Найти в Дзене

Стресс в жизни и образовании: друг или враг?

Ася Будагян, магистр социологических наук, исследовательница в области социальной психологии, сотрудница Центра трансформации образования СКОЛКОВО Пока одни говорят о том, что важно почаще выходить из зоны комфорта, усердно работать над собой как над проектом и помещать себя в стрессовые ситуации для поиска оригинальных решений, другие демонизируют стресс, пытаются найти «волшебную таблетку» и совершенно избавиться от него, остерегаясь негативного влияния на здоровье. Наверняка после прочтения заголовка вы уже догадались, что дихотомия ложная и иногда стресс идёт на пользу, иногда во вред, а иногда вообще – третий вариант. Но давайте разберёмся чуть детальнее, какое место стресс занимает в жизни и обучении и можно ли сделать так, чтобы он играл на руку. Для этого сначала определимся, что же такое стресс и в чём его особенность, затем перейдём к обсуждению пользы и вреда стресса, поговорим об оптимальном состоянии для человека и, конечно же, переместимся в образовательную среду, чтобы р
Оглавление

Ася Будагян, магистр социологических наук, исследовательница в области социальной психологии, сотрудница Центра трансформации образования СКОЛКОВО

Пока одни говорят о том, что важно почаще выходить из зоны комфорта, усердно работать над собой как над проектом и помещать себя в стрессовые ситуации для поиска оригинальных решений, другие демонизируют стресс, пытаются найти «волшебную таблетку» и совершенно избавиться от него, остерегаясь негативного влияния на здоровье.

Наверняка после прочтения заголовка вы уже догадались, что дихотомия ложная и иногда стресс идёт на пользу, иногда во вред, а иногда вообще – третий вариант. Но давайте разберёмся чуть детальнее, какое место стресс занимает в жизни и обучении и можно ли сделать так, чтобы он играл на руку. Для этого сначала определимся, что же такое стресс и в чём его особенность, затем перейдём к обсуждению пользы и вреда стресса, поговорим об оптимальном состоянии для человека и, конечно же, переместимся в образовательную среду, чтобы рассмотреть роль стресса в обучении и выявить лучшие практики взаимодействия с ним.

Иллюстрация: Ася Будагян, 2025
Иллюстрация: Ася Будагян, 2025

«Отец стресса»

Начнём с истоков – впервые концентрированно о стрессе заговорил Ганс Селье, канадский ученый, патолог и эндокринолог XX века. Проводя не самые этичные эксперименты на животных, он обнаружил, что на типы раздражителей совершенно разной природы (температурные, звуковые, психические и т.д.) организм реагирует похожим образом. Кроме того, он заметил, что стресс способны испытывать не только животные с высшей нервной системой, но и растения, бактерии и другие организмы.

Так, Селье определил стресс как неспецифический ответ организма на изменение условий среды или иной раздражитель. Неспецифический он как раз потому, что разные существа в разных ситуациях могут реагировать на стрессоры отличающимся образом. Например, при слишком холодной температуре нас бросает в дрожь, а при слишком жаркой у нас вырабатывается потоотделение. Однако при всех различиях реакций исследователи отмечают единый паттерн, возникающий в ответ на необходимость адаптации к новой ситуации.

Кроме того, с точки зрения стрессовой реакции не так важно, приятна ситуация или нет, куда большую важность представляет интенсивность необходимости в перестройке. Иными словами, мы испытываем стресс не только, когда происходит что-то «плохое» (провал экзамена, разрыв отношений, боевые действия), он случается в ответ и на те события, которые в обществе принято считать приятными (влюблённость, повышение на работе, путешествие в новую страну).

Получается, что стресс испытывают все, потому что среда изменчива. В этом смысле демонизировать стресс не стоит, я бы даже предложила отдать стрессу должное – он необходим для развития и существования живых организмов, ведь он помогает нам адаптироваться и приспосабливаться к окружающему миру самым эффективным из доступных в моменте способов.

Так, а при чём тут образование?

Стресс и обучаемость

Мы уже определились, что стресс – это адаптивная реакция, помогающая приспособиться к непривычным обстоятельствам, изменениям или просто новизне. В этой логике получается, что образование по определению дело стрессовое, а обучаемость и есть та самая адаптивная реакция. Условно, впервые сев за руль, человек не очень понимает, как контролировать автомобиль и, желая вернуть себя в ощущение безопасности, он приспосабливается к ситуации через научение: когда выжимать сцепление, как перестраиваться на трехполосной дороге, как чувствовать габариты автомобиля, как считывать знаки и так далее.

