Найти в Дзене
Московские истории

Культурная жизнь в Каракумских песках

Оглядываясь на детские годы, проведённые в родном городе бабушки и дедушки, я с удивлением ощущаю огромное влияние, которое оказало на меня то время. Частенько мы с бабушкой ходили в городской краеведческий музей, располагавшийся в здании старинной персидской мечети. Обычно вместе с нами ходили почти все соседские ребята. Строгий контролёр, пожилая узбечка, подозрительно оглядывая наш дружный коллектив всякий раз спрашивала бабушку:"Это все - твои?" И, получив, утвердительный ответ, пропускала нас в прохладные залы. Бивней мамонта там почему-то не было. Видимо, этим древним лохматым слонам идти в такую даль было просто лень. Первым нас встречал выглядывающий из зарослей камыша дикий кот. Весьма большое впечатление производили ядовитые змеи Кара-Кумов. В залах, посвящённых Гражданской войне, больше всего мне, конечно, нравился древний охотничий мультук и старинная басмаческая сабля. Мы долго разглядывали фотографии чарджоуского бека и несчастных заключённых, сидящих в глубоком зинд
Оглавление

"И при чем здесь московские истории?" - спросит строгий читатель. И будет прав - не при чем. Но Николай Иванов упрямо возвращает нас в город своего детства - в Чарджоу. Что же, посетим его еще раз.

Бабушка, дедушка, мама и я. 1961 год.
Бабушка, дедушка, мама и я. 1961 год.

Краеведческий музей

Оглядываясь на детские годы, проведённые в родном городе бабушки и дедушки, я с удивлением ощущаю огромное влияние, которое оказало на меня то время. Частенько мы с бабушкой ходили в городской краеведческий музей, располагавшийся в здании старинной персидской мечети.

Мечеть в Чарджоу, в советское время здесь находился краеведческий музей,
1925 – 1931 г, Почтовая карточка Средне-Азиатского отделения всесоюзного Контрагентства Печати.
Мечеть в Чарджоу, в советское время здесь находился краеведческий музей, 1925 – 1931 г, Почтовая карточка Средне-Азиатского отделения всесоюзного Контрагентства Печати.

Обычно вместе с нами ходили почти все соседские ребята. Строгий контролёр, пожилая узбечка, подозрительно оглядывая наш дружный коллектив всякий раз спрашивала бабушку:"Это все - твои?" И, получив, утвердительный ответ, пропускала нас в прохладные залы.

Бивней мамонта там почему-то не было. Видимо, этим древним лохматым слонам идти в такую даль было просто лень. Первым нас встречал выглядывающий из зарослей камыша дикий кот. Весьма большое впечатление производили ядовитые змеи Кара-Кумов.

Карамультук. Источник https://rusknife.com/profile/455-museum1974/content/page/42/?all_activity=1.
Карамультук. Источник https://rusknife.com/profile/455-museum1974/content/page/42/?all_activity=1.

В залах, посвящённых Гражданской войне, больше всего мне, конечно, нравился древний охотничий мультук и старинная басмаческая сабля.

-4

Мы долго разглядывали фотографии чарджоуского бека и несчастных заключённых, сидящих в глубоком зиндане.

Аттракционы в парке

В гостях у дедушки с бабушкой.
В гостях у дедушки с бабушкой.

Иногда меня водили в городской парк, однако я был настолько мал, что в памяти осталось немного. Отчётливо помню много весёлых улыбающихся людей. Как шелестел пропеллер самолёта на аттракционе "Нестерова петля". Как звякали блестевшие в сумерках металлические части аттракционов для проверки силы, и среди них большую бычью голову, которую надо было свернуть набок.

Бабушка.
Бабушка.

Кино, квас, мороженое

"Важнейшее из искусств" с раннего детства, занимало всё моё внимание. Ближе всего к нашему кишлаку был Клуб железнодорожников или в просторечии "Железка." На фасаде здания - мемориальная доска, повествующая о визите Шаляпина.

Удобнее всего было ходить на вечерние сеансы, когда спадала жара. Перед началом мы прогуливались по окрестностям. Хорошо было попить совсем русского кваса, который продавали на вокзальной площади прямо из бочки или поесть мороженого.

Вокзальная площадь. 1957 год. Источник https://pastvu.com/p/854841.
Вокзальная площадь. 1957 год. Источник https://pastvu.com/p/854841.

От этой бочки на асфальте образовывались радужные потёки, похожие на географическую карту неведомой страны.

Зрители из табора

Больше всего почему то запомнился фильм про Фантомаса. Я вступил в зрительный зал, навстречу прохладе. Народу было немного. Одними из первых пришли цыганята из табора, временно располагавшегося неподалёку, в железнодорожном парке.

Старшего у них было легко узнать - по наручным часам. Они были на широком кожаном ремешке, с маленьким компасом. Он, скорее всего, не умел узнавать по ним время, зато они были предметом гордости. Цыганенок время от времени торжественно поглядывал на них, не забывая покрикивать на своих "подчинённых".

Обратный путь

Время пролетало незаметно. Возвращались домой уже в сумерки. Доходили до конца вокзальной площади. Когда шли мимо кузницы экскаваторного завода, обязательно заглядывали в окно. Внутри царил полумрак, горны уже не работали.

Дальше путь лежал мимо старого здания Среднеазиатского пароходства, где у входа непременно сидел на старом венском стуле сонный охранник в форменной фуражке, с вечно пустой кирзовой кобурой. Шли до конечной остановки автобусов, железнодорожными путями, по мосту через канал Дарья-баш, и вот, наконец, он - наш уже притихший после трудового дня кишлак.

Канал Дарья-баш. 1970-е.
Канал Дарья-баш. 1970-е.

Соседи уже поливали улицу, черпая воду из арыков ковшиками на длинных ручках. Было ощущение необъяснимого счастья.

Вслед за "Неуловимыми"

В летнем кинотеатре, я, впервые посмотрел "Неуловимых мстителей." Когда вышли на улицу, вокруг уже расстилалась чёрная и плотная, как вата, среднеазиатская ночь.

Я, держа бабушку за руку и находясь под большим впечатлением от фильма, спросил:

- А где же происходило дело?

- На Украине.

- Как на Украине? Там же все скакали по песку?!

Мне стало так обидно, что всё происходило не у нас! Потом бабушка возила меня вслед за "Неуловимыми" по всем кинотеатрам нашего города.

-9

Кстати, билетёром в том самом летнем кинотеатре работала наша соседка по улице - худощавая низенькая женщина с грустными глазами.

Пресса и ТВ

Каждый вечер я вынимал из скрипучего самодельного почтового ящика свежую прессу. Бабушка и дедушка выписывали "Сельскую жизнь" и "Чарджоускую правду". Меня же в ту пору, интересовала только программа телепередач, в которой из-за обилия местных телеканалов я очень долго не мог разобраться. По странному стечению обстоятельств, мне всё время попадалось выступление ансамбля народных инструментов из трёх человек, длившееся часами. Обритые наголо музыканты были одеты в белые нейлоновые рубашки с засученными рукавами, сквозь которые просвечивали майки. Они смотрели в одну точку и задумчиво "выпиливали" народные мелодии.

Я. Середина 60-х.
Я. Середина 60-х.

Путешествие

Однажды мы с бабушкой в экскурсионных целях решили посетить станцию-пристань Фараб (Джейхун), на том берегу Аму-Дарьи. Небольшой железнодорожный состав по имени "Ученик", возивший людей на работу и обратно, доставил нас к месту назначения.

Время для поездки мы выбрали не совсем удачное - под вечер. Решили, что будет не так жарко. В итоге из всех магазинов работал лишь книжный. По моей просьбе, бабушка купила учебник по начальной военной подготовке. Потом нам сильно захотелось есть, но местная чайхана, тоже была закрыта. Мы присели на пустой топчан и подкрепились заранее припасённой большой воблой. Походив по вечернему Фарабу, двинулись в обратный путь.

Я часто мысленно возвращаюсь в те далёкие, но бесконечно близкие 60-е, которые уже скрылись за горизонтом. Вместе с ними, к сожалению, ушли и дорогие мне люди, рядом с которыми прошло моё детство.

Другие истории автора: