Найти в Дзене

Что делать, если отекают ноги?

Оглавление

Начнем с писем от наших читателей.

«Вроде сердце у меня здоровое, не жалуюсь, а после далеких походов за ягодами и грибами стопы отекают дня на два. Может, от резиновых сапог?

В. КУЗМИН, г. Шарья, Костромская область». 

«Я ехала из Москвы на поезде, сидя в кресле с откидной спинкой, и у меня за сутки сильно отекли голени и стопы. Пошла к врачу, и он поставил диагноз: «сердечно-сосудистая недостаточность II степени». Запретил работать в огороде, бегать. А я прежде бегала трусцой, чувствовала себя отлично, на сердце никогда не жаловалась. Что мне делать: огород для меня — подспорье, бег трусцой — большая радость»

Виктория ПАНОВА, г. Весьегонск

Фото: из архива журнала «ФиС»
Фото: из архива журнала «ФиС»

С чужого голоса в отличие от других я не даю рекомендаций. Каждую стараюсь проверить многократно на себе. Проверил и проблему, связанную с отеками: сижу, гляжу на свои стопы, размышляю. Более того, могу сказать уже сейчас определенно: длительные перелеты самолетами или переезды в креслах для сидения автобусами и поездами — вредны для здоровья.

Особенно плохо ехать, сидя после усиленной физической работы: набегались вы по московским магазинам — сели в поезд, или находились по лесу и болотам с рюкзаком, как я, — сидите неподвижно.

Резиновая обувь, жара, эластичные носки с тугой «резинкой», охватывающие голени, несомненно, усиливают отеки на ногах. Играет роль и возраст — чем старше человек (а мне за семьдесят), тем больше шансов, что его сосуды не справятся с дополнительной статической нагрузкой. Однако и молодой возраст — не гарантия. Моя жена, тогда 20-летняя студентка геолого-разведочного института, возвращалась с подругами в сорок четвертом году из ташкентской экспедиции, сидя в поезде на рюкзаках пять суток. И когда они выползли в Москве, едва передвигали по перрону ноги. Отекли!

Классическая медицина, если бы студентки обратились к ней, почти наверняка, как и вам, уважаемая Виктория, и как мне, поставила бы пожизненный диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность II степени.

Но я-то точно знаю, что ни у меня, ни у моей жены сердечной недостаточности не было и нет. Была сосудистая и временная, которая проходит через 2—7 дней. Слово «сердечная» в нашем случае — лишнее, нелепое, я его вычеркиваю бесповоротно!

Вот и на этот раз, прежде чем сесть в поезд и увидеть отеки на своих стопах, я проверил свое сердце неоспоримыми отработанными естественными тестами: отнес от станции Бугры на 10 км в лес по буеракам два тяжеленных рюкзака (один висел на моей спине, другой — на шее); потом ходил, не уставая, за ягодами, грибами, на охоту по 15— 20—30 км. Молодые спутники сдавались побыстрее. И назад к станции, так уж получилось, отнес за две ходки три рюкзака с ягодами, грибами и пожитками. В общей сложности прошагал туда-сюда за сутки почти 40 км (последние — под звездами). Сел в поезд, ночь не спал... Если бы мое сердце было уязвимо, разве смог бы я проделать такую гигантскую работу и чувствовать себя нормально? (Кстати, временные отеки на ногах на мое самочувствие серьезно не влияют).

Фото: из архива журнала «ФиС»
Фото: из архива журнала «ФиС»

Итак, за десять дней лесной жизни набрал я сил достаточно и чувствовал себя отлично, но в поезде за полсуток мои стопы от сидячей позы отекли — перед Москвой с трудом втиснул их в кроссовки. И отекли почти без «помощи» резиновых сапог: с собой в лес я теперь беру кроссовки, в вагоне переодеваюсь. Снял я и эластичные носки с тугой «резинкой»... В чем же дело?

Кровь — тяжелая, лимфа — тоже. Под действием сил земного притяжения они стремятся вниз и, когда мы сидим, не могут подняться вверх по венам и протокам. Вены и лимфатические протоки разбухают, стенки их перерастягиваются, теряют эластичность, венозные клапаны смыкаются неплотно, перестают работать, помогать кровообращению.