Более того, стресс в этом случае усиливает краткосрочную память, внимательность и сосредоточенность. Мы знаем это из теста Морриса: «водный лабиринт» показал, что при повышенном уровне стресса (холодной воде), крысы лучше запоминают местонахождение скрытой под водой платформы, на поиске которой и фокусируется тест, и, к тому же, помнят её положение дольше, чем крысы, которые стрессу не подвергались. Однако есть важное уточнение: стресс влияет на обучение благотворным образом до определённого момента. Крысы из эксперимента хорошо запоминали информацию только до конкретной температуры воды, и, когда она оказывалась слишком низкой, исследователи не только не замечали улучшений в памяти испытуемых, но и наблюдали ухудшения.

Окно толерантности

Поскольку в университетах учатся не крысы, а температура воздуха во многих учреждениях остаётся нормальной, кажется, что следует найти более применимые к университетским людям категории. Одной из них может оказаться принятый в когнитивной психологии концепт «окна толерантности». Окно толерантности – это пространство между гипервозбуждением и гиповозбуждением, то состояние, при котором люди, как правило, наиболее комфортно себя ощущают и лучше справляются с ситуацией.

Окно толерантности. Иллюстрация: Ася Будагян, 2025
Окно толерантности. Иллюстрация: Ася Будагян, 2025

Если мы находимся на уровне гиповозбуждения (например, при скуке, апатии, бессоннице), мы действуем неэффективно, ведём себя замкнуто и не очень мотивировано. Если же мы находимся в состоянии гипервозбуждения (например, при остром волнении, в сильном гневе, после нескольких чашек кофе), мы можем ощущать активную тревогу, воспринимать происходящее бесконтрольным и действовать нерелевантно ситуации. Конечно, мы не можем находиться в зоне комфорта постоянно. Как живые организмы, существующие в изменчивой среде, мы обречены на стресс и переключения от гипер- и до гиповозбуждения. Да и «неизменчивая» жизнь вряд ли бы оказалась нам всем по душе. Однако для здорового функционирования большую часть времени стоило бы «проводить» именно в окне толерантности. В том числе поэтому нам так важны перерывы от встрясок.

Истощение

Для понимания важности восстановления ресурса вернёмся к «отцу стресса». Селье выделил три фазы его развития:

  1. Тревога – реакция на новизну через сосредоточение внимания и изучение ситуации;
  2. Сопротивление – мобилизация сил для адаптации и выработка резистентности;
  3. Истощение – израсходование запасов энергии, приводящее организм к утомлению.

Поскольку наши ресурсы далеко не бесконечны, их важно пополнять и восстанавливать (в каких-то случаях речь идёт о сне, воде и пище, в каких-то о психологическом комфорте) и возвращать организм в состояние гомеостаза (равновесия). Только при таком раскладе мы сможем сохранить способность к адаптации, реагированию и здоровой жизнедеятельности.

Если же мы постоянно сталкиваемся с новизной, непрерывно поступающими стимулами и затяжным стрессом, то до восстановления дело не доходит и мы застреваем на условной первой половине стрессового цикла. При хроническом стрессе мы живём в состоянии бесконтрольного возбуждения и аномальной готовности в любой момент мобилизовать свои силы. Непрекращающийся выброс гормонов стресса влияет практически на все системы нашего организма и приводит к физиологическим изменениям и заболеваниям совершенно разных масштабов.

В рамках разговора об обучении очень к месту может оказаться необычное заявление исследовательниц о том, что наравне с рабочими делами важно включать в свою рутину обычные прогулки без отвлечений, компании других людей, наушников и гаджетов. Все потому, что для интеграции и усваивания знаний нашему мозгу просто необходимо порой скучать и находиться в спокойном состоянии без появления внешних стимулов. Иными словами, мы не можем не деструктивным для здоровья и психики образом всё время получать информацию, мы должны оставлять пространство на её обработку.

Так что же мы имеем?

Университетские практики

Стресс – неотъемлемая часть жизни, его невозможно, да и не стоит, полностью избегать. Поскольку он является адаптивным механизмом, без него мы бы не смогли учиться, вовлекаться, испытывать воодушевление или реагировать на боль (физическую и социальную). Однако очень важно помнить, что стресс не только мобилизует, бодрит и стимулирует искать неочевидные решения, он ещё и истощает. Поэтому необходимо давать организму возможность и время на восстановление.

Желая обеспечить безопасную образовательную среду для своих студентов и студенток, как зарубежные, так и российские университеты (ИТМО, ВШЭ, Universal University, Школа перспективных исследований (SAS), Томский государственный университет и другие) вводят различные поддерживающие практики. Среди них:

1. Психологическое просвещение и мониторинг состояния студентов

На основе исследования состояния своих студентов некоторые университеты разрабатывают так называемый оздоровительный план (wellness plan), помогая учащимся в адаптации и снижении уровня стресса. Кроме того, они вкладываются в просветительскую деятельность в области психологического здоровья, приглашая экспертов, организовывая дискуссии по теме и публикуя в открытом доступе информацию о профилактике и обнаружении психологических заболеваний (включая выгорание, например).

2. Сообщества и психологическая поддержка

Справедливо признавая важную роль социальности, некоторые институции вкладываются в создание различных проектов и практик, направленных на выстраивание горизонтальных связей и обеспечение возможности обратиться за поддержкой. Сюда включаются тьюторы, студенческие клубы по интересам, консультации от старших коллег и, конечно, профессиональная психологическая помощь от специалистов, доступная всем учащимся и сотрудникам по запросу.

3. Персонализированный подход

В данном случае признание субъектности университетских людей подразумевает под собой не только индивидуальные образовательные траектории, но и учитывание различий между людьми. Все приспосабливаются к стрессу по-разному – кто-то работает и учится наиболее эффективно при меняющихся обстоятельствах, новых стимулах и интенсивном расписании, чередующимся с отдыхом. А кто-то, наоборот, способен лучше концентрироваться при чётких технических заданиях, стабильном распорядке дня, спокойных и неизменчивых условиях. Определить наиболее уместный для ваших студентов режим как раз и помогут диагностические инструменты, мониторинг и обратная связь, упомянутые в пункте первом.

4. Университетская культура

Конечно, и буклеты о профилактике заболеваний, и оздоровительные планы, и студенческие клубы – безусловно значимы. Однако созданием новых практик и институций в рамках обеспечения действительно благоприятных для обучения и работы условий ограничиться не получится. Очень важно, чтобы образовательная среда была безопасной для обучающихся (≠ полностью лишенной стресса). Здесь речь идёт и о том, что, например, субъектность студентов признаётся, механизмы оценивания остаются понятными и прозрачными, конструктивная и уважительная обратная связь поощряется, коммуникация выстраивается открытым образом, а сообщество нацелено скорее на поддержку и совместное обучение, чем на конкуренцию. Всё это формирует новую культуру университета, которая напрямую влияет на состояние студентов и должна исходить не только от обучающихся, но и от «представителей» институции. А, значит, важно быть рефлексивными в том, какие отношения с работой и стрессом выстроены и у самих руководителей и сотрудников университета, и что транслируется в его стенах.

Что же касается интеграции стресса в образовательный процесс – такая практика имеет большое значение, поскольку мы живём в быстро меняющемся и не всегда стабильном мире и навыки резистентности в нём часто играют на руку. Стресс не должен постоянно присутствовать в обучении и вызывать хроническое напряжение, однако можно выделять определённые области (например, временные рамки или конкретные предметы) для его включения. Проектные задания с ограниченными ресурсами или сроками, дебаты и публичные выступления, симуляторы и задачи без однозначных ответов, задания на рефлексию и постановку проблематизирующих вопросов — всё это может служить тренировкой стрессоустойчивости, гибкости и открытости мышления.

При этом, повторюсь, важен баланс: ситуации стресса должны обязательно завершаться возможностью передохнýть, восстановить силы и почувствовать себя в безопасности. Также задачи должны быть достаточно сложными для стимулирования развития, но не настолько, чтобы вызвать чрезмерный стресс, который может демотивировать или навредить. А здесь вновь просто необходима обратная связь от самих обучающихся и готовность перестроиться в ответ на их реакции.

Ещё один шажок переосмысления

Культ продуктивности предлагает нам, что, если мы трудимся в поте лица, всё время заняты делами настолько, что страдают еда и сон, а продохнуть некогда, значит, мы очень важные люди, занимающиеся интересными делами, и можем гордиться своей выносливостью. В этой парадигме кажется, что, подвергая своих работников и студентов стрессу, мы помогаем им вырабатывать навыки резистентности, научаться приспосабливаться к любым условиям и расти по карьерной лестнице. Однако есть и альтернативный тренд, предлагающий не ставить всё на кон работы или учёбы и измерять свою успешность не через уровень выносливости, а через возможность ведения полноценной жизни с балансом между работой и учёбой, стрессом и восстановлением.

Тренд на баланс находит отклик у подрастающих поколений, но многих он и возмущает – «какие же все стали нежные». Действительно, изменения в подходе к продуктивности и образованию могут вызывать сопротивление. Но, в конце концов, если уж говорить языком продуктивности и экономики – выгоревшие на рабочем или учебном месте люди очень дорого нам обходятся. Статистика показывает, что выгорания, депрессивные эпизоды, тревожные расстройства, которые существовали и ранее, но теперь набирают ещё большие обороты, не выгодны и сильно влияют на показатели (финансовые и не только) организации и ВВП целой страны. Поэтому если эмпатия не является важным для вас фактором, то этот аргумент может стать руководством к действию.