Найти в Дзене

После 3-х уже поздно?

«Ваш метод только для малышей, чем он поможет нашему ребёнку? После трёх уже поздно – так все специалисты говорят».
Я люблю работать с крохами, я радуюсь, когда мягкий метод выбирают рано – для ребёнка до года или около того. «Мягкий» старт в реабилитации особенно важен: это даёт ресурс всей семье. Ребёнок учится доверять чужим людям, мама – подмечать сильные стороны, учится видеть маленькие изменения. Кто-то из родителей вдохновляется настолько, что находит в себе желание и силы учиться мягким техникам, чтобы быть опорой и поддержкой своему ребёнку ещё и в этом.
Если маму не «колбасит» в желании попробовать всё и сразу, регулярная работа по любому методу из «семьи» Фельденкрайза ребёнку раннего возраста и правда может дать быстрые результаты (но, как обычно, всегда есть свои «но»). Почему?
«Нервная система, отвечающая за двигательную активность, функционирует посредством нейромедиации электрических импульсов. Основная часть нервной клетки, ответственная за передачу нервного импульс

«Ваш метод только для малышей, чем он поможет нашему ребёнку? После трёх уже поздно – так все специалисты говорят».

Я люблю работать с крохами, я радуюсь, когда мягкий метод выбирают рано – для ребёнка до года или около того. «Мягкий» старт в реабилитации особенно важен: это даёт ресурс всей семье. Ребёнок учится доверять чужим людям, мама – подмечать сильные стороны, учится видеть маленькие изменения. Кто-то из родителей вдохновляется настолько, что находит в себе желание и силы учиться мягким техникам, чтобы быть опорой и поддержкой своему ребёнку ещё и в этом.

Если маму не «колбасит» в желании попробовать всё и сразу, регулярная работа по любому методу из «семьи» Фельденкрайза ребёнку раннего возраста и правда может дать быстрые результаты (но, как обычно, всегда есть свои «но»). Почему?

«Нервная система, отвечающая за двигательную активность, функционирует посредством нейромедиации электрических импульсов. Основная часть нервной клетки, ответственная за передачу нервного импульса, называется аксоном. Аксон может быть очень длинным. Самый длинный аксон в теле начинается у основания позвоночника и продолжается до большого пальца ноги. Чтобы электрический импульс быстро и эффективно проходил по аксону, он должен быть изолирован от электрического заряда клеток, находящихся вне его. Для этого аксоны в организме окружает слой миелина. Этот слой поддерживает электрическое сопротивление, как изолирующая оболочка вокруг электрического провода. Он формируется постепенно по всей длине нейронных сетей в головном мозге и в периферической нервной системе (части нервной системы, находящейся вне головного и спинного мозга) в ходе процесса, называемого миелинизацией.

Этот процесс начинается примерно на 14 неделе беременности и продолжается в медленном темпе до рождения ребенка. Затем этот процесс значительно ускоряется до достижения годовалого возраста, что улучшает скорость нервной проводимости и помогает ребёнку освоить всё сложные виды деятельности, которые должны появиться в течение этого первого года.

После первого года жизни нервная система продолжает строить миелиновую оболочку по всё большему и большему числу сетей, хотя и более медленными темпами. Примерно в пять лет этот процесс завершается в периферической нервной системе, но ещё не в головном мозге, где он продолжается примерно до конца полового созревания».

[Child'Space: An Integrated Approach to Infant Development Based on the Feldenkrais Method - by Chava Shelhav Ph.D., 2019]

Да, ранний «мягкий» старт – это очень хорошо. Но, как видим, процесс миелинизации продолжается до окончания пубертата, то есть как минимум до 17 лет. Некоторые учёные говорят о 20 и даже 30 годах. Сам Фельденкрайз считал, что обучить мозг, «перезагрузить» его можно в любом возрасте. Я думаю, в ближайшие годы мы узнаем множество тому подтверждений: многие догадки Моше в последующем доказала наука.

Поэтому позитивные изменения есть у детей любого возраста, находящихся в терапии. У ребёнка развит интеллект – прекрасно, я буду учить его вниманию через движение, учить его чувствовать, ощущать себя (и порой это тоже трудный и длинный путь). Ребёнок со сниженным интеллектом – ок, у меня есть руки, с помощью которых я привлеку внимание его мозга через мануальную работу с его телом.

Будет ли это дольше и труднее, чем с малышами? Здесь однозначного ответа быть не может. Кто-то «схватывает» уроки моментально, а мозг другого ребёнка долго сопротивляется и недоумевает: почему это мы тут лежим и делаем странные медленные движения. И чаще всего это не зависит от возраста.