Во время же ходьбы, бега, скольжения на лыжах, я напомню, то есть во время сокращения и расслабления мышц, наши вены и лимфатические протоки, проходящие через мышечные волокна, то сжимаются ими, и кровь с лимфой выдавливаются из них, то расправляются и наполняются кровью и лимфой.

Иначе говоря, ритмичные сокращения и расслабления мышц — превосходные дополнительные насосы, которые помогают крово- и лимфообращению. И еще: сокращение и расслабление мышц — отличнейший массаж, который укрепляет, тонизирует и тренирует гладкую мускулатуру стенок вен и лимфатических протоков.

А когда мы, находившись (за грибами по лесу или с сумками по московским магазинам), сели в поездное кресло и сидим, мышечные насосы не работают, не помогают. Они отключены.

Еще хуже, разумеется, не сидеть, а стоять на месте после физической работы (например, после хождения по лесу за грибами — ехать стоя в переполненном автобусе или электричке): во время стояния мышцы, сократившись, пережимают вены и лимфатические протоки там и тут — создают на пути непреодолимые преграды, как транспортные пробки у светофоров в часы пик.

Предшествующая физическая нагрузка, за которую я обычно голосую двумя руками, в этом случае оборачивается неблагоприятной гранью — усиливает отеки. Объясню. Нагрузка запустила на полную мощность в организме обменные процессы: а) вывела из резерва в сосудистое русло дополнительные 30—45% крови (как выводят дополнительный транспорт для перевозки пассажиров в часы пик); б) наработала большое количество углекислоты, которая сильно расширила вены и протоки; в) накопила недоокисленные продукты обмена в клетках (например, молочную кислоту), которые надо доокислить.

Да, всё это интенсивная физическая нагрузка запустила, но внутриклеточные обменные процессы до конца не довела. И для того чтобы они успешно завершились, нужно создать максимально благоприятные условия для восстановления. Сидячая же поза в кресле с опущенными вниз ногами — совсем не те условия. Беда!

Как же помочь нашим венам и протокам в трудные часы восстановления?

На свободе, без вынужденных стоячих или сидячих переездов, помочь венам и протокам очень просто. С этого я и начну.

Фото: из архива журнала «ФиС»
Фото: из архива журнала «ФиС»

В резиновой обуви, в сапогах и кедах в жару, конечно, лучше не ходить. Они до безобразия распаривают стопы и беспредельно расширяют вены и протоки на ногах. Ну а если вы всё же ушли утром за грибами в сапогах, как только солнце станет припекать, почаще заходите в лужи, остужайте ноги.

Еще лучше, не ленитесь, снимайте сапоги, ходите по росе: домой же и вовсе возвращайтесь босиком и мойте ноги в холодных родничках и лужах. Холодная вода мгновенно сузит вены и протоки на ногах, наладит крово- и лимфообращение, пошлет в мозг с рецепторов живительные импульсы.

Домой вернетесь, еще раз помойте ноги, прилягте на диван, а под голени и стопы подложите свернутое одеяло.

Помню, после окончания мединститута (для расширения кругозора) один сезон я проработал на Таймыре в геолого-разведочной партии — промывал шлихи, таскал из маршрутов рюкзаки с образцами. Маршруты же по вечно мерзлой тундре в резиновых сапогах были по 20, 30, 50 и более километров. Присесть нельзя — оттаявшая сверху тундра пропитана водой. Особенно тяжелым выдался маршрут на залив Вольтера к берегу Ледовитого океана. Туда нас немножечко подбросил самолет ПО-2 и улетел.

Идем вперед. На небе — солнце. На часах — 12 ночи. Дикие олени, песцы, гуси, утки в полночь засыпают — у них срабатывают внутренние биологические часы. А мы шагаем, мы же — люди!

На обратном пути от океана, когда солнце поднялось и разъярилось — ни ветерка, жара. Арктическое лето — мы на ходу стали засыпать. Идешь, идешь, в глазах мутнеет, голова пустая, а ноги налились свинцом... Впереди ручей, обходить его — нет сил. Перебрели, залив в голенищи ледяную воду. И диво: ноги стали легкими, сон слетел! На час, а то и на полтора вернулись бодрость, ясность мыслей. Стали засыпать — опять в ручей, теперь уже намеренно!

Так и добрались из 56-километрового маршрута до своего палаточного лагеря, то и дело забредая выше голенищ в холодные ручьи и тундровые озера—лужи.

А разве вы, уважаемый читатель, не испытывали облегчения, прояснения мыслей, радости при возвращении в жару из леса, сняв с ног резиновые сапоги и помыв ноги в холодном ручейке или искупавшись в речке, омутке?

Второй чудодейственный прием, который помогает восстановить крово- и лимфообращение в ногах:

лягте на спину (только не на сырую землю; в тундре на спину не ляжешь), поднимите ноги вверх и покрутите педали воображаемого велосипеда — в одну сторону, в другую. Или прислоните ноги к стогу сена, помассируйте их руками в направлении от пальцев и стоп к голеням, бедрам... сердцу.

В № 5 журнала «ФиС» за 1993 год была опубликована статья «Рецепт Малецкого». У кого есть подшивка нашего журнала, советую еще раз ее перечитать. У кинорежиссера Малецкого было очень сильное варикозное расширение вен. Предстояла операция. По совету своего друга Николай Леонидович Малецкий на операцию не пошел, а стал ежедневно (после возвращения с утренней пробежки, а он ежедневно и неукоснительно бегает трусцой) крутить педали воображаемого велосипеда. Лежит дома на диване, ноги поднимет и крутит три минуты. Через два-три месяца варикозное расширение вен у него прошло. Надобность в операции отпала! И сейчас вены и протоки на ногах у Николая Леонидовича в хорошем состоянии, потому что он бегает и крутит «педали» ежедневно. Рецепт Малецкого — великолепен, безотказен!

А те пациенты, которым этот прием якобы не помогает, при тщательном «расследовании» признаются, что они крутят «педали» не систематически, а от случая к случаю, и не по 3 минуты, а секунд по 20. Систематически крутить им лень. Так что, кто не хочет выздороветь, ленитесь, а кто хочет — крутите на здоровье!

Фото: из архива журнала «ФиС»
Фото: из архива журнала «ФиС»

Для третьей категории пациентов — вечно сомневающихся, я советую проделать пустяковую проверку:

поднимите ноги вверх и посмотрите на свои наполненные кровью вены — они в миг пустеют, остаются лишь извилистые бороздки по ходу бывших вен!

Ну а как быть тем людям, которым после усиленной физической работы (переходов по лесу с рюкзаком или ходьбы с сумками по магазинам) приходится долго ехать в поезде или автобусе в сидячем положении?

Снимите с ног резиновые сапоги и кеды — это однозначно. Снимите и капроновые носки, перетягивающие голени. Повыше (насколько это можно) поднимите ноги (положите на рюкзак или на сумку).

Американцы кладут ноги чуть ли не на стол, чем возмущают европейцев — некультурно. Оно и верно: совать свои ноги под нос другому человеку не очень эстетично да и вряд ли стоит. Но с физиологической точки зрения, приподнять ноги — благо!

Еще совет: в поезде под краном намочите тряпочку, косынку и протрите ими голени и стопы. Несколько раз за поездку повторите эту процедуру.
На продолжительных остановках выходите из вагона, ходите по перрону. К слову, некоторые горнолыжники, мои друзья, если в вагоне очень жарко, а перрон зимой покрыт пушистым чистым снегом, разуваются и ходят вдоль вагонов босиком, держа в руках ботинки, остужают стопы.

Отдельно следует упомянуть работу академика Александра Александровича Микулина.

О беге и виброгимнастике

После возвращения в Москву отеки на моих ногах обычно держатся сутки-двое, а тяжесть в ногах (скрытые отеки) — около недели. Только к концу ее ноги опять становятся легкими, «сухими, беговыми».

Чем же я ликвидирую эту тяжесть: ежедневным бегом до метро и от метро (в сумме за день — 2, 3, 4 км). Причем, когда бегу в эту восстановительную неделю, стараюсь энергично стучать пятками о тропинки и асфальт. Зачем? Удар пяткой при каждом шаге — это та же самая виброгимнастика Микулина.

Помните, как он советовал ее делать: приподнимитесь на носки, расслабьте мышцы и ударьтесь пятками о пол  — венозная кровь в венах ног устремится вверх так же, как вода или вино в бутылке, когда вы ударите ладонью по ее дну.

Итак, и жесткий бег, и виброгимнастика Микулина отлично помогают наладить крово- и лимфообращение. Но в поезде не очень-то побегаешь. Микулинскую же гимнастику можно делать где угодно и сколько угодно! Я делаю9 ее в поезде до пяти раз за день и повторяю каждое упражнение по 100, 200 раз: вышел в тамбур, приподнялся на носки, расслабил мышцы — грохнулся пятками о пол!

Однако гимнастику Микулина, признаюсь, я оценил по достоинству не сразу. Почему?

С Микулиным я познакомился, когда он печатал главы из своей книги «Активное долголетие» в нашем журнале. Характер у него был непростой. Во-первых, он любил давить авторитетом, привык к тому, что перед ним (героем и лауреатом, академиком) все двери мгновенно открывались (а в нашей редакции это не прошло). Во-вторых, на мой взгляд, Микулин частенько увлекался, допускал ошибки и порой выдавал за первооткрытие давным-давно известные физиологические закономерности (например, о мышечных насосах лет за 20 до Микулина рассказывал на лекциях Мошков — академик, специалист по спортивной медицине). В-третьих, как я уже признался, все стоящие или сомнительные рекомендации в журнале «ФиС» я старался проверить на себе. Не удержался от проверки и виброгимнастики Микулина, точнее от лихой приписки к ней — о выведении из крови шлаков: если вас одолевает сон, говорил Микулин, стукнитесь раз сто пятками о пол, кровь очистится от шлаков, спать расхочется.

В ту самую весну, когда мы готовили к печати главы книги, я встречал на станции Бугры своего друга на рассвете, пришел из леса, ночь совсем не спал. Возьму его рюкзак на плечи (а в нем килограммов 35) — иду, дышу глубоко, пульс около 170—180 ударов за минуту. И спать совсем не хочется, а ведь я пятками о землю не стучу, шлаки из себя не выгоняю, ступаю мягко, по-охотничьи. Отдам рюкзак — и тут же засыпаю на ходу. Возьму — опять проснусь, отдам — и снова засыпаю.

Выходит, сон слетает не только от ударов пятками о пол (и при переходе в брод через холодные ручьи), а и от интенсивной мышечной работы, которая взвинчивает обменные процессы.

Позже с академиком Микулиным мы вроде бы нашли общий язык. Он перестал на меня сердиться за замечания по рукописи. И даже однажды сказал главному редактору журнала:

— У вас, по-моему, работает очень толковый мальчик-врач.

Мальчиком в ту пору я себя считать уже не мог: мне было около пятидесяти и моя внучка Лена отлично выписывала слаломные дуги, состязалась. Но это к делу не относится. Виброгимнастика Микулина для ликвидации отеков на ногах во время переездов в поездах — прекраснейшее средство. Я перед нею преклоняюсь.

Автор: Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, доктор «ФиС»

Кое-что о виброгимнастике...   

* Преимущества виброгимнастики А.А. Микулина заключаются, в частности, в том, что она: улучшает кровообращение в нижних конечностях, стимулирует работу сердца, укрепляет кровеносные сосуды, вены, повышает их тонус. При выполнении виброгимнастики встряхиваются как крупные вены, так и мелкие капилляры, что препятствует застойным явлениям.

* Академик А.А. Микулин в своей книге «Активное долголетие. Моя система борьбы со старостью» (М., «Физкультура и спорт», 1977, 2006) указывал, что у предложенной им виброгимнастики противопоказаний не имеется. Однако некоторые современные специалисты отмечают, что заниматься виброгимнастикой не рекомендуется при наличии: пяточной шпоры, сердечно-сосудистых патологий, холецистита, песка или камней в почках, остеохондроза, тромбофлебита, кардиостимулятора.

* Академик Микулин рекомендовал делать виброгимнастику 3—5 раз по одной минуте в течение дня. Особенно советовал ее людям, которые ведут малоактивный образ жизни, заняты сидячей или стоячей работой. Очень помогает такая виброгимнастика и при умственном переутомлении. 

* Виброгимнастика снимает усталость в ногах при подъеме в гору. Микулин рекомендовал делать виброгимнастику в течение 1 минуты через каждые 200 м подъема. И эпизодически — при длительных походах пешком.

Автор: Татьяна ФЕДОРОВА

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Ещё больше материалов на сайте

Оформляйте подписку на печатную версию журнала «ФИС»