Найти в Дзене
CatGeek

Еще раз о Мэри Сью, или в защиту Старкиллера

Homo sum, humani nihil a me alienum puto.

Наверное, в рамках «додиснеевской» вселенной ЗВ никакой другой персонаж не подвергался критике столь часто, сколь Гален Марек, чаще известный под псевдонимом Старкиллер. Мол, он был чересчур сильный, «мэрисьёй», ломал все каноны вселенной Лукаса и всё такое, и зачем его вообще придумывали. Но ваш покорный слуга полагает, что, прежде чем делать подобные выводы, стоит посмотреть на историю этого героя несколько более внимательно, чем просто глядеть на его способности убивать себе подобных.

Прежде чем начать разговор о нём непосредственно, стоит сказать о том, что же вообще такое Мэри Сью. Само это имя взялось из фанфика по «Звёздному пути» под названием «A Trekkie’s Tale», который был опубликован писательницей Паулой Смит аж в 1974 году в США. Рассказ этот очень короткий, всего на 4 абзаца, его можно прочитать примерно за 40 секунд. Там героиня (собственно Мэри Сью) была 15-летним лейтенантом-полувулканкой, она «соблазняла половину экипажа, вскрывала замки шпильками, брала командование кораблём на себя…» Конечно же, этот фанфик был глубоко пародийным. В нём Смит высмеивала уже тогда распространённый в фанатском творчестве архетип плакатно-лубочного героя, выходящего победителем из абсолютно всех конфликтов.

Именно из этого короткого текста и родилось определение «Мэри Сью» (далее МС): это персонаж, не способный совершить ошибку или вообще в какой-либо форме потерпеть поражение, потому что он слишком любим автором. Если быть более точным, Сью «не всегда побеждает — но никогда по-настоящему и не проигрывает. Все её поражения временны, а их последствия либо незначительны, либо используются для нагнетания вокруг Сью бестолковой драмы». Но почему же МС – это плохо? Потому что за героем, который заведомо, вообще никак и никогда не может реально проиграть, ничем по-настоящему не рискуя, следить попросту скучно. Нет никакого смысла сопереживать такому персонажу.

-2

Итак, ещё раз: МС – это не «персонаж запредельной крутости, который одной рукой рвёт драконов и тёмных властелинов». ЭТО ГЕРОЙ, КОТОРЫЙ НЕ СОВЕРШАЕТ СЕРЬЁЗНЫХ ОШИБОК И НИ В КАКОМ КОНФЛИКТЕ НЕ МОЖЕТ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПРОИГРАТЬ, из-за чего за ним скучно следить. В качестве МС «можно вывести и просто персонажа без каких либо выдающихся способностей — главное уделять ему побольше внимания, активно его расхваливать, акцентировать внимание на его достоинствах, оправдывать или делать незначительными недостатки, не давать ему совершать ошибок — и вуаля, Сью готова на пустом месте, безо всяких зелёных волос, магических навыков и происхождения от вампиров и эльфов. И напротив, даже герой-полубог вполне себе может быть интересным персонажем, если он правдоподобен, не лишён реальных недостатков (с которыми может как бороться, так и страдать от них), что-то реально преодолевает и чем-то реально рискует».

Теперь же давайте всё-таки поговорим о злополучном Галене Мареке. За его похождениями мы следим целых две игры. Вейдер находит его ещё ребёнком, убивает его отца и забирает к себе на обучение. Ну как сказать – «на обучение»… Фактически – в рабство. Старкиллера воспитали как живое оружие, не задающее вопросов. И поначалу он именно так и действует: работает мальчиком на побегушках, убивая немногочисленных джедаев, переживших первые дни приказа 66. От умирающей Шаак Ти он получает предупреждение, что все ситхи рано или поздно предают друг друга… И всё равно продолжает работать на Вейдера. Который, конечно же, в дальнейшем его предаёт. Дважды. До конца первой части своей саги Марек так или иначе думает, что должен принять участие в свержении Палпатина… Но на самом деле он просто делает за ситхов всю грязную работу. Сначала избавляется от нескольких джедаев, потом собирает в одном месте сенаторов-оппозиционеров… Но не для того, чтобы они своей деятельностью усыпляли бдительность Палпатина (как говорил Вейдер), а просто чтобы тому было очень удобно их казнить. Никакого смещения Императора не планировалось, а Старкиллера просто использовали.

-3

И тот наконец-то нашёл в себе силы это признать. Ещё до того он сомневался в правдивости слов хозяина: на это повлиял как беглый джедай Рам Кота, так и симпатия Старкиллера к женщине по имени Джуно. В этом человеке наконец-то начало просыпаться человеческое. И едва ли не впервые он наконец-то решил сделать хоть что-то по своей, а не по чужой воле: уйти с Тёмной стороны, сразиться с Вейдером и Палпатином, чтобы пусть даже ценой своей жизни спасти людей, которых сам когда-то подставил.

И вот уже в этой истории мы видим, что Гален Марек – неполноценная личность. Не в смысле «картонный непрописанный персонаж», а в смысле, что этот человек умеет только убивать. Всё. Больше он не может ничего другого, его таким воспитали. Только махать мечом, пуляться молниями и кромсать врагов. У него нет дома, у него нет друзей, у него вообще ничего нет. Нормально взаимодействовать с людьми он тоже не может. А единственное существо, которое он поначалу считает «другом» - это даже не «кто», а «что» - какой-то робот, который создаёт ему проекции противников… Каковые опять-таки нужны, чтобы их убивать. Честное слово, даже Энакин не имел настолько собачьей жизни. В конце концов, у него была мать, были товарищи и наставники, была Падме… В общем, счастливые моменты он в детстве и юности точно имел. У Старкиллера же были только лаборатории и бесконечная резня.

