Найти в Дзене
Александр Новиков

Семейная история. Папа – блокада. Мама – немецкий концлагерь. Часть III. Ищем концлагерь в Любеке

Поздней осенью 1943 года мою маму и всю ее семью - её сестер, мою бабушку и прабабушку угнали в Германию на принудительный труд в лагерь в Любеке. Маме было всего пять лет. В 1945 году их освободили англичане. Четыре фотографии родных – всё, что осталось от этого времени у мамы… На них изображены моя прабабушка Сологубова Ксения Силантьевна, бабушка – Мякотина Надежда Ивановна, тетя – Мякотина (в замужестве Волкова) Нина Петровна, тетя - Мякотина (в замужестве Скачкова) Антонина Петровна, на пятой фотографии – моя мама Мякотина (Новикова) Людмила Петровна. Фотографий еще двух сестер мамы того времени, тети Маши и тети Шуры у нас не сохранилось. Мама всю жизнь хотела посмотреть то место в Германии, в Любеке, где она оказалась в войну детстве в концлагере. В 2010 году сразу после Дня Победы мне удалось организовать такую поездку и вместе с родителями найти то место, где был концлагерь. По итогам поездки мною был создан фильм. Любек – небольшой городок на севере Германии рядом с Гамбург
Папа Новиков Юрий Александрович (1936-2021) и мама Новикова Людмила Петровна  (1938-2020). Любек. Германия. Май 2010 года. Фотография А.Новикова
Папа Новиков Юрий Александрович (1936-2021) и мама Новикова Людмила Петровна (1938-2020). Любек. Германия. Май 2010 года. Фотография А.Новикова

Поздней осенью 1943 года мою маму и всю ее семью - её сестер, мою бабушку и прабабушку угнали в Германию на принудительный труд в лагерь в Любеке. Маме было всего пять лет. В 1945 году их освободили англичане.

Четыре фотографии родных – всё, что осталось от этого времени у мамы… На них изображены моя прабабушка Сологубова Ксения Силантьевна, бабушка – Мякотина Надежда Ивановна, тетя – Мякотина (в замужестве Волкова) Нина Петровна, тетя - Мякотина (в замужестве Скачкова) Антонина Петровна, на пятой фотографии – моя мама Мякотина (Новикова) Людмила Петровна. Фотографий еще двух сестер мамы того времени, тети Маши и тети Шуры у нас не сохранилось.

Мама всю жизнь хотела посмотреть то место в Германии, в Любеке, где она оказалась в войну детстве в концлагере. В 2010 году сразу после Дня Победы мне удалось организовать такую поездку и вместе с родителями найти то место, где был концлагерь. По итогам поездки мною был создан фильм.

Любек – небольшой городок на севере Германии рядом с Гамбургом. Я бывал здесь уже в 1989 году и хорошо ориентировался. В маленьких города обычно люди хорошо знают друг друга. Поэтому, когда я забронировал себе с родителями номер в отеле, то сразу написал туда с просьбой помочь и найти кого-либо, кто знает про лагерь в Любеке…

Отель сразу откликнулся на мою просьбу и связал меня с господином Кристианом Ратмером, историком из Любека, который занимался этой проблемой. Мы быстро получили визы, авиабилеты … И вот мы в Любеке, где мама была последний раз 65 лет назад…

Господин Кристиан Ратмер приехал в наш отель вместе со своим другом Владимиром, историком из Киева. Оказывается рядом с Любеком в войну находилось примерно сто лагерей.

Но только два из них находились рядом со знаменитыми Голштинскими воротами, символом города Любека, которые запомнила мама. После освобождения она вместе со старшей сестрой Тоней, которой тогда было уже 13 лет, ходила к этим воротам. Рядом с воротами находилось два концентрационные лагеря.

Карта центральной части Любека. Кадр из фильма А.Новикова. 2011
Карта центральной части Любека. Кадр из фильма А.Новикова. 2011

Однако путь к Голштинским воротам от одного из лагерей лежал через железнодорожный мост, рядом находилась церковь и река. Мама же помнила, что путь от лагеря до ворот был только через улицы городского предместья. Так мы вычислили то место в городе, где находился именно их лагерь. Совсем рядом с нашим отелем. Теперь здесь торгуют автомобилями.

Место, где в 1941-1945 годах  находился концлагерь. Кадр из фильма А.Новикова. 2011
Место, где в 1941-1945 годах находился концлагерь. Кадр из фильма А.Новикова. 2011
Голштинские ворота. 1478. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кадр из фильма А.Новикова. 2011
Голштинские ворота. 1478. Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кадр из фильма А.Новикова. 2011

В первый день в Любеке Кристиан и Владимир показали нам из окон автомобиля все окрестности города. У входа в старый города, расположенный на острове посреди реки Траве, мы сфотографировались вместе и расстались до следующего дня.

На следующий день утром за нами приехала на автомобиле и отвезла нас в один из пригородов города госпожа Инга Клатт – куратор музея истории Любека. Здесь в филиале городского музея, посвященного промышленности нас ждал Кристиан.

На входе в филиал городского музея Любека. К.Ратмер и родители. Кадр из фильма А.Новикова. 2011
На входе в филиал городского музея Любека. К.Ратмер и родители. Кадр из фильма А.Новикова. 2011

Оказывается господин Кристиан Ратмер уже с 1993 года занимался темой лагерей в земле Шлезвиг-Гольштейн для пригнанных на рабский труд. Когда он еще только начинал работать - большинство жителей отвергали сам факт наличия таких лагерей в Любеке. Затем старожилы стали говорить, что не было рабского труда – просто приехали «гастарбайтеры» подработать в Германии. Когда Ратмер в 1995 году он организовал большую выставку исторических материалов на эту тему, отрицавшие наличие сотни концентрационных лагерей, приумолкли…

Часть этой выставки в дальнейшем была размещена в филиале музея. Ради этой экспозиции нас сюда и привезли.

Такое большое количество лагерей с советскими людьми в окрестностях Любека, в земле Шлезвиг-Гольштейн объяснялось еще и тем, что в 1941-45 годах гауляйтер и оберпрезидент этой земли, обергруппенфюрер СА (Штурмовые отряды) Хинрих Лозе одновременно был рейхкоммисаром Остланда в фашистской Германии, куда входили завоеванные немцами Литва, Латвия и Эстония, а также части Белоруссии. Эшелоны с плененными гражданскими лицами и военнопленными отправлялись в том числе из Псковской, Новгородской и Ленинградской областей сначала в Прибалтику, а дальше в лагеря в Шлезвиг-Гольштейна именно по распоряжению этого военного преступника. В 1948 году Лозе был приговорён к десяти годам тюремного заключения англичанами, но освобождён в 1951 году из-за проблем со здоровьем. Он умер у себя дома в городе Мюленбарбек в Шлезвиг-Гольштейне в 1964 году.

Остарбайтеры во время Великой Отечественной войны. 1943-44. Кадр из статьи Ольги Веселовой с сайта Великая Отечественная война в судьбах моих предков.
Остарбайтеры во время Великой Отечественной войны. 1943-44. Кадр из статьи Ольги Веселовой с сайта Великая Отечественная война в судьбах моих предков.

После возвращения в центр города госпожа Инга Клатт показала нам основные исторические экспозиции музея Любека.

История этих земель неразрывно связана с древним славянским племенем ободритов, их городок Любице (будущий Любек) на реке Трава (теперь Траве) был форпостом на пути немецкого завоевания побережья Балтийского моря воинственным племенем саксов. Кстати, есть интересное предположение, что знаменитый Рюрик, один из основателей российской государственности, принадлежал к княжескому роду ободритов. Вплоть до XII века ободритам удавалось держать оборону от натиска саксов, но затем княжеские роды приняли христианство из рук германских епископов, а простое славянское население постепенно было ассимилировано немцами. Интересно, что те же саксы и родственные им немецкое племя англов примерно в это время осуществили завоевание кельтской Британии и чуть позже сформировали новую нацию англо-саксов. Именно в это время, очевидно, родился и знаменитый немецкий девиз Drang nach Osten — буквально: «натиск на Восток», который оправдывал тысячелетнюю экспансию немцев и англичан по всему миру.

Утро третьего дня пребывания мы посвятили прогулке по центру города и посещению Кафедрального собора. По сохранившемуся штампу на фотографии мы обнаружили ту самую фотомастерскую, она до сих пор существует, в которой маму сфотографировали летом или осенью 1945 года, незадолго до того, как ее и родных отправили домой в СССР.

Помимо собора мы посетили церковь Богоматери (Девы Марии) – одну из самых старых и знаменитых церквей города. Рядом с ней находится знаменитый дом, где родились и выросли Томас и Генрих Манны – Будденброкенхаус. Церковь примыкает к Рыночной площади и одной из главных улиц города – Широкой улице (Breite Straβe).

Рыночная площадь города была сильно разрушена во время войны бомбежками англо-американской авиации. Но уникальная Ратуша сохранилась.

Центр Любека. Две башни церкви Девы Марии, башенки Ратуши с фасадом, выходящим на главную Широкую улицу города. Фотография А.Новикова. 2010
Центр Любека. Две башни церкви Девы Марии, башенки Ратуши с фасадом, выходящим на главную Широкую улицу города. Фотография А.Новикова. 2010

После полудня в Ратуше нас ждали Кристиан, Владимир, Инга, редактор городской газеты и еще один мужчина – господин Райнер Крон. Его родители во время войны накормили узников лагеря. За это фашистами они были отправлены в концентрационный лагерь смерти, где и погибли…

Затем в Ратуше состоялась беседа с Президентом города госпожой Габриэле Шопенгауэр. Мы расписались в книге почетных посетителей города. Госпожа Шопенгауэр вручила маме книги о Любеке в качестве памятных подарков от руководства города.

Редактор городской газеты спросил мою маму, почему она так хотела приехать в Любек? Мама слегка замешкалась с ответом, и я ответил за нее: «Ведь у нее не было другого детства».

Когда мы уже уходили из Ратуши, госпожа Шопенгауер провожая нас, поросила ее немного подождать, вышла из Ратуши в соседний магазин знаменитых любекских марципанов и подарила маме огромную коробку конфет. «Это подарок от меня лично», - сказала она.

После столь волнующего посещения Ратуши мы отправились в Петеркирхе – в церковь Святого Петра, главной смотровой площадки города, чтобы бросить последний взгляд сверху на славный ганзейский Любек - теперь уже близкий нам город. Уже потом, когда мы вернулись из Любека в Петербург, наши новые друзья написали мне, что они очень надеются на то, что теперь моя мама будет помнить и другой Любек – теплый, доброжелательный и гостеприимный город.

В своей жизни я еще раз возвращался в Любек в 2018 году и бродил по его улочкам и набережным, показывая их своим русским друзьям и угощая их самыми вкусными марципанами на Земле. Несмотря на тяжелые воспоминания, связанные с войной и с судьбой моих родных, мне нравится этот город. Потому, что к счастью в нём есть светлые люди...

Знаменитые любекские марципаны. Фотография А.Новикова. 2018
Знаменитые любекские марципаны. Фотография А.Новикова. 2018

Начало темы >

Благодарю за внимание. Жду вас на страницах следующих публикаций. И! Полный вперед!