Найти в Дзене
Почему мой ребёнок может устать от таких занятий, как ваши?
Почему мой ребёнок может устать от таких занятий, как ваши? Почему не стоит совмещать курс с любой другой физикой и лирикой? Это частые вопросы от новичков на моих курсах. Я могу удариться в длинную и пространную теорию о том, как и при каких условиях формируются новые нейронные связи в мозгу, как мозг обучается новым паттернам движения, почему это тонкая и хрупкая работа, в которую не нужно вмешиваться примерно ничем. Но… не в этот раз. Давайте я лучше расскажу о своих наблюдениях за нормотипичными...
1 месяц назад
«Все проблемы тянутся из детства»
Ученица М. Фельденкрайза Рути Алон в своей книге привела поразительный факт: оказывается, после операции глаза младенцу нужно снять повязку спустя 2-3 дня, иначе закрытый глаз может навсегда остаться «ленивым». Это значит, что ребенок (точнее, его мозг) не станет его использовать. То есть дело может быть не в неудачной операции, а в промедлении! Я знала, что сущность человека – стремиться во всём к комфорту, и мозг за ненадобностью (а именно он решает, что ему надобно, а что нет) умеет отключать разные функции и целые системы...
2 месяца назад
Бывают ли откаты от занятий Child'Space
Уже довольно давно я думаю над одной темой для поста. Это – так называемые «откаты» после курса Child’Space. Но так как примеров из личной практики у меня было мало, я не писала об этом, а собирала материал. Сейчас есть, что обсудить. Итак, возможны ли «откаты» после Child’Space? Нормально ли это или признак того, что метод не подходит ребёнку/практик делает что-то не то? Скажу сразу: я считаю, что истинные откаты – всегда нехорошо. Однако я говорю именно про откаты как «стойкую утрату ранее приобретённого навыка», а не то, что иногда родители и специалисты называют откатами...
2 месяца назад
Занятия по м-ду Фельденкрайза с недоношенными детьми
Признаться, не так часто ко мне на занятия попадают недоношенные младенцы. Но если такие приходят, я очень радуюсь (обычно тому, что родители так рано выбрали мягкий метод) и всех хорошо помню. На фото крошка Василина, одна из таких вот малышек. Мне попались интересные мысли ученицы Моше Фельденкрайза Рути Алон, которые она приводит в книге «Возвращение к естественному движению». Рути рассуждает о недоношенности и, сравнивая человеческих детёнышей с животными, относит нас всех к своего рода недоношенным существам...
3 месяца назад
Всё чаще слышу вопросы от родителей про сенсОрные трудности, сенсОрные нарушения у их детей с ДЦП. Как ни странно, это меня радует. В классическом подходе на нарушения этого типа почти не обращают внимания. Мол, наша главная проблема – спастика/гипотония/что-то ещё, с этим и нужно бороться. При этом трудности с проприоцепцией, чувством равновесия, осознанием своего тела во время движения затрудняют эти самые движения – даже если структурные проблемы в виде тугоподвижности вроде как побеждены. Но и врачам, и специалистам подобные проблемы кажутся неважными, мол, есть и есть – у кого их в современном мире нет?.. Между тем, именно решение этих проблем может существенно сдвинуть с мёртвой точки достижение целей физической реабилитации. Мы хотим обучить ребёнка новой функции? Отлично, но чтобы эта функция появилась, что мы для начала делаем? Исправляем структуру. Например, при помощи спмл – хорошее спасение от тугоподвижности. Однако освобождённая часть тела пока не знает, как двигаться по-другому. Как её обучить новому? Нужна хорошая сенсОрная чувствительность. Мне кажется, когда я так говорю, в голове родителей возникает картинка из какого-то фильма, где чувствительность ног героя, попавшего в аварию, проверяют, тыкая в него иголки)). Нет, речь о другого рода чувствительности: это умение почувствовать конечность или часть тела, её форму и объём, вес, движение в ней, амплитуду движения, размер усилия, с которым оно совершается, и так далее. Давайте проверим сенсОрную чувствительность вашей ступни. Если вы сейчас сидите с прямыми ногами, ощутите вес правой ступни. Можете? Почувствуйте поверхность кожи, носок на ней (или обувь). Получилось? Медленно пошевелите пальцами. Теперь быстро. Теперь слабо – и с существенным усилием. Не спеша оторвите ногу от пола – и поставьте обратно, ощущая её вес. Потяните носок стопы на себя – и почувствуйте, что ещё пришло в движение в вашем теле, какие мышцы сократились. Со стопой можно много продолжать, но базовое вы почувствовали – потому что когда-то, когда вы были ребёнком, ваши сенсОрные системы получали адекватную нагрузку и помогали развиваться вашей физике. А ещё потому, что вы продолжаете нагружать эту часть тела новой сенсОрной информацией каждый день: носите разную обувь, ходите по разной поверхности; иногда попадаете в лужи, а иногда греете ноги у батареи/камина; ходите босиком и в носках, трогаете кончиком пальцев воду в море/бассейне; ходите, в конце концов! А есть ли такой опыт у ребёнка с ДЦП?.. Упражнения, направленные на увеличение силы движений, заучивание крупных действий здесь мало подходят. Их цель в другом (хотя этого могут не понимать даже инструкторы) – в увеличении мобильности движений в суставе, в профилактике контрактур (и то под вопросом, как это работает в каждом отдельном случае). Что же делать? Выбирать аккуратные, малоамплитудные, тщательно подобранные сенсОрные занятия, которые окажутся полезнее, а зачастую даже нужнее, чем традиционная работа со спастикой, гипотонией и т.д. #фельденкрайзюфо #фельденкрайзкрым #фельденкрайзсевастополь #фельденкрайзанапа #фельденкрайзкраснодар #фельденкрайзставрополь #childspace #методшелхав
4 месяца назад
Какие занятия разрешены/запрещены после SPML?
Автор метода SPML доктор Рой Нуззо всем детям после операции рекомендует следующее: - никаких растяжек (они приводят к рефлекторному мышечному сокращению); - поменьше сидячей деятельности, побольше естественных активностей – ходьбы по неровным поверхностям, лазанья, подвижных игр и т.п. Доктор Пол Джордан, хирург-ортопед, который работал с Роем Нуззо на протяжении 15 лет, также рекомендует добавить занятия по методу АБМ/Фельденкрайз. Д-р Джордан полагает, что они позволят ребёнку: - в целом улучшить...
6 месяцев назад
Метод Шелхав подходит только "лёгким" детям?
Среди множества разных мифов о методе Шелхав/Фельденкрайза есть и такой: занятия подходят только "лёгким" детям (а то и вовсе одним нормикам), а вот "тяжёлым" нужно что-то поядрёнее. Правда ли это? Этот вывод отражает непонимание принципов воздействия метода. А ещё, к сожалению, непонимание того, как устроен "лёгкий" ребёнок и как устроен "тяжёлый". Как функционируют их нервные системы, как работает мозг, что это вообще за тяжесть и лёгкость такие. Где-то в этой фразе я даже вижу некоторое наивное...
6 месяцев назад
Как метод Шелхав (Фельденкрайз) может влиять на миелинизацию. Ч.2
В прошлой части моей заметки на эту довольно сложную и обширную тему я упомянула три основные проблемы, связанные с миелинизацией. Это задержки процесса образования оболочки, дефекты (например, произошедшие вследствие инсульта, гипоксии) и разрушение миелина (аутоиммунные и генетические дегенеративные заболевания). Конечно, это всё очень разные состояния со своими особенностями и тяжестью проявлений. Поэтому и эффект от занятий нужно разделять и исследовать отдельно. ✏ Также нужно понимать, что на...
6 месяцев назад
Как метод Шелхав может помочь с миелинизацией. Часть 1
Сегодня модно рассуждать о таком эффекте от различных занятий, как образование новых нейронных связей в мозгу. Если упрощённо — это то, что сопровождает появление любого навыка, двигательного или когнитивного. При этом мы упускаем из виду важный процесс, без которого связей не будет, хоть заупражняйся, — миелинизацию. Миелин — это защитная оболочка отростков нервных клеток. Процесс миелинизации начинается у человека ещё во внутриутробном периоде и длится, по данным разных учёных, до 30 лет (а раньше считалось, что до 6-7)...
6 месяцев назад
Как часто нужно заниматься детям с ОВЗ по методу Шелхав?
Я езжу на выездные курсы уже больше года. И сейчас, глядя на некоторых ребят, которые прошли у меня 5, 6, а некоторые и 7 курсов, могу кое-что об этом рассказать. Я стопроцентно верю в гениальность метода, а вот будет он работать в каждом конкретном случае или нет — зависит уже как от самого практика, так и от состояния нервной системы ребёнка (вопрос участия в работе родителей и семьи опускаю — на мой взгляд, для успешной реабилитации это должно быть по умолчанию). И вот сейчас я вижу, как практически у всех ускоряется появление и проявление результатов нашей совместной работы...
6 месяцев назад
О важности скручиваний
Иногда на занятиях я совершаю с ребёнком очень медленные скручивания и переходы — и он при этом плачет. Родители не понимают, что происходит. И когда я говорю, что ребёнку просто страшно, понимания не прибавляется. Хава Шелхав, ученица Моше Фельденкрайза и автор метода Child’Space, по этому поводу пишет: Тревожные реакции начинаются не только тогда, когда ребенок приближается к лестнице, горке или ступеньке. Мы можем увидеть признаки тревоги, появляющиеся уже на более ранних стадиях. Есть младенцы, которые плачут, когда переворачиваются...
6 месяцев назад
После 3-х уже поздно?
«Ваш метод только для малышей, чем он поможет нашему ребёнку? После трёх уже поздно – так все специалисты говорят». Я люблю работать с крохами, я радуюсь, когда мягкий метод выбирают рано – для ребёнка до года или около того. «Мягкий» старт в реабилитации особенно важен: это даёт ресурс всей семье. Ребёнок учится доверять чужим людям, мама – подмечать сильные стороны, учится видеть маленькие изменения. Кто-то из родителей вдохновляется настолько, что находит в себе желание и силы учиться мягким техникам, чтобы быть опорой и поддержкой своему ребёнку ещё и в этом...
6 месяцев назад