Коротко о выставке.
Сижу себе в субботу, никого не трогаю, можно сказать, починяю примус, и тут вдруг в контекстной рекламе прилетает: «Государственная Третьяковская галерея представляет монографическую выставку Бориса Михайловича Кустодиева (1878–1927) – одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века».
Что тут долго думать? Идём! Благо билеты на официальном сайте галереи можно приобрести онлайн, стоимость для взрослого — 900 рублей, для пенсионеров и студентов — 540, детям до 17 лет — 450.
Проходит выставка до 28 сентября 2025 года в инженерном корпусе Третьяковки, на 2 и 3 этажах, хотя правильнее было бы написать на 3 и 2, потому что осмотр экспозиции начинается с третьего.
Слишком уж рано не стали ехать, и, поскольку при покупке билетов требуется выбрать не только день посещения, но и время тоже, выбрали 12:00 как самый подходящий вариант. Вообще, теоретически, количество посетителей вроде как ограничено, однако по факту оказалось, что на входе никто по времени строго не проверяет, так что можно приехать и пораньше, и попозже.
На улице — майская теплынь, градусов 15–16, и солнышко. Мы приехали к половине двенадцатого, на полчаса раньше обозначенного в билетах времени, и, тем не менее, нас пропустили без каких-либо проблем.
Летопись жизни и творчества
Начать знакомство с выставкой рекомендую со стены, именуемой «Летопись жизни и творчества Бориса Михайловича Кустодиева», с указанием главных дат и временных периодов в судьбе художника. Во-первых, очень интересно, и во-вторых, будете заранее немного подготовлены к тому, что вам предстоит увидеть.
Некоторые моменты в «Летописи» сопровождаются фотографиями, которые тоже очень интересно посмотреть.
К примеру, даже если вы знали, что Борис Михайлович был сильно болен, и в 38 лет оказался прикованным к инвалидному креслу, то вряд ли могли себе представить, как он в таком состоянии умудрялся писать картины. Одна из фотографий даёт возможность понять, как это у него получалось.
В анонсе выставки на сайте Третьяковки указано, что экспозиция разделена на три тематических блока: «Семья», «Страна Кустодия» и «Театр», плюс отдельный цикл «Русские типы».
Скажу честно, до этого сведения о Борисе Кустодиеве у меня были не очень велики, и, если сказать обобщённо, находились где-то в границах понятия "кустодиевская женщина". Нет, я, конечно, видел "Портрет Ф. И. Шаляпина", не в оригинале, правда, а репродукцию, видел в Третьяковской галерее этюд для этого портрета, но не более того. "Красавица", "Русская Венера", "Купчиха за чаем" и другие пышнотелые дамы - вот, я бы так сказал, мои шаблонные познания о творчестве этого художника.
Как оказалось, это совсем не так, Борис Михайлович был великолепным портретистом, писал интересные жанровые сцены, занимался книжной иллюстрацией и рисовал театральные декорации.
Начало осмотра с блока "Семья" - это , как мне кажется, правильная задумка устроителей выставки, ведь, судя по количеству портретов жены и детей, семья для Кустодиева была всегда на первом месте.
Автопортрет (На охоте).
Есть среди них и автопортреты. Один, написанный в усадьбе профессора Поленова Павловское в Костромской губернии, имеет второе название "На охоте".
Автопортрет (Я и моя Сивка)
Ещё один называется "Я и моя Сивка", выполнен по бумаге на картоне графитным карандашом и акварелью.
А дальше - жена и дети.
Утро
Очень красивая и светлая работа "Утро", на которой изображена супруга художника Юлия Евстафьевна и их годовалый первенец Кирилл. Картина написана в Париже, куда Борис Михайлович с семьёй приехали на так называемую пенсию, то есть денежное пособие (пенсион), которое полагалось выпускникам Императорской академии художеств для дополнительного совершенствования ими мастерства.
С помощью игры света автор делится с окружающими радостью от ощущения собственного блаженства.
Сирень
В 1905 году у супругов рождается дочь Ирина, в это время они уже живут под Кинешмой, в Костромской губернии. На совместном портрете матери и дочери вроде бы нет какой-то детальной прорисовки, всё написано как будто торопливыми мазками, создавая впечатление лёгкости, и в то же время, как мне мне кажется, яркие синие узоры на платьице невольно притягивают к себе внимание, заставляя зрителя акцентировать внимание на маленькой девочке, выделяя её, как главную героиню полотна.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой
Как будто в противовес картинам, излучающем счастье - портрет жены, созданный Кустодиевым в 1920 году, на котором мы видим уставшую женщину, которой досталось в первые годы после революции не только обустраивать среди нищеты и разрухи быт семьи, но ещё и быть сиделкой для тяжелобольного мужа.
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Ирина станет, по моему мнению, любимой моделью художника, по крайней мере на этой выставке её портретов куда больше, чем портретов Кирилла.
Японская кукла
Неподалёку от Кинешмы Кустодиев построит дом для летнего отдыха, который получит наименование "Терем", именно там появится на свет интересная жанровая картина "Японская кукла". Трёхлетняя Ирина настолько увлеклась игрой, что не замечает ничего вокруг, и даже кукла как будто оживает в её руках.
Дети художника
"Дети художника". Одна из немногих картин, где Кирилл и Ирина изображены вместе.
Лето (Поездка в "Терем")
Тема семьи проходит красной нитью и в картине "Лето (Поездка в "Терем"), но здесь, как мне кажется, уже явно видно его стремление к изображению жанровых сцен. На одном полотне собрано несколько разных, казалось бы, сюжетов, органично вписанных в одно повествование: стадо коров и отдыхающий в тени деревьев пастух, обнажённые купальщицы у реки, какое-то гуляние на поляне у высокой берёзы, работницы в поле, жнущие рожь или пшеницу, и возницы, торопящиеся вывезти урожай на телегах, пока их не застал ливень, приближающийся из дальней правой части картины.
И среди всей этой пасторали - семья художника, едущая на фаэтоне в свой загородный "Терем". Борис Михайлович с Юлией Евстафьевной сидят на заднем сиденьи, в ногах у них, с букетом цветов - дочь Ирина, а правит повозкой сын Кирилл.
Портрет И.Б. Кустодиевой, дочери художника
Последний портрет Ирины написан в 1926 году, а в мае 27-го Кустодиев скончается от скоротечного воспаления лёгких.
Портрет К.Б.Кустодиева
Интересен также портрет сына Кирилла, выполненного в 1922 году. Если присмотреться, то на паспарту портрета, лежащего под журналом "История живописи", можно прочесть дарственную надпись.
Моему сыну Кириллу от отца. Б. Кустодиев 1922.
Портрет Брата М. М. Кустодиева
И ещё один портрет, который я не мог обойти стороной. Младший брат Бориса Михайловича, Михаил в 1907 году заканчивает Санкт-Петербургский Технологический институт Императора Николая I со званием инженера-технолога.
Считается, что именно Михаил собрал для брата удобное инвалидное кресло, фотографию которого я выкладывал выше, а также автомобиль, на котором Бориса Михайловича вывозили на прогулки.
Ну и на этом знакомство с тематическим разделом "Семья" можно закончить, а то я и так чуть ли не треть всего там выставленного показал в своей статье, и перейти в "Страну Кустодию".