Продолжаю рассказывать о монографической выставке Бориса Михайловича Кустодиева в Государственной Третьяковской галерее, вашему вниманию - вторая часть повествования.
Первую можно почитать здесь:
По задумке организаторов выставки, следующий блок называется «Страна Кустодия», плюс в этом же пространстве экспонируется отдельный цикл «Русские типы».
Надо сказать, однако, что я не стал бы разделять картины в этой части выставочного зала на отдельные циклы, ибо здесь, по моему мнению, не так уж всё и очевидно.
Русские типы.
Конечно, какая-то часть экспозиции относится к типажам, а если точнее — к тем акварелям, которые в 1923 году были изданы в отдельном альбоме «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина».
Купец.
Но ведь и портрет купца можно назвать типичным или даже клишированным, собирательным образом всего купеческого сословия. Кстати, писал Кустодиев этот портрет со свояка, Василия Александровича Кастальского, мужа родной сестры художника, Александры.
Московский трактир.
Или вот московские извозчики за чаепитием в трактире. Такой же типаж, можно сказать, ведь вряд ли семь человек выглядели бы настолько одинаково, так что здесь мы тоже видим собирательный образ, причём не только посетителей-извозчиков, но и половых, подающих угощения.
В общем, по моему мнению, портреты типажей являются не отдельным циклом в блоке «Страна Кустодия», а органичной частью этой самой страны. Они — как этюды к более масштабным жанровым полотнам.
Вот взять хотя бы портрет Шаляпина. С одной стороны, портрет он и есть портрет, но с другой — масштабная жанровая сцена, на заднем плане картины народ празднует масленицу, то есть помимо главного героя мы видим ещё очень большое количество персонажей, причём они все заняты каждый своим делом.
Портрет Ф. И. Шаляпина.
У ног Фёдора Ивановича — его любимая собака, бульдог Ройка, но есть на картине ещё три персонажа, не столь заметных, но, тем не менее, знаковых.
Чуть поодаль от певца, по правую сторону, — дочери Марфа и Марина и личный секретарь Шаляпина, Исай Дворищин.
Масленица на картинах художника.
Вообще, масленица на картинах Кустодиева появляется несколько раз, причём, что характерно, большинство полотен, на которых изображён яркий светлый праздник, наполненный радостью и счастьем, будут написаны им в послереволюционные годы хаоса и разрухи, в то время, когда семья художника жила в бедности и нищете.
Человек, прикованный к инвалидному креслу, на контрасте к тому, что происходит в реальном мире, изображает жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой её хотелось бы видеть, создаёт свой, совершенно утопический мир, то, что Евгений Замятин назовёт «Страной Кустодией».
Страна Кустодия.
Ярмарки, гулянья, церковные праздники — излюбленные сюжеты художника, позволяющие воплотить во всей красе идиллическое представление о русской жизни в небольших провинциальных городках.
Купчихи.
Особая тема в творчестве Кустодиева — портреты русских купчих, и тоже отнюдь не реальных, а идеализированных. Это опять собирательный образ, некий обобщённый взгляд на представительниц купеческого сословия, русских пышнотелых красавиц, целеустремлённых и самодостаточных женщин.
Что интересно, на картине «Купчиха с зеркалом» мы опять можем увидеть дочь Бориса Михайловича. Ирина позировала для фигуры горничной, а вот саму купчиху художник писал с домработницы Аннушки.
Самая известная из кустодиевских купчих, наверное, это «Купчиха за чаем», написанная им в 1918 году, в то время, когда сословие торговцев-предпринимателей как социальный класс уже начали ликвидировать представители новой, революционной власти.
Похожую и по стилю, и по композиции «Купчиху, пьющую чай» Кустодиев пишет в 1923 году, только фон заменяет на более нейтральный, без дальнего пространства, без традиционного для художника изображения церквей, которые ранее присутствовали на каждом жанровом полотне, подчёркивая, если можно так сказать, русскость сюжета. Возможно, так сделано умышленно, чтобы не провоцировать новую власть на ненужные вопросы, хотя это всего лишь мои предположения, и никакой скрытой подоплёки в действиях Бориса Михайловича нет.
Обратил внимание, что на многих картинах присутствуют арбузы, хотя, казалось бы, какое отношение они могут иметь к чаепитию. Вы пили когда-нибудь чай с арбузом?
Это, наверное, память о детских годах, ведь арбуз без преувеличения можно назвать одним из символов Астрахани, родном городе Кустодиева.
Ну и плавно переходим в ту часть выставки, которая обозначена метками «16+», расположенными на стенах перед входом в эту секцию.
Красавица.
В продолжение темы пышных «кустодиевских женщин» — «Красавица», написанная в 1915 году. Хоть жена у Кустодиева была довольно стройной, да и сам он говорил, что ему нравятся не такие «дебелые» женщины, как на этой картине, но, тем не менее, опять же с его слов, худые женщины на творчество не вдохновляют.
Сын Кирилл вспоминал, что Борис Михайлович как-то сказал, что в этой картине он наконец-то нашёл свой стиль, так долго ему не дававшийся.
В качестве натурщицы художник уговорил выступить актрису Московского Художественного театра Фаину Шевченко.
Русская Венера.
И ещё одна знаменитая картина Кустодиева — «Русская Венера», моделью для которой опять выступила дочь Ирина. Как и «Венера» Боттичелли, русская рождается из пены, но не морской, а мыльной, банной.
Баня, пар, берёзовый веник в руках красавицы — всё это, вместе с нарядной одеждой девушки, небрежно брошенной на лавку в предбаннике, и видом яркого зимнего городка за окном, несомненно указывает на то, что мы с вами всё в той же Кустодии, стране, где все счастливы, здоровы и полны жизни.
Кстати, ходит байка, что среди работников Нижегородского государственного художественного музея, в постоянной экспозиции которой пребывает «Русская Венера», ходила такая шуточная загадка:
Что у Венеры под веником?
А ответ такой:
Там Кустодиев чай пьёт!
На террасе.
Суть шутки в том, что долгое время картина экспонировалась как обычная, хотя, по факту, у неё есть особенность — она двусторонняя. На обратной стороне холста находится более ранняя работа автора «На террасе», она была написана в 1906 году, на ней изображено семейство Кустодиевых, пьющих чай в своём загородном доме «Терем».
История возникновения этого уникального произведения такова: в 1926 году, когда Борис Михайлович задумал написать «Венеру», их семья находилась в затруднительном финансовом положении, и приобрести холст нужного размера художник не мог себе позволить. Тогда было принято решение использовать обратную сторону уже имеющейся работы, коей и была «На террасе».
«Русскую Венеру» для картинной галереи Нижнего Новгорода приобрёл в 1933 году Максим Горький, и про обратную сторону картины забыли почти на полвека, но в январе 1985 года произошел прорыв системы отопления здания, и полотно было повреждено горячей водой. После долгой, кропотливой реставрации картина в специальном подрамнике была выставлена в музее так, чтобы посетители могли видеть обе стороны полотна.
На выставке Бориса Михайловича Кустодиева в Третьяковской галерее мы именно так её и рассматривали.
Заключительная часть о блоке "Театр", он же "Портрет" - здесь: