Найти в Дзене

Какие занятия разрешены/запрещены после SPML?

Автор метода SPML доктор Рой Нуззо всем детям после операции рекомендует следующее:
- никаких растяжек (они приводят к рефлекторному мышечному сокращению);
- поменьше сидячей деятельности, побольше естественных активностей – ходьбы по неровным поверхностям, лазанья, подвижных игр и т.п.
Доктор Пол Джордан, хирург-ортопед, который работал с Роем Нуззо на протяжении 15 лет, также рекомендует добавить занятия по методу АБМ/Фельденкрайз. Д-р Джордан полагает, что они позволят ребёнку:
- в целом улучшить мышечный контроль;
- снизить компенсаторный мышечный тонус – это не уменьшение спастики напрямую, на неё повлиять невозможно, а это «изменение нейромоторной координации на рефлекторном уровне»; в долгосрочной перспективе ребёнок научится по-новому использовать свои возможности, меньше напрягаться и не уходить в компенсации.
Казалось бы, всё понятно, автор метода и его помощник исчерпывающе объяснили, как можно помочь ребёнку удержать результат после SPML и где-то даже усилить его эффект.

Автор метода SPML доктор Рой Нуззо всем детям после операции рекомендует следующее:
- никаких растяжек (они приводят к рефлекторному мышечному сокращению);
- поменьше сидячей деятельности, побольше естественных активностей – ходьбы по неровным поверхностям, лазанья, подвижных игр и т.п.

Доктор Пол Джордан, хирург-ортопед, который работал с Роем Нуззо на протяжении 15 лет, также рекомендует добавить занятия по методу АБМ/Фельденкрайз. Д-р Джордан полагает, что они позволят ребёнку:

- в целом улучшить мышечный контроль;
- снизить компенсаторный мышечный тонус – это не уменьшение спастики напрямую, на неё повлиять невозможно, а это «изменение нейромоторной координации на рефлекторном уровне»; в долгосрочной перспективе ребёнок научится по-новому использовать свои возможности, меньше напрягаться и не уходить в компенсации.

Казалось бы, всё понятно, автор метода и его помощник исчерпывающе объяснили, как можно помочь ребёнку удержать результат после SPML и где-то даже усилить его эффект. Но… в нашей стране, где дети с ДЦП привыкли трудиться с первых дней жизни, такие рекомендации кажутся родителям, мягко говоря, неполными. И так как меня регулярно спрашивают, а как же ЛФК, Медек, иппотерапия, Бобат, я решила попробовать описать общие признаки НЕ подходящих занятий.

Чтобы научиться понимать самостоятельно, что подходит, а что вредит, давайте обратимся к двум условным понятиям. Структура и функция. Структура – наше тело, в том числе мозг, функция – движение. У детей с ДЦП функция страдает вследствие проблем со структурой. Операция SPML, затрагивая структуру, влияет на конечную функцию: в результате мастерски проведённого освобождения определённых мышц ребёнок «получает» новую функциональную конечность (многие дети после SPML даже говорят родителям: «у меня новые, другие ноги»). Ребёнок теперь может поочерёдно поднимать ноги, сидеть с разведёнными ногами, опускать ногу на пятку, разводить носочки – и многое другое.

Сможет ли он сразу использовать эти возможности в локомоции? А тут всё не так просто. Чтобы использовать свою новую структуру в уже привычно работающей функции («рисунку» которой ребёнок учился много лет – возможно, через спастику, напряжение, но однозначно с использованием структурно других мышц), нужны десятки, сотни (тысячи?) часов переобучения. И простое обучение в духе: «Ну, вот теперь ты можешь подниматься по лестнице ровно – давай пробуй», – к сожалению, не сработает.

Вы правша? Допустим, вы правша. Но что-то произошло, и вы не можете какое-то время пользоваться правой рукой: чистить зубы, краситься, есть суп, резать лук, мыть посуду, пользоваться телефоном… Ужасно, правда? Но есть левая рука. И, делать нечего, вы начинаете худо-бедно обучать свою левую руку всем тем действиям, которые раньше легко и не задумываясь делали правой. Ужасно неудобно, просто ужас. Но вы как-то справляетесь – со странными движениями-помощниками, усталостью, даже болью в мышцах левой (или правой) половины тела. Думаете, я сейчас сравню вас с ребенком после SPML?)) А вот и нет, ведь вы знаете алгоритмы правильных действий – знает ваш мозг. А мозг ребёнка – нет. У него совсем новые ноги, помните? И, быть может, он даже не ходил до операции. Или не делал многое из того, что делают «нормики»: не ползал, не стоял на высоких коленях, не поднимался из позы рыцаря и т.п.

Теперь к сути. Переобучение новым, более функциональным паттернам движений у ребёнка займёт время. Сколько времени – точно не скажет никто, потому что даже дети 1го уровня ДЦП со схожими формами очень разные. Разный темперамент, разный «анамнез» всего, что делалось до, разный микроклимат в семье. Да и просто разный, простите, мозг.

Если ребёнок продолжит заниматься всем тем, что требует от него сверхусилий (а на этом построено большинство методов реабилитации), новых эргономичных двигательных привычек, скорее всего, не будет. Напряжение, сверхусилие, преодоление себя в ходе занятий – ваш чёткий лакмус того, что делать после SPML нельзя. Другое дело, что для каждого ребёнка и сверхусилие будет своё: кому-то постоять на скамеечке на двух ногах – сверхзадача, из-за чего ребёнок станет напрягаться и уходить в компенсации, а другому и поза ласточки на движущейся платформе – норм. Ну, и совершенно бесполезными будут занятия в духе: «я тебе показываю движение – повтори», в том числе совершённые руками специалиста.

А теперь маленький секрет: все эти рекомендации работают не только для детей после SPML. А вот вообще для всех.