Перефразируя одну известную поговорку, не дай бог вам жить в интересные времена. Дзен уже несколько лет как довольно неслабо лихорадит, зачем, это уже к заказчикам данных активностей. С новым владельцем платформы уже уже пережили "улучшенную" монетизацию, после которой у каналов снизилась доходность в 3-9 раз, смерть формата шортсов (роликов), смерть формата постов. И вот теперь, с 14 апреля, наступила окончательная смерть формату видео, причем что обычного, что коротких роликов. Вполне ожидаемое событие, учитывая, в каком направлении двигалось развитие видео у нынешнего владельца ВК.
С данного события прошел месяц, так что есть возможность проанализировать итоги данных изменений. Благо наступил, наконец, отпуск, время немного остыть и посмотреть, куда двигаться дальше. И чего теперь делать тем, кто занимался исключительно видео. Как не странно, даже у них сейчас есть определенные лазейки. Ну а куда деваться, у Красной Армии было три тактики - наступления, обороны и просачивания. Вот наши люди и занимаются просачиваением, пытаясь минимизировать потери, связанные с отключением монетизации видео. У кого-то это получается, у кого-то нет.
Для начала, стоит напомнить один важный момент. Изначально Дзен являлся платформой для статей, всё остальное появилось потом. Отчасти отключение монетизации - это возвращение к истокам. Но с одним огромным нюансом. Дзен раннего периода запомнился совершенно жуткими материалами, которые писались ради хайпа и сбора на этом поприще денег. Тысяча-полторы знаков, максимальный кликбейт по содержанию, несколько картинок - всё, готово. Таким образом Дзен себе и заработал весьма сомнительную репутацию. Поэтому реформы 1 августа 2023 года всё же были нужны, по крайней мере по статьям. Пострадали все (у меня снижение в 3 раза было), но иначе никак.
Далее, что касается видеоформата. У Дзена эффективность видео была крайне низкой, причина в том, что реклама пихалась спустя 15-20 секунд после начала просмотра. Поэтому среднее время просмотра составляло секунд 8-10. А вот показов оно забирало очень прилично. В итоге это меня вынудило сделать канал на Rutube, который с самого начала не позиционировался как чисто место для монетизации. Скорее для того, чтобы люди могли посмотреть где-то видео без этой ущербной системы рекламы. Тот факт, что ВК Видео, Дзен и ОК объединили, не прошел незамеченным. Так что сильно не удивился произошедшему.
Главная ошибка, которую допустили организаторы уничтожения видео на Дзене как средства монетизации - это то, что авторы пойдут в ВК Видео. Про жадность данного ресурса уже давно ходят легенды, ожидать, что пойдут туда - это сродни вере в Деда Мороза. Главным выгодополучателем стал Rutube, куда ушла часть авторов. Ну как ушла... они там и так были, просто там получались такие крохи по просмотрам, что о серьёзности говорить не приходилось. А тут авторов оставили с выбором в виде двух стульев. Некоторые из тех, кого я смотрел, за считанные недели перескочили порог в 10 тысяч подписчиков. А это уже какая-то минимальная, но монетизация.
Еще одна хитрость связана с тем, что у ряда людей, которые делали чисто видео, появился дар написания текстов с фото. В принципе, 3 тысячи знаков с осознанным текстом по мотивам видео сделать небольшая проблема. Рублей 200 с такой статьи вполне можно получить, а дальше начинается накопительный эффект. При этом видео они стали ставить в премиум-подписку (прем появился незадолго до отключения монетизации). Таким образом, кому надо, тот идет в Рутуб, где бесплатно, кто-то в прем-подписку, где уже без рекламы, ну и статьи (у некоторых их под 60 штук, умножаем на средние 200, это про накопительный эффект). Правда, я им бы посоветовал старые видео переносить также в прем. Да, это долго и муторно, но иначе банально транжирится впустую объём показов.
Особенно это актуально для тех, у кого основной приоритет - статьи. Так вот, как только начал сносить видео, бьющие рекорды посещаемости, и стал их убирать в преимум, а также переносить в Rutube, ситуация стала выправляться. Нельзя сказать, что для меня отключение монетизации видео прошла незаметно. Но падение оказалось не столь значительным. Тем более что всё-таки несколько человек воспользовалось премиум-подпиской. Как уже говорил неоднократно, у меня есть работа, и не одна, снимаю как умею, но ситуация, когда тебе отрубают монетизацию, рассказывают пользователям, что рекламы нет, но эта самая реклама есть на странице показа - это пряма сказочно. Вы же вроде от видео отказались, ну вот и не обольщайтесь. Для желающих посмотреть бесплатно есть Rutube.
Общее понимание у меня пока такое. В Дзене процесс перевода видео в премиум займет где-то год, при этом по вторникам и четвергам там можно будет видеть совсем новые видео. Некоторые из них, по причинам "неформата" (особенно по длине видео), так там и останутся. На Rutube эти новые видео будут появляться спустя 2 месяца и позже. Если число премиум подписчиков достигнет хотя бы 50-60 человек, задумаюсь о том, чтобы там начать публиковать мини-материалы. Благо есть темы, которые на большие статьи не тянут, а так вполне подойдут. Так или иначе, но развитие идет
Напоследок хотелось бы сказать одну простую вещь. Насчет Rutube даже не мечтайте как о чем-то, что будет панацеей. Людей, которые там набирают хотя бы 30-40 тысяч просмотров в месяц, не так много. Для этого надо минимум 5-6 тысяч подписчиков, и это не Дзен, они просто так не соберутся. Поэтому ближайший год-два, в моём случае, можно даже не дергаться. В любом случае, основной объем видео теперь там. Причем далеко не одни лишь дубли с Дзена или откуда-то еще. Нового видео у меня очень много, где-то половина от объема. Желающие могут подписаться и смотреть там.
А вот тут всё бесплатно:
Другие "системные" материалы:
Некоторые мысли вслух относительно смерти в Дзене формата постов
Немного мыслей об отечественных "заменителях" Youtube по итогам 2024 года