Найти в Дзене

Что такое функциональная грамотность и как её развивать

Оглавление
Фото: www.freepik.com
Фото: www.freepik.com

Сейчас можно встретить много марафонов в духе «прочитать 300 книг за год». Но станет ли каждый участник подобного мероприятия умнее, чем тот, кто прочитает 10 книг за год? Не факт. Потому что одно дело — узнать информацию и совсем другое — осмыслить её и научиться применять на практике. Вопрос, которым мы сейчас задались, относится к функциональной грамотности. Что же это такое, как она помогает нам в жизни и как можно её развить?

Что такое функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это способность использовать свои знания и умения для решения реальных задач.

В отличие от обычной грамотности, которая включает чтение и письмо, функциональная грамотность охватывает такие навыки, как анализ прочитанного, построение аргументов и решение жизненных задач.

Например, если ребёнок знает назубок таблицу умножения, то мы говорим об академической грамотности. А если, опираясь на эти знания, он может посчитать, хватит ли ему денег на покупки, это уже функциональная грамотность.

Функциональная грамотность развивается не только во время обучения в школе. Это навык, который тренируется во время всей жизни. Однако именно в школе закладываются основы. Более того, чем выше уровень функциональной грамотности, тем лучше ребёнок усваивает материал.

Развитие функциональной грамотности в школе

Фото: www.freepik.com
Фото: www.freepik.com

Согласно Федеральному закону от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ, функциональная грамотность теперь является частью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в России.

В некоторых школах уже изучают факультативный курс «Основы функциональной грамотности». На занятиях ученики применяют полученные знания на практике. Например, семиклассники переводят температуру из шкалы Фаренгейта в градусы Цельсия, разбираются в символах на упаковках, ищут путь по карте города.

Функциональная грамотность также развивается и на обычных уроках физики, математики, географии, русского языка, обществознания и так далее. К примеру, на уроке истории в 11-м классе школьники могут создавать скетчи на тему Первой мировой войны и другие творческие проекты, что помогает лучше усваивать материал.

В некоторых школах также проводятся дни самоуправления, когда старшие классы делятся знаниями с младшими. Учителя всё чаще предлагают выполнять командные и проектные задания. Согласно результатам проведённого в России исследования, выпускники школ с высоким уровнем преподавания функциональной грамотности показывают лучшие результаты на ЕГЭ — набирают в среднем на 15–20 баллов больше по базовым предметам, чем ученики других школ.

К сходным выводам пришли европейские учёные. Согласно исследованию PISA 2018, учащиеся с высоким уровнем функциональной грамотности легче анализируют информацию, эффективно применяют её на практике и демонстрируют хорошие результаты в учёбе.

Какие навыки лежат в основе функциональной грамотности

Функциональная грамотность включает в себя несколько разновидностей:

  1. Читательская грамотность — умение анализировать тексты, интерпретировать информацию, делать выводы.
  2. Математическая грамотность — способность применять знания в области математики вне учёбы.
  3. Творческое мышление — умение находить нестандартные решения.
  4. Критическое мышление — навык проверки фактов, даже если они кажутся общеизвестными.
  5. Гибкость мышления — умение сохранять концентрацию даже в условиях многозадачности.
Фото: www.freepik.com
Фото: www.freepik.com

Как развивать функциональную грамотность?

  1. Проекты и задачи из реальной жизни. Один из способов развивать функциональную грамотность — выполнение проектных заданий, в ходе которого дети учатся применять знания на практике. Например, можно предложить рассчитать бюджет для поездки или создать проект по улучшению экологии в родном городе.
  2. Критическое мышление. Важным аспектом функциональной грамотности является умение анализировать информацию. Например, на уроках истории дети могут сравнивать разные точки зрения на события, а на занятиях по математике — проверять свои решения и делиться выводами.
  3. Работа с информацией из разных источников. Для развития грамотности полезно использовать различные материалы: статьи, видео, инфографику. Это помогает ученикам анализировать информацию, выделять главное и делать обоснованные выводы.
  4. Командные проекты и задания. Совместная деятельность развивает навыки общения и работы в группе. Задачи, требующие командного подхода, помогают детям лучше усваивать материал и учат применять знания в совместной работе.
  5. Использование современных технологий. Включение технологий, таких как онлайн-платформы, чат-боты и нейросети, помогает школьникам развивать не только функциональную грамотность, но и навыки в области STEM (наука, технологии, инженерия, математика).

Развитие функциональной грамотности важно для того, чтобы дети могли уверенно применять свои знания в реальной жизни. Благодаря проектам, критическому мышлению и использованию технологий школьники становятся более самостоятельными и способны решать задачи не только из учебника, но и в реальном мире. Научить детей использовать знания на практике — значит подготовить их к успешному будущему, где каждый опыт и навык будет ценен.