Найти в Дзене
Сам Себе Руль

Кто придумал первый серийный турбодвигатель

Привет, автолюди! Сегодня заглянем под капот истории и узнаем, кому сказать спасибо за турбодвигатели – те самые, что превращают скромные хэтчбеки в «пыхтящих драконов» на светофорах. Путь к первому серийному турбомотору был полон курьёзов, гениальных провалов и... немного авиации. Представьте 1905 год. Братья Райт только подняли в небо свой самолёт, а швейцарский инженер Альфред Бюхи уже патентует турбокомпрессор. Да-да, тот самый, что сегодня «донагнетает» воздух в ваш движок! Правда, тогда турбины использовались только в авиации и огромных дизельных грузовиках. Автопроизводители смотрели на них как на «ненужные железяки»: сложно, дорого, да и зачем машине мощь самолёта? Но всё изменилось в 1960-х. Инженеры поняли: турбина — это не только про мощность, но и про эффективность. Сжатый воздух позволяет сжечь больше топлива без увеличения объёма двигателя. Идеально для тех, кто хочет «выжать» из малолитражки максимум. Но кто рискнул первым? Пока The Beatles записывали первые хиты, Gener
Оглавление

Привет, автолюди!

Сегодня заглянем под капот истории и узнаем, кому сказать спасибо за турбодвигатели – те самые, что превращают скромные хэтчбеки в «пыхтящих драконов» на светофорах. Путь к первому серийному турбомотору был полон курьёзов, гениальных провалов и... немного авиации.

Швейцарский инженер Альфред Бюхи и его турбокомпрессор. фото с сайта drive2.ru
Швейцарский инженер Альфред Бюхи и его турбокомпрессор. фото с сайта drive2.ru

Когда турбина была роскошью для самолётов, а не для такси

Представьте 1905 год. Братья Райт только подняли в небо свой самолёт, а швейцарский инженер Альфред Бюхи уже патентует турбокомпрессор. Да-да, тот самый, что сегодня «донагнетает» воздух в ваш движок! Правда, тогда турбины использовались только в авиации и огромных дизельных грузовиках. Автопроизводители смотрели на них как на «ненужные железяки»: сложно, дорого, да и зачем машине мощь самолёта?

Но всё изменилось в 1960-х. Инженеры поняли: турбина — это не только про мощность, но и про эффективность. Сжатый воздух позволяет сжечь больше топлива без увеличения объёма двигателя. Идеально для тех, кто хочет «выжать» из малолитражки максимум. Но кто рискнул первым?

Oldsmobile Jetfire 1962: «Турбо-ракета», которая чуть не взорвала рынок

Пока The Beatles записывали первые хиты, General Motors выпустила Oldsmobile Jetfire — первый в мире серийный автомобиль с бензиновым турбодвигателем. Под капотом у этого красавца скрывался V8 Turbo Rocket мощностью 215 л.с. (для эпохи — как космический корабль!). Реклама кричала: «Это не машина, это реактивный самолёт на колёсах!».

Oldsmobile Jetfire 1962 – «Турбо-ракета», пролетавшая очень недолго. Фото с сайта Pinterest
Oldsmobile Jetfire 1962 – «Турбо-ракета», пролетавшая очень недолго. Фото с сайта Pinterest

Но, как часто бывает с пионерами, Jetfire оказался «сыроват». Водители жаловались на перегрев, капризную систему впрыска воды (да, она охлаждала двигатель!) и необходимость заправлять авто... дистиллированной водой. Добавьте к этому «турбояму» (задержку реакции на газ), и станет ясно, почему Jetfire продержался всего два года. Зато он навсегда вписал своё имя в историю.

Любители больше смотреть, чем читать загляните на мой одноименный канал в Телеге. Подписывайтесь. Смотрите, активничайте и общайтесь. Буду рад всех видеть.

Оппозитный бунтарь Chevrolet Corvair Monza Spyder

Chevrolet Corvair Monza Spyder 1962. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Chevrolet Corvair Monza Spyder 1962. Фото с сайта commons.wikimedia.org

Пока Jetfire блистал и хлопал дверьми, Chevrolet тихо выпустил Corvair Monza Spyder (тоже 1962 год!) с оппозитным 6-цилиндровым турбомотором. Мощность — скромные 150 л.с., зато двигатель заднеприводного авто охлаждался воздухом, как у «Жука». Ирония в том, что Corvair критиковали за опасную управляемость (помните книгу «Опасная на любой скорости»?), но его турбодвигатель стал прообразом будущих спортивных модификаций.

Saab 99 Turbo. Европа врывается в гонку

А вот Европа «раскочегарила» турбоэру лишь в 1977-м, когда Saab представил модель 99 Turbo. 2-литровый двигатель с турбиной Garrett развивал 145 л.с. — немного, но достаточно, чтобы обогнать «коллег» на автостраде. Saab 99 стал первым массовым авто с турбиной в Старом Свете, доказав: наддув — это не роскошь, а необходимость. Кстати, именно с этой модели началась мода на шильдики «Turbo» на багажниках.

 Автомобиль Saab 99 Turbo с турбиной Garrett развивал 145 л.с.Фото с сайта jpfrazier.com
Автомобиль Saab 99 Turbo с турбиной Garrett развивал 145 л.с.Фото с сайта jpfrazier.com

Почему первые турбины были «котами в мешке»

Любопытный факт: до 1980-х турбодвигатели считались ненадёжными. Высокие температуры «убивали» детали, а водители путались в техническом обслуживании. Ситуацию спас переход на дизельные турбины (первым стал Mercedes 300 SD в 1978-м) и появление электронного управления. А ещё — спорткары! Porsche 911 Turbo 1975 года с его 260 «лошадками» превратил турбину в символ статуса. Кто теперь вспомнит про перегрев?

2025 – когда «наддув» есть даже у скутеров

Сегодня турбины, как кофе Starbucks: есть везде. По данным LMC Automotive, 52% новых авто в Европе в 2023 году оснащены турбодвигателями. А технологии? Twin-Scroll, электрические турбины, комбинированные наддувы... Современный 1.5-литровый мотор легко выдаёт 200 л.с., а «турбояма» осталась лишь в байках дедушек-автомехаников.

Какие бывают компрессоры. Фото с Ютуб
Какие бывают компрессоры. Фото с Ютуб

Кому сказать «спасибо»

Так кто же изобрёл серийный турбодвигатель? Альфред Бюхи – за идею, Oldsmobile – за смелость, Saab – за массовость. Но главные герои – водители! Любовь к скорости и ненависть к пробкам заставили инженеров превратить капризную «игрушку» в must-have любого авто.

А теперь признавайтесь: когда в последний раз давили на газ, чтобы почувствовать этот самый «турбо-пинок»? 😉 Не стесняйтесь – мы вас понимаем. В конце концов, как говорил один классик: «Лошадиные силы много не бывает. Бывает мало турбин».

Удачи на дорогах и пусть ваш двигатель всегда «дышит» полной грудью!

_________________________________

Поблагодарите меня, если было полезно – поставьте лайк и подпишитесь на меня.

Удачи вам и вашему автомобилю.

Если вам помогла моя статья узнать чуточку лучше свой автомобиль, буду признателен за небольшую помощь на развитие канала, чтобы следующая статья стала ещё полезнее.

________________________________

Читайте дальше. Здесь вся Автоазбука для «чайников»