Найти в Дзене

Выставка Бориса Кустодиева в Третьяковке. Часть вторая, страна Кустодия.

Продолжаю рассказывать о монографической выставке Бориса Михайловича Кустодиева в Государственной Третьяковской галерее, вашему вниманию - вторая часть повествования. По задумке организаторов выставки, следующий блок называется «Страна Кустодия», плюс в этом же пространстве экспонируется отдельный цикл «Русские типы». Надо сказать, однако, что я не стал бы разделять картины в этой части выставочного зала на отдельные циклы, ибо здесь, по моему мнению, не так уж всё и очевидно. Конечно, какая-то часть экспозиции относится к типажам, а если точнее — к тем акварелям, которые в 1923 году были изданы в отдельном альбоме «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина». Но ведь и портрет купца можно назвать типичным или даже клишированным, собирательным образом всего купеческого сословия. Кстати, писал Кустодиев этот портрет со свояка, Василия Александровича Кастальского, мужа родной сестры художника, Александры. Или вот московские извозчики за чаепитием в трактире. Такой же типаж,
Оглавление

Продолжаю рассказывать о монографической выставке Бориса Михайловича Кустодиева в Государственной Третьяковской галерее, вашему вниманию - вторая часть повествования.

Первую можно почитать здесь:

По задумке организаторов выставки, следующий блок называется «Страна Кустодия», плюс в этом же пространстве экспонируется отдельный цикл «Русские типы».

Приглашение в удивительную страну. Фото из личного архива автора.
Приглашение в удивительную страну. Фото из личного архива автора.

Надо сказать, однако, что я не стал бы разделять картины в этой части выставочного зала на отдельные циклы, ибо здесь, по моему мнению, не так уж всё и очевидно.

Страна Кустодия. Фото из личного архива автора.
Страна Кустодия. Фото из личного архива автора.

Русские типы.

Конечно, какая-то часть экспозиции относится к типажам, а если точнее — к тем акварелям, которые в 1923 году были изданы в отдельном альбоме «Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина».

Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева, 1920 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева, 1920 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Купец.

Но ведь и портрет купца можно назвать типичным или даже клишированным, собирательным образом всего купеческого сословия. Кстати, писал Кустодиев этот портрет со свояка, Василия Александровича Кастальского, мужа родной сестры художника, Александры.

Купец, 1918 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Купец, 1918 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Московский трактир.

Или вот московские извозчики за чаепитием в трактире. Такой же типаж, можно сказать, ведь вряд ли семь человек выглядели бы настолько одинаково, так что здесь мы тоже видим собирательный образ, причём не только посетителей-извозчиков, но и половых, подающих угощения.

Московский трактир, 1916 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.
Московский трактир, 1916 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

В общем, по моему мнению, портреты типажей являются не отдельным циклом в блоке «Страна Кустодия», а органичной частью этой самой страны. Они — как этюды к более масштабным жанровым полотнам.

Страна Кустодия. Фото из личного архива автора.
Страна Кустодия. Фото из личного архива автора.

Вот взять хотя бы портрет Шаляпина. С одной стороны, портрет он и есть портрет, но с другой — масштабная жанровая сцена, на заднем плане картины народ празднует масленицу, то есть помимо главного героя мы видим ещё очень большое количество персонажей, причём они все заняты каждый своим делом.

Портрет Ф. И. Шаляпина.

У ног Фёдора Ивановича — его любимая собака, бульдог Ройка, но есть на картине ещё три персонажа, не столь заметных, но, тем не менее, знаковых.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Чуть поодаль от певца, по правую сторону, — дочери Марфа и Марина и личный секретарь Шаляпина, Исай Дворищин.

Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г., фрагмент. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.Фото из личного архива автора.
Портрет Ф. И. Шаляпина. 1922 г., фрагмент. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.Фото из личного архива автора.

Масленица на картинах художника.

Вообще, масленица на картинах Кустодиева появляется несколько раз, причём, что характерно, большинство полотен, на которых изображён яркий светлый праздник, наполненный радостью и счастьем, будут написаны им в послереволюционные годы хаоса и разрухи, в то время, когда семья художника жила в бедности и нищете.

Масленица (Масленичное катание), 1919 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Масленица (Масленичное катание), 1919 г., Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Зима (Масленица), 1921 г., частное собрание. Фото из личного архива автора.
Зима (Масленица), 1921 г., частное собрание. Фото из личного архива автора.

Человек, прикованный к инвалидному креслу, на контрасте к тому, что происходит в реальном мире, изображает жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой её хотелось бы видеть, создаёт свой, совершенно утопический мир, то, что Евгений Замятин назовёт «Страной Кустодией».

Страна Кустодия. Фото из личного архива автора.
Страна Кустодия. Фото из личного архива автора.

Страна Кустодия.

Ярмарки, гулянья, церковные праздники — излюбленные сюжеты художника, позволяющие воплотить во всей красе идиллическое представление о русской жизни в небольших провинциальных городках.

Троицын день, 1920 г., Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева. Фото из личного архива автора.
Троицын день, 1920 г., Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева. Фото из личного архива автора.
Встреча (Пасхальный день), 1917 г., частное собрание. Фото из личного архива автора.
Встреча (Пасхальный день), 1917 г., частное собрание. Фото из личного архива автора.

Купчихи.

Особая тема в творчестве Кустодиева — портреты русских купчих, и тоже отнюдь не реальных, а идеализированных. Это опять собирательный образ, некий обобщённый взгляд на представительниц купеческого сословия, русских пышнотелых красавиц, целеустремлённых и самодостаточных женщин.

Купчиха с покупками, 1920 г., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Фото из личного архива автора.
Купчиха с покупками, 1920 г., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск. Фото из личного архива автора.

Что интересно, на картине «Купчиха с зеркалом» мы опять можем увидеть дочь Бориса Михайловича. Ирина позировала для фигуры горничной, а вот саму купчиху художник писал с домработницы Аннушки.

Купчиха с зеркалом, 1920 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Купчиха с зеркалом, 1920 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Самая известная из кустодиевских купчих, наверное, это «Купчиха за чаем», написанная им в 1918 году, в то время, когда сословие торговцев-предпринимателей как социальный класс уже начали ликвидировать представители новой, революционной власти.

Купчиха за чаем. 1918 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Купчиха за чаем. 1918 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Похожую и по стилю, и по композиции «Купчиху, пьющую чай» Кустодиев пишет в 1923 году, только фон заменяет на более нейтральный, без дальнего пространства, без традиционного для художника изображения церквей, которые ранее присутствовали на каждом жанровом полотне, подчёркивая, если можно так сказать, русскость сюжета. Возможно, так сделано умышленно, чтобы не провоцировать новую власть на ненужные вопросы, хотя это всего лишь мои предположения, и никакой скрытой подоплёки в действиях Бориса Михайловича нет.

Купчиха, пьющая чай, 1923 г., Нижегородский государственный художественный музей. Фото из личного архива автора.
Купчиха, пьющая чай, 1923 г., Нижегородский государственный художественный музей. Фото из личного архива автора.

Обратил внимание, что на многих картинах присутствуют арбузы, хотя, казалось бы, какое отношение они могут иметь к чаепитию. Вы пили когда-нибудь чай с арбузом?

Это, наверное, память о детских годах, ведь арбуз без преувеличения можно назвать одним из символов Астрахани, родном городе Кустодиева.

Купчиха, 1915 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Купчиха, 1915 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Ну и плавно переходим в ту часть выставки, которая обозначена метками «16+», расположенными на стенах перед входом в эту секцию.

Красавица.

В продолжение темы пышных «кустодиевских женщин» — «Красавица», написанная в 1915 году. Хоть жена у Кустодиева была довольно стройной, да и сам он говорил, что ему нравятся не такие «дебелые» женщины, как на этой картине, но, тем не менее, опять же с его слов, худые женщины на творчество не вдохновляют.

Сын Кирилл вспоминал, что Борис Михайлович как-то сказал, что в этой картине он наконец-то нашёл свой стиль, так долго ему не дававшийся.

В качестве натурщицы художник уговорил выступить актрису Московского Художественного театра Фаину Шевченко.

Красавица, 1915 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.
Красавица, 1915 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

Русская Венера.

И ещё одна знаменитая картина Кустодиева — «Русская Венера», моделью для которой опять выступила дочь Ирина. Как и «Венера» Боттичелли, русская рождается из пены, но не морской, а мыльной, банной.

Баня, пар, берёзовый веник в руках красавицы — всё это, вместе с нарядной одеждой девушки, небрежно брошенной на лавку в предбаннике, и видом яркого зимнего городка за окном, несомненно указывает на то, что мы с вами всё в той же Кустодии, стране, где все счастливы, здоровы и полны жизни.

Русская Венера. 1926 г., Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород,
Русская Венера. 1926 г., Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород,

Кстати, ходит байка, что среди работников Нижегородского государственного художественного музея, в постоянной экспозиции которой пребывает «Русская Венера», ходила такая шуточная загадка:
Что у Венеры под веником?
А ответ такой:
Там Кустодиев чай пьёт!

На террасе.

Суть шутки в том, что долгое время картина экспонировалась как обычная, хотя, по факту, у неё есть особенность — она двусторонняя. На обратной стороне холста находится более ранняя работа автора «На террасе», она была написана в 1906 году, на ней изображено семейство Кустодиевых, пьющих чай в своём загородном доме «Терем».

На террасе. 1906 г., Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород,
На террасе. 1906 г., Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород,

История возникновения этого уникального произведения такова: в 1926 году, когда Борис Михайлович задумал написать «Венеру», их семья находилась в затруднительном финансовом положении, и приобрести холст нужного размера художник не мог себе позволить. Тогда было принято решение использовать обратную сторону уже имеющейся работы, коей и была «На террасе».

«Русскую Венеру» для картинной галереи Нижнего Новгорода приобрёл в 1933 году Максим Горький, и про обратную сторону картины забыли почти на полвека, но в январе 1985 года произошел прорыв системы отопления здания, и полотно было повреждено горячей водой. После долгой, кропотливой реставрации картина в специальном подрамнике была выставлена в музее так, чтобы посетители могли видеть обе стороны полотна.

На выставке Бориса Михайловича Кустодиева в Третьяковской галерее мы именно так её и рассматривали.

Заключительная часть о блоке "Театр", он же "Портрет" - здесь: