Найти в Дзене
Сам Себе Руль

Как работает ABS в автомобиле. Простыми словами о сложной системе. Азбука для «чайников»

Привет, уважаемые автолюди! Сегодня поговорим о системе, которая делает из тебя почти чемпиона по экстренному торможению – даже если ты в панике жмёшь на педаль, как бабушка на сенсорный телефон. Знакомься: ABS, она же Anti-lock Braking System. Или, как говорят в народе, «та штука, из-за которой педаль дёргается, когда тормозишь». Но не спеши пугаться — сейчас всё разложим по полочкам. Представь: ты едешь по мокрому асфальту, внезапно выбегает котик (ну или, не дай бог, пешеход-смартфонозависимый). Ты бьёшь по тормозам что есть мочи, колёса блокируются, и… машина превращается в неуправляемый болид «Формулы ДТП». Вот тут-то ABS и вступает в игру. Её задача — не дать колёсам заблокироваться, чтобы ты мог тормозить и рулить одновременно. Грубо говоря, она делает за тебя то, что раньше называлось «прерывистое торможение» — только в 100 раз быстрее и точнее. ABS – это как дирижёр в оркестре из четырёх музыкантов: ЭБУ (электронный блок управления). Это мозг системы. Он получает данные от д
Оглавление

Привет, уважаемые автолюди!

Сегодня поговорим о системе, которая делает из тебя почти чемпиона по экстренному торможению – даже если ты в панике жмёшь на педаль, как бабушка на сенсорный телефон. Знакомься: ABS, она же Anti-lock Braking System. Или, как говорят в народе, «та штука, из-за которой педаль дёргается, когда тормозишь». Но не спеши пугаться — сейчас всё разложим по полочкам.

Что это вообще такое и зачем оно вообще нужно

Представь: ты едешь по мокрому асфальту, внезапно выбегает котик (ну или, не дай бог, пешеход-смартфонозависимый). Ты бьёшь по тормозам что есть мочи, колёса блокируются, и… машина превращается в неуправляемый болид «Формулы ДТП».

Ты можешь тормозить и рулить одновременно
Ты можешь тормозить и рулить одновременно

Вот тут-то ABS и вступает в игру. Её задача — не дать колёсам заблокироваться, чтобы ты мог тормозить и рулить одновременно. Грубо говоря, она делает за тебя то, что раньше называлось «прерывистое торможение» — только в 100 раз быстрее и точнее.

Из чего состоит АБС. Фото с сайта immunocap.ru
Из чего состоит АБС. Фото с сайта immunocap.ru

Как ABS работает? Кратко, без занудства

ABS – это как дирижёр в оркестре из четырёх музыкантов:

  1. Датчики скорости на каждом колесе. Они следят, не заблокировалось ли колесо (если да — сразу сигналют «SOS!»).
Датчик скорости на ступице колеса. Фото с сайта  idriver.by
Датчик скорости на ступице колеса. Фото с сайта idriver.by

ЭБУ (электронный блок управления). Это мозг системы. Он получает данные от датчиков и решает, когда «отпустить» тормоза.

Электронный блок управления
Электронный блок управления

Гидравлический модулятор. Исполняет приказы ЭБУ, быстро-быстро нажимая и отпуская тормоза (до 15 раз в секунду!).

Гидравлический модулятор. Фото с сайта uaz.store
Гидравлический модулятор. Фото с сайта uaz.store

Всё это вместе создаёт тот самый «дриблинг» педалью, который пугает новичков. Но не волнуйся – это не поломка, это система работает.

А еще вы можете легко подписаться на мой Телеграм. Там всё еще проще и всегда под рукой.

Немного истории ABS: от самолётов до Жигулей

ABS – не новинка. Ещё в 1929 году её тестировали для самолётов (чтобы те не виляли хвостом при посадке). А в авто её впервые применил Mercedes-Benz в 1970 году – правда, стоил такой автомобиль как хорошая квартира. С 2004 года ABS обязательна для всех новых машин в ЕС, а с 2016 – и в России. Так что если твоя тачка младше 10 лет – она у тебя точно есть.

Mercedes-Benz 250 1970
Mercedes-Benz 250 1970

Ты сможешь полюбить ABS

  • По данным NHTSA (Нац. управление безоп. движения США), авто с ABS на 35% реже попадают в ДТП с пешеходами.
  • На мокрой дороге система сокращает тормозной путь на 10-30% (но на снегу или песке может быть чуть длиннее — тут ABS не волшебник).
  • Водители с ABS на 27% реже вылетают в занос при экстренном торможении.

Вредные мифы

  1. «ABS сокращает тормозной путь всегда»
    Не совсем. На асфальте — да. А вот на рыхлом снегу или гравии заблокированные колёса иногда «зарываются» быстрее. Но тут вопрос приоритета: лучше чуть дольше тормозить, но сохранить управление.
  2. «С ABS я могу тормозить как угодно!»
    Э-э, нет. Если ты в повороте ударишь по тормозам — законы физики тебя всё равно догонят. ABS не отменяет здравого смысла.
  3. «Опытным водителям ABS не нужна»
    Скажи это пилотам «Формулы-1», у которых ABS запрещена. Но они-то тренируются годами! Для нас, смертных, система – лучший помощник.
На болидах Формулы-1 АБС запрещена
На болидах Формулы-1 АБС запрещена

Как правильно пользоваться ABS? Инструкция для чайников

  1. Дави на тормоз до упора – не пытайся «играть» педалью, система сделает это за тебя.
  2. Рули! ABS сохраняет управляемость – объезжай препятствие, пока колёса не заблокированы.
  3. Не пугайся вибрации и звука – это нормально. Представь, что педаль трещит: «Расслабься, я всё контролирую!».

Почему ABS – must have

Тормозиии!.. Торможууууу!
Тормозиии!.. Торможууууу!
Даже если ты считаешь себя Шумахером, ABS — как подушка безопасности. Лучше пусть будет и не пригодится, чем наоборот. А статистика не врёт: с 1985 по 2020 год система спасла около 190 тысяч жизней в Европе (данные ETSC).

Так что в следующий раз, когда педаль задрожит под ногой, скажи ей спасибо. Возможно, именно это спасёт тебя от встречи с тем самым кустом… или чем-то посерьёзнее.

Удачи на дорогах! И да пребудет с тобой ABS 😉

P.S. Если твоей машине больше 20 лет — может, пора апгрейд? А то ABS у тега только в мечтах, как у динозавра Wi-Fi.

_______________________

Поблагодарите меня, если было полезно и интересно – поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Читайте дальше Азбуку для «чайников»: