Найти в Дзене

Выставка Бориса Кустодиева в Третьяковке. Часть третья, портрет.

Оглавление

Третья часть моего рассказа о монографической выставке Бориса Михайловича Кустодиева в Государственной Третьяковской галерее.

Первую и вторую можно почитать здесь:

Чтобы продолжить осмотр экспозиции, надо спуститься на второй этаж, именно там находится третий блок выставки, которому организаторы дали определение «Театр». Ни в коей мере не собираюсь спорить с устроителями, но для себя обозначил этот раздел как «Портрет».

Галерея портретов. Фото из личного архива автора.
Галерея портретов. Фото из личного архива автора.

С удивлением открыл для себя Кустодиева как великолепного портретиста.

Портрет И. Я. Билибина.

Написанный им, ещё учеником Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, портрет И. Я. Билибина высоко оценило жюри Международной выставки в 1901 году в Мюнхене, присудив за эту работу золотую медаль второго класса.

Портрет художника И. Я. Билибина, 1901 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Портрет художника И. Я. Билибина, 1901 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

Портрет М. В. Петцольд, второй жены Шаляпина.

Интересен портрет Марии Валентиновны Петцольд, второй жены Шаляпина. Не находите, что выполнен он в манере кустодиевских купчих?

Портрет М. В. Петцольд, 1919 г., Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкльного искусства.
Портрет М. В. Петцольд, 1919 г., Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкльного искусства.

Портрет архитектора Щусева.

В 1917 году Кустодиев пишет портрет Алексея Викторовича Щусева, одного из крупнейших архитекторов XX века. В подписи к портрету указано, что в тот период главным делом Щусева было строительство Казанского вокзала в Москве, и это действительно так, ведь Алексей Викторович был главным архитектором проекта, однако не менее значимым заданием в его жизни, которое он также с честью выполнил, я бы назвал Мавзолей В. И. Ленина. Причём Щусев был автором всех трёх мавзолеев, и двух деревянных, временных, и третьего, каменного. Значимость, по моему мнению, тут больше политическая, ведь в реалиях того времени эта работа вполне могла стать неким, если так можно выразиться, гарантом благополучия и, возможно, даже безопасности для архитектора в будущем.

Портрет А. В. Щусева, 1917 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.
Портрет А. В. Щусева, 1917 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

Портрет М. Н. Плотниковой, кузины художника.

Портрет М. Н. Плотниковой сфотографировал, честно говоря, только из-за такой же, как и у меня, фамилии, и уже потом начал искать в интернете сведения о персоне, изображённой на картине. Оказывается, Мария Николаевна — двоюродная сестра художника.

Портрет М. Н. Плотниковой, 1910 г., Ярославский художественный музей.
Портрет М. Н. Плотниковой, 1910 г., Ярославский художественный музей.

Портрет Шаляпина.

Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина, вернее — эскиз к ростовому образу певца, находящемуся в постоянной экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, и который до 28 сентября можно увидеть на выставке Бориса Кустодиева в Третьяковке.

Вполне самостоятельная работа, как мне кажется. Как я уже писал в предыдущей части своего рассказа о выставке, тот портрет, для которого сделан этот эскиз, — некая жанровая сцена, в которой Шаляпин просто выступает героем первого плана, а в этом этюде нас ничего не отвлекает от выражения лица великого русского оперного певца.

Портрет Ф.И. Шаляпина, 1920-1921 гг., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.
Портрет Ф.И. Шаляпина, 1920-1921 гг., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

Портретов в этом блоке выставки очень много. Игорь Грабарь, живописец, музейный работник, возглавлявший Третьяковскую галерею больше десяти лет, Исидор Золотаревский, архитектор и скульптор, Василий Матэ, известный в то время гравёр и педагог, немало женских портретов.

«Театр» или «Портрет»?

Кроме того, множество эскизов и набросков, в том числе рисунки театральных костюмов и реквизита. Возможно, именно поэтому данный блок определён устроителями как «Театр», но мне он больше понравился именно портретами.

Прикреплю сюда ещё фотографии двух картин из особо запомнившихся. Первая — эскиз картины «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка», на котором на переднем плане изображён император Николай II с цесаревичем Алексеем на руках. Оригинал картины находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Эскиз картины «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка», 1905 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.
Эскиз картины «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка», 1905 г., Государственная Третьяковская галерея. Фото из личного архива автора.

И вторая. Если бы мне показали её в другом месте и спросили, кто автор, то я, ни минуты не сомневаясь, сказал бы, что Анри Тулуз-Лотрек. Но, как видите, это тоже работа Кустодиева.

Танцовщица в кабаре, 1904 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.
Танцовщица в кабаре, 1904 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото из личного архива автора.

ИИ на выставке.

Надо, кроме прочего, упомянуть, что если ваш смартфон поддерживает функцию технологии дополненной реальности (AR), то вы можете воспользоваться помощью AR-гида в собирательном образе кустодиевской купчихи. К сожалению, как именно это происходит, я вам не расскажу, ибо наши с женой смартфоны не позволяют воспользоваться этой услугой.

Зато наши лица могли бы оказаться на знаменитых полотнах Кустодиева благодаря нейросети KANDINSKY, достаточно было только дождаться своей очереди, сфотографироваться на встроенную камеру, и через пару минут вы уже стоите в богатой шубе на снегу вместо Шаляпина или пьёте чай из блюдечка на фоне провинциального городка из страны Кустодии.

Путешествие в страну Кустодию. Фото из личного архива автора.
Путешествие в страну Кустодию. Фото из личного архива автора.

Не стали дожидаться. Пусть уж чай на холсте пьёт та купчиха, которой это предначертано художником.

Борис Кустодиев, приглашение на выставку. Фото из личного архива автора.
Борис Кустодиев, приглашение на выставку. Фото из личного архива автора.

А мы, закончив осмотр и проголодавшись, зашли в отличное кафе неподалёку, где выпили настоящего горячего чаю!

Пьющие чай (хоть и не купцы). Фото из личного архива автора.
Пьющие чай (хоть и не купцы). Фото из личного архива автора.

Про кафе рассказывать не буду, чтоб не выглядело рекламой, рассказ-то ведь не о нём, а вот выставку прорекламирую.

Будет возможность — сходите, не пожалеете. Билеты только советую приобретать онлайн, и, если не любите столпотворений, то приходите пораньше, лучше всего — прямо к открытию. И не поскупитесь, если есть возможность — забронируйте место в экскурсионной группе, если нет, то возьмите хотя бы аудиогид. Рекомендую.

Приятного вам посещения и положительных эмоций!