Что получится, если совместить искусство, спиритический сеанс и шведскую сдержанность? Фильм «Хильма» (2022).
Фильм Лассе Халльстрёма — как акварель, разлитая по сырой бумаге: кое-где расплывается, кое-где светится, но в целом — приятный способ ненавязчиво познакомиться с художницей, которая опередила свое время и в известном смысле — сама себя.
Снимать кино о художнике — дело всегда рискованное. А уж если художница не просто рисует, а буквально вызывает вдохновение через спиритические сеансы — тут режиссер попадает в зону турбулентности. Нужно не только передать визуальное, но и невидимое: те процессы, которые происходят не на холсте, а где-то между сном, мистикой и личной трагедией. Халльстрём, в целом, держится в этой атмосфере уверенно — визуально фильм изобретателен, но в плане драматургии его, пожалуй, слегка качает между личным и художественным.
Хильма аф Клинт — молодая шведская художница и ученая (что уже звучит как вызов обществу конца XIX века), пытается проложить себе путь там, где женщины должны были бы, согласно общественным нормам, лишь вышивать гладью и тихо одобрять мужское творчество. Ее семья, слегка шокированная, но пока не возражающая, позволяет ей учиться в шведской Королевской Академии художеств. Там Хильма встречает таких же «инакомыслящих» подруг, с которыми объединяется в почти алхимический союз — личный и творческий.
Серые шведские интерьеры, суровые платья, сдержанные движения — фильм ловко воспроизводит бытовую сдержанность той эпохи. Но в моменты, когда Хильму «посещает» вдохновение (возможно, даже буквально), все меняется: на экране появляются яркие анимационные вставки — вспышки ее внутреннего мира, той самой «невидимой живописи», которую она практиковала задолго до того, как Кандинский напишет свою первую абстракцию. К слову, он потом будет считаться пионером. А Хильму — забудут. Почти.
Одна из самых завораживающих линий фильма — это история той самой группы женщин («Пятерка»), с которыми Хильма не просто делилась кистями, но и проводила спиритические сеансы. Они вызывали духов искусства, как сегодня вызывают такси — и эти сущности будто бы диктовали им образы, формы и цвета. Для академического уха звучит, конечно, неортодоксально, но именно это «оттуда» и стало источником ее поразительных, символических полотен. Жаль, что Халльстрём не решился развернуть эту линию шире — мистика у него остается аккуратным намеком, тогда как в жизни Хильмы это был самый настоящий язык общения с миром.
Фильм не претендует на исчерпывающий портрет. Он скорее намекает: вот она, необычная фигура, которую мы почти потеряли в шуме XX века. Возможно, потому что слишком рано начала говорить на языке, который остальные только учились понимать.
Так что «Хильма» — не учебник и не откровение. Но он — приглашение. Прогулка вдоль горизонта жизни великой художницы, чья кисть двигалась быстрее времени и чуть в сторону от всех известных маршрутов. А это, согласись, всегда стоит двух часов экранного времени.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
• Неуловимая реальность и свингующий Лондон: о фильме «Фотоувеличение» (1966)
• Всему есть цена (2018): деньги захватили мир искусства?
• Hello darkness, my old friend: о фильме “Выпускник” 1967 года
• “Малхолланд Драйв”: реальность — настоящий кошмар
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