официальных источников, музея села Панфилово Кемеровской области, домашних альбомов.
Ввергали противника в ужас
– Наши семейные архивы начинаются с фотографий и историй о прадеде моей мамы Павле Денисовиче Агошкове. В Первую мировую он служил пулеметчиком и принимал участие в одном из самых известных событий войны, которое вошло в историю под названием «Атака мертвецов», – подключается к рассказу Елизавета, дочь Татьяны Мироновой.
Речь идет о контратаке 13-й роты 226-го Землянского полка. Она произошла 6 августа 1915 года при обороне крепости Осовец. Первые попытки ее штурма были предприняты немецкими войсками еще в сентябре 1914 года, но добиться желаемого результата у них не получилось. В июле германская армия начала новое наступление, под Осовцом было стянуто 14 батальонов пехоты, еще несколько десятков тяжелых осадных орудий и 30 батарей отравляющего газа.
Выждав попутный ветер, противник применил отравляющие газы. Средств защиты у наших войск практически не было. Они героически отбивались. А потом навстречу немцам встали остатки русской пехоты – бойцы «с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки» (по словам публициста Владимира Воронова), выглядевшие как «живые мертвецы». Они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад.
Павел Денисович прошел службу достойно и вернулся домой. В 1930 году самым первым вступил в колхоз имени Коминтерна. А когда началась Великая Отечественная, вновь стал защитником Родины – с 1941 по 1942 годы служил в Московском военном округе. Потом по состоянию здоровья был комиссован и снова вернулся в колхоз, где трудился все годы войны и вплоть до ухода на заслуженный отдых.
– Мама помнит его как очень веселого и заботливого дедушку. Тепло и по-деревенски они называли его дед Пашка, – добавляет Елизавета.
Дважды был ранен
Еще один прадед Татьяны Владимировны – Яков Фёдорович Петров – всю войну с 1941 по 1945 год служил на границе на Дальнем Востоке в населенном пункте Краскино Посьет.
– А его сына Ивана, папу моего дедушки, призвали в Красную армию в августе 1942-го. Тогда ему был 21 год, – рассказывает Елизавета. – Из наградных документов мы узнали, что он являлся телефонистом 406-го артиллерийского Краснознаменного ордена Александра Невского полка 116-й Харьковской стрелковой дивизии.
Командир писал, представляя его к медали «За отвагу»: «В боях за освобождение Харьковской области с 30 августа по 1 сентября 1943 года красноармеец Петров 16 раз восстанавливал порывы связи, чем способствовал своевременному ведению артиллерийского огня». Мартом 1945 года датировано представление к ордену Красной Звезды.
Дважды за годы войны он был ранен, дважды возвращался в строй и Победу встретил в Праге в звании сержанта.
Оказаться в родном селе ему было суждено только в 1947 году после службы в Чехословакии. Иван Яковлевич женился. Воспитал двух сыновей – Владимира и Александра. У него трое внуков, пятеро правнуков и четыре праправнука.
Медаль «За боевые заслуги»
«В бою за д. Хеилигензе 14.02.1945 ефрейтор Петров, поддерживая непрерывную связь под артиллерийско-минометным огнем противника, устранил 6 порывов линии связи. 17.02.1945 в бою за деревню Рауша была прервана связь, но несмотря на всё еще продолжающийся ураганный огонь, ефрейтор Петров прополз по линии и устранил еще 4 порыва телефонной линии, а за день боя – 10 порывов, обеспечив бесперебойное ведение огня батареи».
Личным примером воспитывал бойцов
– 25 марта 1942 года был призван в Красную армию и вместе с дивизией направлен на Сталинградский фронт папа моей бабушки – Фёдор Яковлевич Ткаченко, – продолжает летопись своей семьи Елизавета. – 28 августа во время жаркого боя с танковым десантом противника уничтожил две вражеские машины и был ранен. После излечения вернулся в стрелковый полк уже в должности командира отделения ПТР.
В сентябре 1943 года во время контратаки противника им была уничтожена одна пулеметная точка и двое немецких солдат. Заменив во время боя выбывшего из строя командира взвода, он умело руководил расчетами и выполнял поставленные задачи. В бою под селом Безлюдовка Белгородской области, устроив засаду и открыв автоматный огонь по шедшей группе противника, совместно с бойцами уничтожил 11 немецких солдат.
– Не каждый человек готов взять ответственность на себя. Особенно когда это касается жизни людей. В случае с дедом – это жизни товарищей, успех военной операции. Фёдор Яковлевич не побоялся, – с гордостью говорит внучка героя. – Документы свидетельствуют, что он «показывал образцы героизма, мужества и отваги». И как лучший боец был направлен на курсы политсостава. Окончив их, в феврале 1944 года попал в 439-й стрелковый полк 52-й стрелковой дивизии на должность комсорга батальона. Во время сражений дед повседневно находился в боевых нарядах подразделений и личным примером воспитывал бойцов.
Так, в сражениях 25–26 августа 1944 года при освобождении Молдавской ССР, несмотря на сильный пулеметный обстрел, мобилизовал личный состав роты на выполнение боевого задания. Перебегая с одного фланга на другой, он вместе с командиром поднял роту в атаку и обратил наступающих немцев в бегство. В этой схватке рота уничтожила более 30 немцев.
За проявленные в боях мужество и организационные способности, воспитание молодежи Ткаченко Фёдор Яковлевич был награжден медалью «За отвагу» (1943 г.), орденом Отечественной войны II степени (1944 г.), орденом Красной Звезды (1944 г.).
Победу в Великой Отечественной войне командир стрелкового батальона Ткаченко встретил в Германии в звании лейтенанта.
– С фронта Фёдор Яковлевич вернулся в 1945 году. Стал отцом двух дочерей. У него четверо внуков, шесть правнуков, четыре праправнука. К сожалению, семейная жизнь прадеда с прабабушкой Таей не сложилась. Но она сохранила открытки с фронта, в которых Фёдор пишет ей о своих чувствах. И поэтому я точно знаю, что была любовь, – уверена Елизавета. – И эта любовь дала жизнь Надежде и Вере. Надежда – моя любимая бабушка. Мне кажется, что такие качества, как решительность, смелость, готовность всегда прийти на помощь, принять быстрое решение и взять на себя ответственность, она унаследовала от своего папы. Всю свою жизнь бабушка проработала сельским фельдшером.
«Тыл – это половина Победы, даже больше»
Так сказал маршал Георгий Константинович Жуков, и это бесспорно. День Победы был бы невозможен без героического вклада тружеников, которые строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие и боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию.
Прабабушка Елизаветы Мироновой Тая (в будущем жена Фёдора Яковлевича) работала в Ленинске-Кузнецком на железной дороге. В январе этого года Ленинску-Кузнецкому указом президента России присвоен статус «Город трудовой доблести» за то, что его жители внесли значительный вклад в Победу над фашизмом в 1941–1945 годах. Это достойная оценка работы тыловиков-кузбассовцев!
Из села Панфилово на фронт ушли почти все мужчины трудоспособного возраста, и главной рабочей силой в колхозе стали женщины, старики и дети. На хрупкие женские и слабые детские плечи легла тяжелая мужская работа. Большая часть лошадей, техники была отправлена на фронт, многое в полях приходилось делать вручную – жать серпом, вязать снопы, ставить стога. Другая прабабушка Елизаветы Евдокия (будущая жена Ивана Яковлевича) в годы войны работала в Прокопьевске токарем на заводе.
Выдержали! Отстояли! Достойно встретили с Победой своих мужчин.
«Подвиг ваш бессмертен, а память наша вечна», – говорит сегодня своим предкам-героям вся большая семья Татьяны Мироновой. И благодарит за жизнь, за Победу.
Династия военных
«В нашей семье чтят память своих близких. Гордятся ими. Я думаю, неслучайно у нас появилась династия военных, – говорит Елизавета. – Мой дядя – офицер запаса, служил в дальней авиации, ветеран боевых действий. Его жена – в Росгвардии, она также ветеран боевых действий. Моя сестра – военкор, её муж – действующий военнослужащий, участник СВО. Мой брат – офицер, преподает в военном институте, готовит будущих инженеров-строителей, а еще он принимает участие в восстановлении и реконструкции военных храмов. Это великое дело! Всегда солдата спасала вера…»
Автор: Алексей Смирнов
Фото: архив Татьяны Мироновой