Если бы поэт Николай Алексеевич Некрасов прожил чуть подольше, то непременно бы написал продолжение поэмы "Русские женщины". Но акцент в этом произведении был бы на частицу "НЕ". То есть "НЕрусские женщины"? В смысле любые женщины способны удивить мир!
Вот, англичанка Кейт Марсден. Уж кому не сиделось на месте - так это Кейт.
Мисс Марсден - пример величайшего альтруизма и истинного христианства. Это ж надо - ехать на край света, при чём в самый холодный край - в Сибирь! Из Англии! Ради кого?
Ради совершенно Не близких и даже вовсе незнакомых, погибающих людей. Подданных Российской Империи, каких-то якутов.
История Кейт - удивительно трогательный эпизод на фоне бесконечно жестокой истории человечества. Но именно такие эпизоды важно, как мне кажется вспоминать и анализировать в самые тёмные времена.
Я просто девочка...
Кейт была самой младшей из восьми детей Джозефа и Софии Марсден из графства Мидлсекс (ныне часть Лондона) С раннего детства ребёнок проявлял талант сострадания.
Однажды девчушка заметила на улице одноногого трубочиста и увязалась с ним на крышу. Кейт представила, что инвалид (который в 19 веке вынужден был с трудом зарабатывать себе на хлеб) упадёт без её помощи.
Потом был случай с лошадью, которая подскользнувшись на льду разорвала связки и Кейт не отходила от бедняги сутками.
Девочка ощущала чужую боль, как свою собственную.
Очень редкое качество.
Вышло так, что все дети Марсденов умерли. Большинство не дожили до совершеннолетия. Уцелела только Кейт и Энни, однако старшая сестра сгорела от чахотки. Энни умерла буквально на руках Кейт.
Ангел милосердия
Когда Кейт исполнилось 14, умер её отец. Девушка училась в это время в школе-пансионате. Обучение пришлось прервать из-за финансовых проблем. Поразмыслив немного, Кейт поступила на бесплатное обучение в госпиталь протестантских диаконис.
В 1877 году 18-ти летняя Кейт направлена в качестве сестры милосердия на русско-турецкую войну.
Я искала удобного места, куда можно было бы положить прибывших с транспортом раненых. После долгих поисков, мне удалось, наконец, найти нечто вроде сарая, куда я и поспешила вместе со своими ранеными.
Но, к моему удивлению, сарай этот уже оказался занятым какими-то существами, до того искалеченными, что на первых порах невозможно было узнать в них людей и даже разобрать, были ли это мужчины, или женщины.
Так Кейт впервые столкнулась с лепрой (проказой) Больные выглядели ужасающе. Их все избегали. Но Кейт ощутила, их боль и безысходность положения, как свою личную трагедию.
Конечно, она не знала, как лечить эту болезнь. Но очень хотела облегчить страдания.
В 1873 году учёный из Норвегии Г. Х. Армауэр Хансен открыл возбудителя проказы. Это была первая бактерия, которую идентифицировали как вызывающую заболевание у человека.
Пройдёт немного времени и Кейт окажется в Окленде (Новая Зеландия) здесь ей пришлось ухаживать за умирающей от туберкулёза старшей сестрой. После смерти Энни Джейн, Кейт устраивается работать в новый Веллингтонский госпиталь, который оказывал медицинскую помощь в основном коренным жителям Новой Зеландии маори. Вскоре её назначают главной сестрой.
В качестве начальницы Кейт оказалась достаточно деспотичной, как всякий человек слишком преданный своему делу. Подчинённые несколько раз жаловались на Марсден за то что та, якобы, заставляла их работать внеурочно. Персонал госпиталя периодически вступал в дрязги, кто-то с кем-то скандалил и даже судился, в целом обычные люди, отнюдь не ангелы....
В 1889 году от лепры скончался на Гаваях священник Дамиан де Вестер, известный современникам как "отец прокажённых". Отец Дамиан работал с больными, поддерживал морально и по сути его слова и были единственным лекарством для тех людей.
Событие это сильно взволновало мисс Марсден. Она уволилась из госпиталя и решила пойти тернистым путём истинного христианина, то есть отдать своё время и силы тем, кто нуждался в этом и не мог заплатить.
Сначала она хотела отправиться на Гаваи, потом в Индию. Но оказалась в России.
Как всё получилось
Дело в том, что Российский Красный крест пожаловал мисс Марсден награду за её самоотверженную помощь раненым в русско-турецком конфликте. Получить награду надлежало из рук самой императрицы Марии Фёдоровны. Значит следовало прибыть в Петербург.
Тут надо отметить ещё одну важную черту Кейт Марсден - она чрезвычайно легка на ногу. Путешествие для неё вызов, несмотря на то, что в конце 19 века ни о каком комфорте во время длительных переездов не могло быть и речи. Возможно это наследственное. Дядя Кейт по матери, лейтенант Джеймс Уэлдстед был известен, как арабист и прославился в своё время путешествиями по Аравийскому полуострову.
По пути в Москву Кейт знакомится в Стамбуле с неким господином, который якобы упомянул в разговоре о чудесном растении, что распространено исключительно в Сибири и способно излечить лепру. То что случайный разговор касался темы интересной для Кейт вполне понятно. Она продолжала изучать этот вопрос, много читала об этом.
Сибирь... Она слышала, что там безумно холодно, но там живут люди, которые тоже страдают от лепры. И если в тёплую Индию кто-нибудь да поедет, то кто рискнёт отправиться в Сибирь?
Вот так. Если не я то кто же?
Кейт Марсден обратилась с прошением к императрице. И Мария Фёдоровна распорядилась оказать всестороннюю помощь великодушной англичанке, что всерьёз собралась в Сибирь спасать якутов.