- Российская автомобильная промышленность претерпела радикальные изменения после 2022 года. Многие заводы, ранее выпускавшие иномарки по российским лицензиям, либо сменили владельцев, либо перепрофилировали производство под отечественные и китайские марки.
- АвтоВАЗ (Тольятти, Самарская обл.)
- АвтоВАЗ (Ижевск, Удмуртия)
Российская автомобильная промышленность претерпела радикальные изменения после 2022 года. Многие заводы, ранее выпускавшие иномарки по российским лицензиям, либо сменили владельцев, либо перепрофилировали производство под отечественные и китайские марки.
АвтоВАЗ (Тольятти, Самарская обл.)
Статус: Действует (крупнейший автозавод страны).
Владелец: Государство (через ФГУП НАМИ).
Модели: Lada Granta, Lada Niva (Legend/Travel), Lada Vesta.
Волжский автозавод «АвтоВАЗ» более 50 лет выпускает автомобили Lada. В 2022 году французская Renault продала свой пакет акций «АвтоВАЗа» (67,7%) государственному научному институту НАМИ за символическую сумму, с опционом обратного выкупа в течение 6 лет. После этого контроль над предприятием перешёл российскому государству.
Несмотря на санкционные сложности, к 2025 году «АвтоВАЗ» стабилизировал производство. На главном конвейере в Тольятти сейчас выпускаются бюджетные модели Lada Granta, внедорожники семейства Niva Legend/Travel, а с 2023 года возобновлено производство флагманской Lada Vesta, которое было приостановлено в 2022 году из-за дефицита импортных компонентов.
Предприятие постепенно возвращает современные опции в комплектацию автомобилей благодаря переориентации на новых поставщиков. Также выпускается бизнес-седан Lada Aura. В 2025 году будет запущена новая модель Lada Iskra. Эти проекты должны занять мощности, ранее высвобожденные для моделей Renault.
АвтоВАЗ (Ижевск, Удмуртия)
Статус: Перезапущен в 2024 году.
Владелец: Государство (через НАМИ, в составе Группы «АвтоВАЗ»).
Модели: Lada Largus, e-Largus.
Ижевский автозавод до 2022 года выпускал седаны Lada Vesta, после чего конвейер был остановлен. В 2022–2023 гг. площадка находилась в простое, а тысячи сотрудников были временно переведены в простой режим. Руководство долго решало судьбу завода – рассматривались проекты электромобилей. Наконец, осенью 2023 года было объявлено о переносе производства универсала Lada Largus из Тольятти в Ижевск.
В мае 2024 года Ижевский завод возобновил серийный выпуск автомобилей: с конвейера сошли первые Lada Largus в пассажирском и грузовом вариантах. План на 2024 год – до 50 тысяч машин, включая электрическую версию e-Largus (ее массовый старт намечен на III квартал 2024). Таким образом, к 2025 году «Лада Ижевск» вновь работает, специализируясь на семействе Largus, а освободившиеся мощности в Тольятти будут использованы под новые модели Lada (например, седан Aura).
Московский автозавод «Москвич» (Москва)
Статус: Действует (возрожденный бренд).
Владелец: Город Москва.
Модели: Москвич 3 (кроссовер) и 3е (электроверсия), Москвич 6 (седан).
Бывший завод Renault Россия в столице, выпускавший до 2022 года модели Renault/Dacia, весной 2022 года был национализирован: Renault передала 100% своего московского актива правительству Москвы. На этой базе мэрия возродила исторический бренд «Москвич», привлекая ПАО «КАМАЗ» в качестве индустриального партнёра.
Уже в конце 2022 года стартовала крупноузловая сборка кроссовера «Москвич 3» и его электрической версии на основе китайской платформы JAC. В 2023 году освоен также седан «Москвич 6» (аналог JAC Sehol A5). За 2023 год завод выпустил более 30 тысяч автомобилей, став крупнейшим отечественным поставщиком машин для такси, каршеринга и госструктур.
В 2024 году планируется расширение модельного ряда – анонсирован семиместный кроссовер «Москвич 8» на китайской агрегатной базе. Таким образом, к 2025 году московский завод стабильно работает под новым брендом, наращивая выпуск импортозамещённых моделей.
Группа ГАЗ (Нижний Новгород)
Статус: Частично задействован, легковое производство остановлено.
Владелец: «Группа ГАЗ».
Модели: (коммерческие автомобили: «ГАЗель» и пр.).
Горьковский автозавод – предприятие, исторически выпускавшее «Волги», – в 2000-х сам легковых моделей не производил, но с 2011 года был задействован под контрактную сборку иномарок. По соглашению с Volkswagen AG на мощностях ГАЗ в Нижнем собирались модели Škoda Octavia, Kodiaq, Karoq и Volkswagen Taos (полный цикл со сваркой и окраской). Этот проект длился до 2022 года, когда из-за санкций США против «ГАЗ» действие лицензии OFAC было прекращено в мае 2022 года. VW вынужденно свернул производство и расторг контракт, выплатив ГАЗу компенсацию.
С лета 2022 года легковой конвейер на ГАЗе простаивает: иностранные партнёры ушли, новых пока не привлечено. Тем не менее предприятие не пустует – продолжается выпуск коммерческих моделей (семейство «ГАЗель» и др.), которые не входят в категорию легковых. В 2023 году появились сообщения о планах ГАЗа возродить собственный легковой бренд «Волга» на базе китайских агрегатов (марка Changan), по аналогии с проектом «Москвич», но к началу 2025 года конкретных запусков не объявлено. Таким образом, ГАЗовский автозавод в сфере легковых авто пребывает в законсервированном состоянии с 2022 года.
УАЗ (Ульяновск)
Статус: Действует.
Владелец: ПАО «Соллерс» (российская компания).
Модели: УАЗ Патриот, УАЗ Пикап, УАЗ Хантер, УАЗ «Буханка», UAZ Profi.
Ульяновский автозавод, известный своими внедорожниками, остался одним из немногих отечественных производителей, не зависевших напрямую от иностранных партнёров.
После 2022 года УАЗ продолжил выпуск классических рамных внедорожников Патриот и Хантер, а также лёгких коммерческих моделей (фургоны СГР «Буханка», грузовички Профи). Предприятию пришлось преодолевать трудности с компонентами (например, временно машины выходили без ABS, но позднее производство ABS возобновили). Тем не менее, в 2023 году УАЗ даже нарастил объёмы: выпущено 39,5 тыс. автомобилей, что на 15% больше 2022 года. Продажи УАЗ в России тоже выросли (37,4 тыс. шт. за год), особенно за счёт моделеи СГР и флагманского внедорожника «Patriot».
Экспорт небольшими партиями продолжается в страны СНГ, Азии, Африки. Крупных изменений собственности или профиля у УАЗа не произошло – завод по-прежнему принадлежит группе «Соллерс» и специализируется на утилитарных внедорожниках. В планах – расширение модельного ряда: например, ожидается семиместный рамный внедорожник под маркой Sollers, параллельно с традиционными УАЗами.
«Автотор» (Калининград)
Статус: Действует.
Владелец: ООО «Автотор Холдинг» (частная российская компания).
Модели: Широкая линейка из ~14 моделей китайских марок BAIC, Kaiyi, SWM и др.
Калининградский завод «Автотор» – один из пионеров контрактной сборки иномарок в России – до 2022 года собирал автомобили BMW, Hyundai, KIA (по крупноузловым технологиям). После ухода западных партнеров в 2022 году «Автотор» оперативно переключился на сотрудничество с китайским автопромом.
Уже в начале 2023-го здесь налажен выпуск компактных кроссоверов BAIC X35 и седанов U5 Plus (Dongfeng), позже добавились модели бренда Kaiyi (седан E5 – локализованный Cowin Xuandu), а также марка SWM. По данным предприятия, к концу 2023 года на мощностях «Автотора» производится 14 моделей от трех китайских брендов. Объёмы постепенно растут: за 2023 год выпущено около 38 тысяч машин.
Также «Автотор» объявил о планах разработать собственный электромобиль, используя накопленный опыт, но в 2024 году упор сделан на сборку уже известных китайских моделей. Таким образом, к 2025 году калининградский «Автотор» успешно заменил ушедшие BMW и KIA на новых партнеров из КНР, оставаясь одним из крупнейших автосборочных центров России.
Haval (Тула область, Узловая)
Статус: Действует.
Владелец: Great Wall Motor (Китай).
Модели: Haval Jolion, F7/F7x, Dargo, H9.
Завод компании Great Wall Motors в индустриальном парке Узловая – первый крупный автозавод в России, изначально построенный китайским автопроизводителем. Открытое в 2019 году предприятие специализируется на кроссоверах и внедорожниках марки Haval.
Санкционные события 2022 года практически не затронули работу завода – напротив, на фоне ухода ряда конкурентов Haval увеличил своё присутствие. К 2025 году на конвейере находятся популярные модели: компактный кроссовер Jolion, среднеразмерные F7 и купе-кроссовер F7x, брутальный внедорожник Dargo и рамный H9. Объём выпуска оценивается в десятки тысяч машин в год (точные данные не разглашаются, но продажи Haval в РФ в 2023 превысили 40 тыс. шт.).
Завод полностью принадлежит китайской компании, которая продолжает инвестировать в локализацию – сообщалось о планах наладить в Туле производство новых моделей и даже выпуск аккумуляторов. Таким образом, завод Haval в 2025 году успешно работает под контролем Great Wall, наращивая долю рынка без смены собственника.
Hyundai / KIA (Санкт-Петербург)
Статус: сборка под новым брендом Solaris.
Владелец: Art-Finance (AGR LLC, Россия) с 2024 г.
Модели: (Hyundai Solaris, Creta и KIA Rio).
Петербургский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, открытый в 2010 году, до 2022-го выпускал Hyundai Solaris, Creta и KIA Rio. После начала СВО в феврале 2022 производство приостановили из-за перебоев с поставками; официально концерн Hyundai долго не объявлял об уходе, однако конвейер простаивал. В конце 2023 года стало известно о продаже двух заводских площадок Hyundai в Санкт-Петербурге российской структуре «Арт-Финанс» (аффилирована с автохолдингом «Авилон»). Сделка была завершена в январе 2024 года с одобрения правительства РФ.
Новый владелец объединил активы Hyundai под названием AGR Automotive Group и стал искать партнёра из КНР для возобновления производства. Рассматриваются варианты крупноузловой сборки: вероятными партнёрами назывались китайские автоконцерны GAC или FAW. В начале 2024 года сообщалось о пробной сборке партии кроссоверов Chery Tiggo 7 Pro Max (120 шт.) на мощностях завода, однако сотрудничество с Chery продолжения не получило.
Вместо этого акционеры AGR планируют запуск собственной марки автомобилей, для чего в феврале 2024 года началось переобучение персонала и подготовка производства. И теперь, в 2025 году, на заводе стали собирать привычные всем Hyundai Solaris, Creta и KIA Rio. Авто выходят под новым объединённым брендом Solaris.
Nissan / «Лада Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург)
Статус: Сборка машинокомплектов Xcite.
Владелец: ПАО «АвтоВАЗ» (через НАМИ, передан в 2022 г.).
Модели: (Xcite X-Cross 7 и Xcite X-Cross 8).
Завод Nissan в Петербурге (индустриальная зона Каменка) с 2009 года выпускал модели Nissan X-Trail, Murano, Qashqai до весны 2022-го, когда концерн остановил конвейер. В октябре 2022 Nissan объявил об окончательном уходе из России, передав все активы российскому государству (НАМИ) за символическую сумму с правом обратного выкупа в течение 6 лет.
В конце 2022 года площадка была переподчинена «АвтоВАЗу» и получила название «Лада Санкт-Петербург». Бывший завод Nissan располагает полным циклом производства со сваркой и окраской кузовов, однако для выпуска Xcite в 2025 году применяется только сборочный цех, где две модели бренда (Xcite X-Cross 7 и Xcite X-Cross 8) собирают из машинокомплектов, поставляемых так называемым «восточным партнером». Обе модели как внешне, так и по техническим характеристикам идентичны Chery Tiggo 7 Pro и Chery Tiggo 8 Pro. Остальные производственные мощности предприятия пока заморожены.
Toyota (Санкт-Петербург, Шушары)
Статус: Законсервирован.
Владелец: ООО «Шушары-Авто» (гос. структура, дочерняя НАМИ/Aurus с 2023 г.).
Модели: (производство остановлено; ранее – Toyota Camry, RAV4).
Завод Toyota в Шушарах начал работу в 2007 году и успешно выпускал седаны Camry и затем кроссоверы RAV4 для российского рынка. В марте 2022 года предприятие приостановило работу из-за разрыва логистики и санкций, а в сентябре 2022-го Toyota объявила о полном закрытии завода. Весной 2023 года активы «Тойота Мотор» в РФ были выкуплены государством – завод перешёл под управление ФГУП НАМИ. К концу 2023-го собственником значилось ООО «Шушары-Авто», которое показало убыток, подтверждая простой предприятия.
Изначально планировалось передать площадку под производство отечественных премиальных автомобилей Aurus – министр Денис Мантуров заявлял о запуске производства на бывшем заводе Toyota до конца 2024 года. Однако проект затормозился: по данным СМИ, сторонам (Минпромторг и структура Aurus) не удалось согласовать условия, и судьба площадки остаётся неопределённой. Часть территории решено включить в особую экономическую зону для иных производств.
На 2025 год конвейеры завода законсервированы, техника поддерживается в готовности, но новых автомобилей не выпускается. Таким образом, бывший петербургский завод Toyota пока простаивает, ожидая потенциального инвестора или проекта (например, его периодически связывают с возможным выпуском Aurus или передачей китайскому автопроизводителю, но конкретики нет).
Volkswagen Group Rus (Калуга, «АГР»)
Статус: Приостановлен, сменил владельца, ожидается перезапуск.
Владелец: ООО «АГР Автомотив Груп» (Art-Finance/Авилон, Россия) с 2023 г.
Модели: (планируются модели китайских брендов; ранее – VW Polo, Tiguan, Škoda Rapid).
Завод VW в Калуге (Паркова «Грабцево») – один из самых современных, запущен в 2007 году мощностью до 225 тыс. авто/год. До 2022-го здесь выпускались популярные модели: седан VW Polo, кроссовер Tiguan, лифтбек Škoda Rapid, а также на аутсорс в Нижнем Новгороде – Škoda Octavia, Kodiaq, Karoq и VW Taos.
После начала СВО концерн Volkswagen весной 2022 приостановил производство, а к лету 2022 решил окончательно уйти из России. В мае 2023 года VW Group продала свой калужский завод и все российские структуры компании «Арт-Финанс» (дочерняя автодилера «Авилон») за ~125 млн евро, без опционов на обратный выкуп. Новый владелец переименовал предприятие в «AGR Automotive Group» и занялся поиском партнёров для крупноузловой сборки автомобилей.
В 2023 г. обсуждалось сотрудничество с Chery: было анонсировано, что на базе бывшего завода VW наладят выпуск кроссовера Chery Tiggo 7 Pro Max в 2024 году. Однако эти планы сдвинулись. В начале 2024-го губернатор Калужской области Владислав Шапша заявил о найденном китайском партнере и финальной стадии переговоров. По информации СМИ, рассматривались бренды GAC или FAW. На мощностях калужского завода в конце 2023 была собрана пилотная партия из 120 кроссоверов Chery Tiggo 7 Pro Max, но полномасштабный запуск не удался.
В июле 2024 появилось сообщение о возобновлении работы предприятия с выпуском некой модели (предположительно, под брендом Chery, хотя официально не подтверждено). Таким образом, к 2025 году бывший завод VW ещё не возобновил серийное производство, но инфраструктура сохранена, собственник российский, и вероятнее всего в течение 2025 года на конвейер встанут автомобили китайской разработки (либо под брендом партнера, либо под новой локальной маркой, которую может создать AGR).
Stellantis / Mitsubishi (ПСМА Рус, Калужская обл.)
Статус: возобновлен (СКД-сборка).
Владелец: ПКМА Holding B.V. (Stellantis 70% / Mitsubishi 30%); фактически управление у российской компании ООО «Автомобильные технологии».
Модели: Citroën C5 Aircross (СКД), Peugeot 2008, 4008, 408Х.
Совместный завод Peugeot-Citroën-Mitsubishi в Калужской области (ПСМА Рус) до 2022 года выпускал внедорожники Mitsubishi Outlander, Pajero Sport, седаны Peugeot 408 и др. В апреле 2022 предприятие встало из-за санкций. Концерн Stellantis объявил, что утратил контроль над своим российским филиалом. Почти 2 года завод простаивал, в начале 2024 года ООО «Автомобильные технологии» арендовало мощности и наладило поставки машинокомплектов из Китая.
В начале 2024 компания приступила к крупноузловой сборке кроссоверов Citroën C5 Aircross из китайских комплектов Dongfeng. В феврале 2024 губернатор Владислав Шапша торжественно сообщил о возобновлении выпуска на калужском заводе. Производство ведётся в режиме SKD, то есть фактически сборка машинокомплектов. Stellantis официально заявляет, что не контролирует операционную деятельность в России, хотя косвенные связи прослеживаются (например, менеджмент новой компании связан с бывшим дистрибьютором Peugeot-Citroën).
На 2025 год завод ПСМА частично возобновил работу под новым управлением: из ворот снова выходят французские кроссоверы, пусть и собранные фактически из импортных комплектующих.
Mercedes-Benz (Московская обл., Есипово)
Статус: Перепрофилируется, запущена пробная сборка новой марки.
Владелец: ГК «Автодом» (Россия) с 2023 г.
Модели: (планируются премиальные кроссоверы под новой локальной маркой, на базе китайских Exeed/Hongqi).
Завод Mercedes-Benz в индустриальной зоне Есипово – предприятие, открытое в 2019 году для выпуска седанов E-Class и кроссоверов GLE/GLS. После начала СВО немецкий концерн весной 2022 приостановил деятельность, а осенью 2022 объявил о выходе из российского рынка. В апреле 2023 группа дилерских компаний «Автодом» приобрела 100% российских активов Mercedes-Benz, включая завод и лизинговую компанию.
Новый собственник заявил о намерении возобновить работу площадки в течение 8–9 месяцев, привлекая китайского партнёра. К концу 2023 года стало известно, что «Автодом» договорился с автоконцерном Chery об организации сборки премиальных моделей (предположительно, бренда Exeed) на мощностях Есипово. Параллельно «Автодом» решил запустить собственную марку автомобилей: по словам гендиректора Андрея Ольховского, планируется вывести на рынок до 8 моделей под новым брендом Esteo, все они будут создаваться в сотрудничестве с китайскими производителями.
Mazda Sollers (Владивосток, Приморский край)
Статус: Перепрофилирован.
Владелец: ПАО «Соллерс» (Россия) с 2022 г.
Модели: (легковые не выпускаются; сборка ориентирована на лёгкие коммерческие авто под маркой Sollers).
Завод Mazda-Sollers на Дальнем Востоке начал работу в 2012 году как совместное предприятие (50/50) для сборки кроссоверов Mazda CX-5, CX-9 и седанов Mazda6, ориентируясь на рынок Сибири и Дальнего Востока. В 2022 году японская Mazda Motor вслед за другими ушла из России: осенью было объявлено о передаче её доли партнеру Sollers за €1. Производство Mazda остановилось (последние машины собраны в августе 2022-го).
В ноябре 2022 предприятие полностью перешло под контроль Sollers, сменив название. Уже в конце 2022 – начале 2023 Sollers перепрофилировал эту площадку под выпуск легкой коммерческой техники: были запущены модели под собственной маркой Sollers – например, Sollers Argo и Atlant (аналоги китайских коммерческих авто JAC).
Бывший завод Mazda более не производит легковые машины. На 2025 год он функционирует как часть стратегии «Соллерс» по замещению ушедшего Ford: выпускаются распределительные фургоны, небольшие грузовые автомобили для бизнеса. Для приморского завода рассматривается возможность в перспективе снова привлечь легковой бренд (в 2023 были переговоры с китайской компании о сборке кроссоверов), но подтверждённых проектов пока нет.
Ford (Всеволожск, Ленинградская обл.)
Статус: Закрыт.
Владелец: Ford Motor Co. – до закрытия; имущество передано/продано (частично консервируется).
Модели: (не выпускаются; ранее – Ford Focus, Mondeo).
Завод Ford во Всеволожске, открытый в 2002 году, был первым зарубежным автосборочным заводом в современной России. Он выпускал массовые модели Ford Focus и Mondeo, которые пользовались высоким спросом в 2000-х. Однако в 2019 году, в рамках глобальной реструктуризации и на фоне падения доли рынка, Ford свернул производство легковых автомобилей в России.
Весной 2019 конвейер остановился, и завод был законсервирован. Некоторое время на площадке продолжали работу штамповочные мощности – по контракту для корейских Hyundai/KIA изготавливались кузовные детали. Но к 2022 году и этот ограниченный выпуск прекратился, после чего площадка во Всеволожске полностью простаивает. Ford Motor продал российским партнёрам оставшиеся активы, и дальнейшая судьба завода не определена – региональные власти ищут инвестора.
В 2025 году завод остаётся закрытым, оборудования для выпуска автомобилей на нём нет. Сотрудники, занятые на штамповке, были в 2022-м окончательно распущены. Таким образом, легендарный завод Ford во Всеволожске – один из первых закрытых ещё до кризиса 2022 года, и возобновление производства там не планируется.
Ford Sollers (Набережные Челны, Татарстан)
Статус: Закрыт.
Владелец: Ford/Sollers – до закрытия; активы перешли к ПАО «Соллерс».
Модели: (не выпускаются; ранее – Ford EcoSport, Fiesta).
Другой легковой завод Ford в России находился в Набережных Челнах – это была часть совместного предприятия Ford-Sollers. Здесь с 2016 года собирали компактные кроссоверы Ford EcoSport и небольшие хэтчбеки Fiesta, ориентированные на российский рынок.
В марте 2019 года Ford объявил о прекращении производства легковых моделей в РФ и закрытии челнинской площадки, сосредоточившись только на коммерческих автомобилях (фургонах Transit в Елабуге). К лету 2019 конвейер остановили, персонал сократили. В 2022 году, после полного ухода Ford из JV, завод в Челнах отошёл компании «Соллерс». Совместно с КАМАЗ там прорабатывались новые проекты (например, завод рассматривали для производства электромобиля «Кама-1»), однако серийных легковых машин на этой площадке не выпускают. В 2023 году «Соллерс» и КАМАЗ создали СП по развитию электротранспорта, куда может войти и челнинский завод, но в 2025 году он простаивает. Производство легковушек Ford в Татарстане прекратилось в 2019 году, и возобновления не произошло.