Помните, как в советских школах за плохое поведение могли не только выговор сделать, но и оценку в дневник поставить? Так вот, эта традиция возвращается!
С нового учебного года школьников будут оценивать не только за знания, но и за поведение. Правда, пока в формате эксперимента в некоторых регионах и большая часть школьных хулиганов (и их родителей) могут выдохнуть - их это не коснется (по крайней мере - пока).
Что происходит?
Минпросвещения решило, что оценки за успеваемость – это хорошо, но полной картины не дает.
С сентября 2025 года учителя в шести регионах будут ставить отметки и за поведение всем ученикам– от начальных классов до выпускников. В список "счастливчиков" (пилотных регионов) вошли:
✅ Новгородская;
✅ Ярославская;
✅ Тульская области;
✅ Луганская Народная Республика;
✅ Чеченская Республика;
✅ Мордовия.
Итоги эксперимента решат, станет ли это нормой для всей страны.
В рамках пилотного проекта планируется оценить, как это повлияет на дисциплину, мотивацию учеников и атмосферу в классах. А ещё – не превратится ли это в "головную боль" для учителей, которым и без того хватает работы.
Итоги обсудят с родителями и педагогами, а потом решат: вводить оценки за поведение по всей стране или забыть как страшный сон.
По каким критериям будут оценивать
Основная проблема нововведения - выработать прозрачные и объективные критерии оценивания, чтобы они не зависели от личного отношения конкретного учителя.
Они еще разрабатываются, но уже ясно, что учителя будут оценивать дисциплину, мотивацию, участие в жизни класса и, возможно, даже "улыбку на уроке" (шутка, конечно, но кто знает?).
В советское время действовала следующая градация:
Поведение оценивали как "примерное" ученик хорошо осваивал программу и активно участвовал в школьной жизни.
Удовлетворительным считалось поведение без серьёзных проступков и при условии выполнения основных требований школы.
«Неудовлетворительно» ставилась, если школьник систематически не выполнял свои обязанности, не подчинялся требованиям учителей и школьным правилам.
С 1989 года оценки за поведение не ставятся.
Плюсы: дисциплина или "школьный рай"?
Давайте посмотрим, что хорошего может принести это нововведение:
✅ Дисциплина на уровне "отлично". Оценки за поведение могут стать "кнутом" для хулиганов – ведь никому не хочется получить "двойку" за то, что кидал бумажки на уроке. Может, наконец, в классах будет тишина, как в библиотеке?
✅ Мотивация для "хороших". Дети, которые и так ведут себя прилично, получат еще и "пятерки" за поведение – это как медаль за прилежность. А ещё это может повлиять на общий балл аттестата – вдруг пригодится при поступлении?
✅ Атмосфера в классе. Если хулиганы начнут бояться "двоек", то учителям будет легче работать, а ученикам – учиться.
✅ Воспитание ответственности. Оценки за поведение учат детей, что их действия имеют последствия – не только в виде выговора, но и в виде "цифры" в дневнике. Это как тренировка перед взрослой жизнью, где за "хулиганство" штрафуют уже не учителя, а жизнь.
Но не всё так просто – давайте посмотрим на другую сторону медали!
Минусы: кошмар для учеников или учителей?
Теперь о том, что может пойти не так и какие минусы от нововведения:
❌ Субъективность оценок. Как оценить поведение объективно? Один учитель поставит "пятерку" за то, что ребенок молчит, а другой – "тройку" за то, что он "слишком молчит". А если учитель не любит конкретного ученика? Получается, оценки за поведение могут стать "оружием мести"?
❌ Давление на детей. Дети и так переживают из-за оценок по математике, а теперь ещё и за поведение? Это может превратить школу в "строгий режим", где каждый шаг под контролем. А что, если ребенок просто активный, а не хулиган? "Двойка" за то, что он "слишком живой" и играл в догонялки на перемене?
❌ Нагрузка на учителей. Учителя и так завалены работой – уроки, проверка тетрадей, отчеты. А теперь ещё и "ловить" каждого хулигана, чтобы поставить "двойку"?
❌ Конфликты с родителями. Представьте: вашему ребенку поставили "тройку" за поведение, а вы считаете, что он "ангел". И вот вы уже в кабинете директора, доказывая, что "это учитель виноват". А если таких родителей много? Школа превратится в настоящее "поле битвы"!
Итак, минусы тоже есть, но посмотрим, как это будет работать на практике.
А что думаете вы?
С одной стороны, дисциплина и мотивация – это здорово, но с другой – давление на детей и учителей может всё испортить.
А что думаете вы? Хотели бы, чтобы ваш ребенок получал "пятерки" за поведение или боитесь, что это превратит школу в "тюрьму"?
И помните: эксперимент пока идет только в шести регионах, и от его итогов зависит, станет ли это нормой для всей страны. Так что следите за новостями – вдруг скоро и в вашей школе появятся "двойки" за шалости!