Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Музейное дело в годы ВОВ

Оглавление

«Сила культуры» — документальный проект Дзена о том, как искусство помогло людям пережить самые мрачные моменты Великой Отечественной войны и стало опорой и символом победы!

Это рассказ о художниках, музыкантах, музейных работниках, режиссёрах и актёрах, для которых культура стала не только делом жизни, но и духовным щитом перед лицом разрушения. О том, как культура стала путеводной нитью, соединила прошлое и будущее, разрушение и возрождение.

Каждый выпуск проекта — это напоминание о том, какую силу может иметь культура, когда на карту поставлены судьбы миллионов.

Музей как ответ на тревогу времени

-2

С началом Великой Отечественной войны музеи, как и всё общество, оказались в состоянии мобилизации. Но если фронт оборонял страну с оружием, то музейщики взялись защищать память, культуру и историю.

-3

Как рассказывает Наталья Демирова, заместитель заведующего отдела письменных источников Государственного исторического музея:

«В условиях военного времени и общественный интерес, и общественный запрос переключился на военную историю. Людям нужны были примеры из прошлого, когда страна сталкивалась с тяжелейшими вызовами и выходила из них победителями. И музей на этот запрос откликнулся: стали готовить выставки, готовить лекции. Музей сам пошел к своим посетителям».

Когда музей становится домом

Тем, кто остался в Москве, пришлось выживать в условиях постоянной опасности. Жизнь сотрудников ГИМа стала символом стойкости — не только профессиональной, но и физической.

-4

Наталья Демирова вспоминает:

«Ночевали зачастую не дома. Сотрудница музея Анна Борисовна Закс всё лето 1941 года отправлялась ночевать в метро Парк Культуры. Там на путях выкладывали щиты деревянные — потому что люди не умещались на платформах, и вот на этих щитах и на платформах ложились спать, а с утра отправлялись на работу. Потом к бомбежкам привыкли, иногда даже перестали спускаться в убежище. Некоторые сотрудники перебрались жить в музей — спасались от бомбежек в музейных подвалах. Людей осталось немного, а круглосуточные дежурства нужно было нести постоянно.»

Эвакуация как подвиг

-5

Главной задачей первых недель войны стало спасение фондов. То, что успели вывезти из ГИМа в эвакуацию, сопровождалось строжайшей документацией и героизмом на каждом этапе.

-6

По словам Натальи Демировой:

«Наконец все сотрудники и бесценный груз прибывают на Казанский вокзал. Их встречают как героев — на вокзал приходят все сотрудники ГИМа. Начала работу комиссия по приемке — ящики вскрывают, сверяют содержимое с описями, составленными перед эвакуацией, и составляют новые акты. Комиссия подтвердила: всё, что было вывезено летом 1941 года, вернулось в полном составе. Все 1147 специально изготовленных ящиков с экспонатами доставлены без потерь.»

Как спасали скульптуры Петергофа

-7

Не всё можно было эвакуировать, особенно в пригородных музеях. Сотрудники Петергофа, оставшись почти без поддержки, нашли способы спрятать экспонаты буквально в земле.

-8

Как рассказывает Павел Петров, заведующий отделом музейных исследований Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

«Работали малыми силами — около 5–20 человек. Упаковывали то, что могли. Остальное — складировали в подвалах. Скульптуру прятали в земле. Придумали метод: яма с глиняными стенками, прослойки песка и дёрна, ящик сверху. Захоронили 63 мраморных и 20 бронзовых скульптур. Были составлены кроки — схемы, где что закопано. По ним потом и искали. Так удалось найти 57 скульптур. Некоторые повредились, но большинство уцелели.»

-9

Петергоф после оккупации

-10

После освобождения Ленинградской области музейщики впервые вернулись в разрушенный Петергоф.

-11

Павел Петров вспоминает:

«“От Петергофа осталось только небо”, — так писала Ольга Берггольц. Многие думали, что вряд ли что-то удастся восстановить. Большой дворец представлял собой практически полную руину. Всё было фактически заминировано. Продвигаться можно было только по определённым тропинкам. Везде висели красные флажки, обозначавшие, что территория заминирована. Необходимо было провести огромную работу по разминированию силами сапёров — что и было сделано весной и летом 1944 года.»

Рождение советской школы реставрации

-12

То, что произошло после войны с Петергофом, стало основой новой реставрационной традиции. Процесс шёл невероятно медленно и тщательно.

-13

Сергей Бондарев рассказывает:

«Максимально скрупулезный процесс. Сначала работали историки: миллиметр за миллиметром, опираясь на архивные документы, они изучали бытование и трансформацию дворцовых интерьеров. Затем подключались резчики, позолотчики, паркетчики, инженеры, сметчики и множество других специалистов — включая, разумеется, архитекторов. Все они кропотливо воссоздавали утраченные технологии XVIII века, буквально, подчеркну, буквально по крупицам возрождая прошлое.»

Петергоф как символ всей России

-14

Петергоф восстановился не только физически, но и символически. Его облик стал метафорой стойкости страны.

По словам Сергея Бондарева:

«Самая главная концепция, которую сформулировали наши предшественники ещё до войны, заключается в том, что Петергоф — это памятник трёхсотлетней истории России. У нас есть всё: мы можем рассказать и показать все процессы — экономические, политические, личный быт каждого императора от Петра I до Николая II. Это 200 лет российской истории. И ещё 100 лет музейной истории. На основе того, что происходило здесь за последние 100 лет, можно написать целый учебник по современной дисциплине — музеологии.»

Искусство и культура несут жизнь

-15

На фоне разрушений и человеческих трагедий, именно искусство напоминало людям о красоте, о прошлом и о будущем.

-16

Как подчёркивает Сергей Бондарев, начальник экспозиционной службы Государственного музея-заповедника «Петергоф»:

«Потому что искусство и культура несут жизнь. Даже в самые трудные времена ты идёшь в Верхний сад, видишь здание с жёлтыми стенами — и понимаешь: несмотря ни на что, оно стояло 300 лет и ещё столько же простоит. Мы должны сохранить это для потомков. Это труд людей, которые жили, работали, творили. И когда мы смотрим на это великолепие — мы становимся немного счастливее.»

Проект «Сила культуры» открывает перед зрителем уникальные страницы истории. Смотрите выпуск о музеях и их работниках в годы Великой Отечественной войны — и вы узнаете, как они спасали наследие страны, рискуя жизнями, и как их усилиями сохранились целые пласты национальной памяти.