-4

И так пока не появилась Джуно. Женщина, которая была добра к Мареку как к человеку, и к которой тот очень быстро привязался. Неудивительно: Эклипс – одна из очень немногих людей, кто относится к Старкиллеру не как к рабу. История взаимоотношений этих двоих подсвечивает основной конфликт сюжета: несмотря на такое отношение большинства окружающих к себе, Марек – всё ещё человек, и ничто человеческое ему не чуждо. В том числе и проявление привязанностей. Самое трагичное здесь то, что Джуно – в принципе единственная женщина, которая присутствовала в его сознательной жизни дольше пары минут. Даже мать не слишком-то считается: Старкиллер её потерял в самом раннем детстве.

Так или иначе, Марек, судя по всему, переживает последнее покушение на себя, и Вейдер снова пытается заставить его быть своим рабом. Здесь для определённости ваш покорный примет версию Коты о том, что протагонист второй части The Force Unleashed – это тот же самый человек, что и в первой. Потому что, во-первых, сюжет показал, что клонировать чувствительного к Силе практически невозможно, а во-вторых, у героя присутствуют в воспоминаниях флешбеки из событий первой части. Если бы он был клоном, такого бы не случалось (в реальности клон никак не может быть связан воспоминаниями с оригиналом, а во вселенной ЗВ – ни у одного из республиканских клонов Джанго Фетта, насколько я помню, воспоминаний и навыков самого Фетта не появлялось: они учились с нуля с детства, как и все нормальные люди).

-5

Конечно, кто-то из вас может мне возразить насчёт этих выкладок. Но для сюжета не слишком уж важно, является ли «Марек-2» клоном или нет. Потому что история второй части – она снова про то, как Вейдер пытается сделать человека безвольным орудием. Он всеми силами препятствует тому, чтобы Старкиллер осознал себя личностью: говорит ему, что он - всего лишь дефектный клон (что, вполне вероятно, неправда), держит его в оковах, пытается ломать ментально… Но ничего уже не помогает, и Марек сбегает от ситха. Он, например, пытается найти Джуно, привязанность к которой так и не получилось стереть из его памяти. Оно и логично: в её обществе он уже смог почувствовать себя чем-то большим, чем живое оружие. Весь сюжет второй части он пытается её спасти, параллельно мучаясь от видений и галлюцинаций, а также размышлений о том, является ли он всё-таки личностью или нет. Неудивительно: от такого количества насилия, которое он видел, очень сильно ломается психика.

И самым главным моментом в истории Старкиллера является момент, когда он побеждает Вейдера, но отказывается его убивать, отказывается идти на поводу у собственной ярости. Этим он показывает, что он – всё ещё человек, и у него есть свобода воли. А это даже ценнее умения делать выбор, потому что последнее могут и животные, если дать им возможность выбирать. Человека же человеком делает именно свобода воли. Потому-то Марек и смог наконец-то освободиться от рабских цепей и остаться с Джуно: он наконец-то стал личностью. Это подчёркивается даже неканоническими концовками обоих частей: если бы Старкиллер поддался своей ненависти, то либо стал бы таким же безмолвным рабом Палпатина (в первой части), либо (во второй) был бы убит одним из своих не слишком дефектных клонов, которому уже не нужна была бы Джуно, и который стал бы тем, кем его всегда видели ситхи – безликой лабораторной крысой.

-6

Всё это абсолютно исключает возможность назвать Марека «чересчур сильной мэрисьёй». Да, это правда, что он умеет махать мечом лучше, чем кто-либо другой, но ЧЕМ он за всё это расплачивается… Это мы с вами поиграли пару часов в игру и закрыли, а для этого героя абсолютно ВСЯ жизнь состояла из бесконечных убийств, перемежающихся ужасными галлюцинациями, и он до какого-то момента ничего не мог с этим поделать. Вполне реалистичная деконструкция идеи «крутого экшен-мэна, который всех мочит и всех нагибает». В отличие от «мэрисьи», этот персонаж участвует в тяжёлом для себя конфликте, в котором может по-настоящему проиграть. Сюжет даже показывает, что произошло бы в случае проигрыша. Просто этот конфликт лежит целиком в психологической, а не в материальной плоскости: это про «человек или орудие, личность или раб». Единственное желание Марека – более не сражаться. И спокойно жить с любимой женщиной. Чего он в конце и достиг, пройдя полную арку: начал сюжет сломленным рабом, закончил личностью с собственной волей. Мэри Сью же морально не меняется вообще: чем начала, тем и закончила.

P.S. Вообще этого героя исходно создал сам Лукас: в первых черновиках «Новой надежды» Люка звали Энакин (Анникин) Старкиллер, а уже много лет спустя автор захотел создать образ персонажа, которым Скайуокер-старший мог бы стать, если бы не проиграл Оби-Вану на Мустафаре и не остался пленником своего неповоротливого костюма. В это же мог бы превратиться и Люк, если бы сломался на второй Звезде Смерти, убил Вейдера и перешёл бы на Тёмную сторону. Палпатин прочил обоим Скайуокерам именно такую судьбу. Судьбу почти непобедимой, но безликой машины для убийств… Которая будет просто пешкой, а ей всегда можно пожертвовать. Эту идею Лукас и отдал на реализацию авторам дилогии The Force Unleashed.

P.P.S. Так что, дамы и господа, скажу вам то же самое, что и в прошлом году в этот же день: знакомьтесь с художественными произведениями внимательнее. Иначе можно и ключевой конфликт истории не заметить. Dixi.

_________________________

Автор текста: Егор Касулин

Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.

Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.

🎲🎥 Читайте также: