Привет, уважаемая публика!
Внимание! Содержание этой статьи может вас сильно разочаровать! Особенно если вы противник электромобилей. Продолжая читать дальше, вы соглашаетесь с тем, что контролируете свои эмоции и впечатления. Впрочем, высказывать любые мнения в комментариях НЕ запрещено. Только без оскорблений и нецензурной брани, пожалуйста.
Вместо предисловия
В Интернете достаточно часто можно встретить мнение о том, что если у вас нет доступа к личной розетке, то электромобиль вам не подойдёт. Розетка при этом может быть или в частном доме, или в паркинге, или в гараже, или на работе, ну и т.д.
Признаюсь, у меня такая позиция всегда вызывала некоторое недопонимание. Ведь сценарий использования личного авто у каждого свой. Кто-то в день проезжает в среднем 100 километров, а кто-то - в среднем 5 километров. Кто-то проживает в пригороде, а кто-то в центре города. У кого-то в радиусе 100 километров нет ни одной публичной зарядной станции, а у кого-то только из собственного окна видно несколько ЭЗС. То есть говорю о том, что не только и не столько наличие личной розетки влияет, но и то, как и где планируется эксплуатировать электромобиль.
Но поскольку у меня доступ к личной розетке был изначально, (проживаю в частном доме в черте города), то и мнение своё я держал при себе. Не буду никому его навязывать и сейчас.
А сегодня на личном примере продемонстрирую, каково это - быть электробомжом? То есть эксплуатировать в ежедневном режиме личный электромобиль, не имея при этом собственной розетки.
На чём, где и когда
Итак, имеем:
- электромобиль VW ID.4 Crozz 2022 г.в., произведённый в Китае
- задний привод, батарея ёмкостью 85 кВтч
- комплектация без теплового насоса
- пробег на момент начала эксперимента: 62 тыс. км.
Эксплуатировал машину в Казани (и пригородах) на протяжении всего апреля 2025 года, т.е. с 1 по 30 число заряжался исключительно на общественных ЭЗС.
В этом году апрель у нас выдался умеренно тёплым: дневные температуры, (анализировал на 12 часов дня), во все дни были положительными, за одним лишь исключением: 28 апреля в полдень было 0 градусов. Ну а максимум был 22 апреля: +25 гр.
Чтобы стало понятнее про климат во время эксперимента, из 30-ти дней апреля:
- 17 дней - с дневными температурами от +10 до +20 гр.
- 8 дней - с дневными температурами от 0 до +10 гр.
- 5 дней - с дневными температурами выше +20 гр.
Ну и по ночам у нас всегда холоднее, в апреле температура в ночное время опускалась до -7 градусов.
Сколько проехал за месяц
За апрель на ID.4 проехал 2040 км. То есть в среднем - по 68 км каждый день.
Это меньше, чем было в марте (2430 км), но больше, чем в феврале (1795 км) или в январе (1885 км). То есть плюс-минус средний показатель для моего образа жизни.
В основном ездил по городу, но дважды скатался из Казани в Иннополис и Свияжск.
Где и как заряжался
Заряжался на публичных ЭЗС в Казани.
В большинстве случаев - на медленных ЭЗС (переменным током). К сожалению, наш китайский ID.4 способен принимать по переменке только одну фазу, потому максимальная мощность - 7,5 кВт в час. Да, это долго, но зарядке именно на медленных станциях была веская причина, (о ней ниже).
Как это обычно происходило? Подъезжаю к медленной ЭЗС, втыкаю кабель в машину и... ухожу. Ухожу заниматься другими делами: работать, смотреть кино, ходить по магазинам, гулять и т.д. и т.п.
Сейчас не вспомню, чтобы я хотя бы раз сидел в машине во время медленной зарядки - кажется, действительно не было такого в апреле. Всегда находилось, чем заняться. И да, пару раз я не уходил, а уезжал от места зарядки - на общественном транспорте или на каршеринге. Но таких случаев было немного, в большинстве всё же старался заряжать именно там, где планировались другие дела.
Да, я планировал. И это очень важный момент в жизни электробомжа. В случае с зарядкой дома/в гараже/в паркинге тебе, как правило, не нужно ничего планировать: включил машину в розетку в любое удобное время, (а чаще всего - на ночь). А когда вынужден заряжаться на общественных ЭЗС - так или иначе приходится задумываться, планировать, прикидывать и иногда чем-то жертвовать...
К сожалению, не всегда медленные зарядки управлялись через соответствующие приложения, поэтому точного их числа у меня нет. Полагаю, что таковых было порядка двадцати. Время зарядки каждый раз было разным: от часа до плюс-минус 8-ми часов.
Трижды за месяц заряжался на быстрых станциях, (постоянным током), через разъём GB/T DC. И в соответствующих приложениях можно посмотреть, сколько времени на это было потрачено:
- первая зарядка: 37 минут (заряжено 56 кВтч),
- вторая зарядка: 1 час 3 минуты (точное число кВтч, к сожалению, неизвестно, поскольку запускал не только со своего приложения, участвовал в тестировании новой станции),
- третья зарядка: 20 минут (заряжено 18 кВтч).
Сколько денег потрачено за месяц на зарядку электромобиля
Подводя итог, посчитаю, сколько рублей потратил на зарядку ID.4 за месяц.
Как уже говорил, дома не заряжался, поэтому расходы на зарядку от собственной розетки: 0 рублей.
Расходы на зарядку на медленных публичных ЭЗС: 0 рублей. Да, это та самая причина: я выбирал исключительно бесплатные зарядки. И хотя в Казани таких сейчас меньшинство, (грубо говоря - по пальцам рук пересчитать), мне всё же удалось находить локации таким образом, чтобы ещё успевать решать другие задачи, пока машина заряжается.
Расходы на зарядку на быстрых ЭЗС: 270 рублей. Тариф был: 15 руб./кВтч. (Большинство быстрых ЭЗС в Казани сейчас имеют тариф 17 руб./кВтч).
Две из трёх зарядных сессий на быстрых станциях оказались бесплатными. Только не спрашивайте, где я нашёл халявные GB/T DC, в Казани их как будто и нет.
Итого имеем: 270 рублей за месяц.
Катался бесплатно?
Если 270 рублей разделить на 2040 км, получим 13 копеек за каждый километр пути в апреле.
Электробомжевал, но катался при этом почти бесплатно? Получается, что так. Пожертвовал удобством и временем, но получил бесплатную езду.
Да, можно было выбирать ЭЗС, не обращая внимание на то, бесплатная станция или платная и на конкретный тариф. Так точно было бы удобнее, но при этом - дороже. Как говорится, пусть каждый выбирает сам. Мне было интереснее проверить вариант с бесплатностью. :-)
Быть электробомжом - реально?
Со всей ответственность могу сказать: жить с электромобилем без доступа к собственной розетке в Казани - абсолютно реально! По крайней мере, весной и по крайней мере - если ваш ежедневный пробег на уровне до 100 км.
Как видим по моему опыту, можно даже заряжаться условно бесплатно, (если захотеть и в какой-то степени пожертвовать удобством). А если не заморачиваться стоимостью кВтч, то ещё проще: и быстрых, и медленных ЭЗС в Казани сейчас немало. Не скажу, что они достаточно равномерно распределены по городу, но если включить планирование, то проблем с зарядками, скорее всего, не будет.
Вот такой вот опыт у меня получился. Теперь вам слово - высказывайтесь в комментариях, задавайте вопросы, я читаю все из них. Ну и подписывайтесь на канал- впереди много интересного!
-------
Подписаться на Телеграм-канал автора можно здесь: https://t.me/Martinian16
-------