Графическая повесть «Климт: золото модерна» посвящена, как легко догадаться, прославленному художнику Густаву Климту, но её авторы – отвечавший за сценарий Жан-Люк Корнетт и создавший иллюстрации Марк-Ренье (сразу назову и обеспечившую перевод Екатерину Шишкову) – избежали беды многих биографических произведений, а именно – излишних биографических подробностей. Их книга ни в коей мере не очередной том из серии «ЖЗЛ», следующий за выбранным героем от рождения до кончины и порой пугающий читателя своей обстоятельностью и сопутствующей толщиной. Напротив, это небольшое, компактное, но вместе с тем живое, пульсирующее, можно даже сказать искромётное произведение, берущее в качестве сюжетных опор лишь две временные точки из жизни художника – зато такие, что позволяют в полной красе показать характер Климта, его энергию, жизнелюбие и в какой-то мере творческий метод.
– Я понимаю, почему все женщины Вены хотят провести ночь с тобой.
– Это не совсем правда… Женщины Парижа, Венеции и Берлина тоже хотят прыгнуть ко мне в постель!
В своём рассказе авторы сосредоточились на тех днях, когда Климт создавал два своих шедевра – «Юдифь с головой Олоферна» (1901, использую здесь тот вариант названия, который приводится в книге) и «Портрет Адель Блох-Бауэр» (1907). Между ними – шесть лет разницы, но ключевое общее звено – та самая Адель Блох-Бауэр, жена венского сахарного магната, с первой же встречи с искусством Климта уверовавшая в его гений.
– Адель, я искупаю тебя в золоте!
– Ты говоришь это всем своим моделям. Бедняжки, им это нужно куда больше, чем мне. А золото у меня и так есть. Даже с лихвой.
– Золото Климта стоит дороже, чем все банковские слитки вместе взятые.
– И то верно… Но без твоих золотых рук материалы, что ты используешь, не стоили бы и гроша.
Но «величайшим из художников, что когда-либо знала империя» Климта в начале ХХ века называли далеко не все. Его полотно «Медицина», так вдохновившее светскую даму («Идея этой картины наполнила меня множеством чувств»), получило в своё время и такие отзывы: «Ужас! Это отвратительно!», «Что он хотел показать? Оргию?», «Это настоящая порнография!» и…
Интересно, сколько власти заплатили этому извращенцу за то, чтобы он выплеснул на холст свои дегенеративные фантазии?
«Пусть оскорбляют меня. Но мои картины… моё искусство», – переживает Климт после скандальной выставки и хорошенько намазывает взбитыми сливками свои пальцы («Это спасёт меня от прямого контакта с заразой»), прежде чем взяться за «газетёнку», напечатавшую до обидного негативный отзыв. Его пытаются утешить: «Не забывай, Густав: твоё искусство – вечно, а о его словах уже завтра никто не вспомнит», – говорит один друг, «Ценители знают, что ваше искусство заслуживает оваций, а не оскорблений», – убеждён новый знакомый.
– Когда рисование больше не помогает, приходится обратиться к женщинам. Только женщины способны спасти мужчин от их демонов!
– Ты несёшь чушь! Они и есть демоны, и ты это прекрасно знаешь!
Спасение от депрессии и хандры – только в работе, и надо отметить, что многие наверняка бы согласились работать в такой атмосфере даже сверхурочно: как уверяют нас Корнетт и Марк-Ренье, в мастерской Климта его всегда ждали обнажённые натурщицы, готовые не только позировать, но и в любой момент «поиграть в любовь», если художнику того захочется. Лишённые какого-либо стеснения, эти девушки вполне могли в чём мать родила выбежать хоть на улицы столичного города («Что вылупились? Никогда не видели голую женщину?»), и Климт разве что в исключительных случаях готов был сделать в связи с этим дружеское замечание:
– И тебе стоило бы одеться, прежде чем выходить на улицу. Люди начнут говорить всякое!
– Ну и что? Я ведь очень хорошенькая! Людям нравится на меня смотреть! И нравятся твои полотна, для которых я позировала!
(«Дорогуша, да ты кожа да кости! Какая уж тут красота!»– не может удержаться от комментария какая-то вредная бабка.)
Однако не только злая критика беспокоит мастера: в последнее время ему снятся странные сны, в которых сам Навуходоносор отправляет его во главе армии покорять «все земли к востоку от нас» («Никому не давай пощады»), а затем появляется женщина, вызвавшаяся спасти осаждённый город («Я совершу дело, память о котором будет передаваться детям нашего рода из поколения в поколение»)… Ветхозаветный сюжет об Юдифи, отрубившей голову полководцу Олоферну, не даёт художнику покоя: «Я собираюсь начать новое полотно. Я вижу тело, но не знаю, каким будет лицо…»
– Ты можешь написать любую женщину на свете, но тебе нужна именно та, которой не существует! Все женщины мира борются за право позировать тебе. Выбирай любую!
– В том-то и дело. Это слишком просто! Мне нужен вызов. Если я хочу продолжать совершенствоваться в живописи, мне нужно постоянно находить новые формы. Мне нужно взглянуть на себя свежим взглядом. Мне хочется найти что-то новое. Эта женщина без имени, неважно классической красоты она или экзотической, ступенька в моей карьере.
Напросившись к художнику в гости, Адель не скрывает своего восторга от посещения его мастерской:
Это было поистине захватывающе… Я следила за вашей рукой… Могла видеть, как пристально вы вглядываетесь в силуэты девушек, их изгибы, плавность… Этот взгляд делает женщину женщиной… Это было восхитительное зрелище, пасхальная месса, кантата Баха. Более волнующее, чем опера. Я видела волшебника в деле.
Польщённый Климт отвечает ей столь же возвышенно:
Рисовать – это удовольствие и проклятие. Это всё равно что дышать, когда страдаете от астмы. Каждый набросок поддерживает вашу жизнь ещё на пару секунд. Вы никогда не сможете остановиться.
И вот так, слово за слово, будущий классик и находит те глаза, что сегодня известны каждому его поклоннику.
…Густав Климт бросил вызов принципам и ценностям, которые определяли искусство с середины XIX века.
Это всегда большой вызов – браться за рассказ о великом (ну или хотя бы известном на весь мир) человеке. Вызов вдвойне – нарисовать комикс о художнике, перерисовав, получается, его едва ли не самые знаменитые картины. Но авторы данной книги справляются со всем этим, как мне кажется, блистательно: они сказали главное, отбросив лишнее, нарисовали не только лица, но, повторюсь, и характеры. И что важнее всего: они сумели заинтересовать своих читателей этой неординарной, яркой, любвеобильной и темпераментной личностью! И если кому не хватит венчающей книгу познавательной статьи Димитрия Жоанниде («Климт никогда не ограничивался одним только изображением своих красивых и чувственных моделей на холсте – многие из них в конечном итоге становились его любовницами»), тот наверняка захочет продолжить знакомство с творчеством художника уже в самостоятельном плавании.
У меня, во всяком случае, это желание возникло!
СМ. ТАКЖЕ:
«Климт: золото модерна» за две минуты!
51-й анонс «Бумажных комиксов»: Сайтама, Наруто, Дэндзи, Имбирка и Пряник – и Климт вместе с ними!
«Одри Хепберн: ангел с печальными глазами» Жан-Люка Корнетта и Агнезе Инноченте (ВИДЕО)
«Одри Хепберн: ангел с печальными глазами» за две минуты!
«Одри Хепберн: ангел с печальными глазами» Жан-Люка Корнетта и Агнезе Инноченте
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!